Список рекомендуемой учебной литературы

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Учебники и учебные пособия:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. Изд. 1. – М., 1979; Изд. 2. – М., 1983. http://www.twirpx.com/files/languages/linguistics/commons/ (Кодухов)

2. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: Учебно-методический комплекс: В 2 кн. – СПб.-М., 2008. (УМК)

3. Куликова И.С., Салмина Д.В. Введениев языкознание: учебник для бакалавров. М.: Изд. Юрайт, 2013

4. Маслов Ю.С.Введение в языкознание: учебник Серия: Классическая учебная книга. Изд. 4-е . СПб., 2007 (Изд. 2. – М., 1987; изд. 3. – М., 1997). (Маслов)

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение / Классический учебник. Изд. 4. – М. :, 1967; 5-е изд., испр. М., 2010 (многократное переиздание, начиная с 1996 г.,2007, 2008). (Реформатский)

6. Рабочая тетрадь по курсу «Основы науки о языке» (Фонетика. Грамматика. Лексика) / Сост. Куликова И.С., Салмина Д.В. – СПб., 2006.

Словари:

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.Л. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2008.

Куликова И.С, Салмина Д.В. Обучающий словарь лингвистических терминов.– СПб.- М., 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс: : Учеб. пособие для студ. филол. спец. высш. учебн. заведений. М., 2004. (Алефиренко)

2. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Изд.2, доп. М., 2010.

3. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 2003. (Будагов)

4. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

5. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 2007 (Головин)

6. Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. АСТ, 2007.

7. Шайкевич А. А. Введение в лингвистику. – М., 1995.

8. Широков О. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. (Широков)

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ГЗ – грамматическое значение

ГК – грамматическая категория

ГФ – грамматическая форма

ДЛ – список дополнительной учебной литературы

ДП – дифференциальный признак

ИП – интегральный признак

ЛЗ – лексическое значение

МФШ – Московская фонологическая школа

ОЛ – список обязательной учебной литературы

ОС – «Обучающий словарь лингвистических терминов»

ПФШ – Петербургская фонологическая школа

Раздел I. Фонетика

Тема I. Акустико-артикуляционная характеристика

Звуков речи

Строение речевого (произносительного) аппарата

ОЛ: Реформатский: 155-165, 166 (161-169)

Кодухов: 101-107 (110-116)

УМК: 145-148

ДЛ: Головин: 25-32

Широков: 32

Основныетермины: активные органы, альвеолы, речевой (артикуляторный, произносительный) аппарат, глотка (фаринкс), голосовые связки, гортань (ларинкс), мягкое нёбо (небная занавеска), пассивные органы, речевой аппарат (в широком значении), язык, увула (язычок) (= 10).

Примечание: здесь и далее страницы учебника А.А. Реформатского даются по 4 изд., а в скобках – по 5-му; страницы учебника В.И. Кодухова даны по 2-му изданию, а в скобках – по 1-му; страницы учебника Ю.С. Маслова – по 2-му изданию. В других переизданиях этих учебников страницы могут незначительно расходиться.

Задание 1. Артикуляторный аппарат

Перечислить и обозначить на схеме активные и пассивные органы

Активные органы Пассивные органы

1 1

2 2

3 3

4 4

Задание 2.Акустические типы звуков

Охарактеризуйте звуки речи с акустической точки зрения, заполнив пустые графы таблицы.

Работа голосовых связок Соотношение голоса (тона) и шума в тембре звука Тип звука Примеры звуков взять из слов, приведенных после таблицы
  только голос (тон)      
  тон > шум      
  тон < шум      
  только шум      

рус.: кит, год, рубль;

англ.: goоd [gu:d], king [kıŋ];

нем.: gut [gut], Held [helt];

фр.: drapeau (знамя) [dra′po]; client [kli′jã]

Задание 3. Работа нёбной занавески

Заполните графы таблицы примерами звуков в словах русского, английского, немецкого, французского языков: рус. знамя, немой; англ. nothing ‘ничто’ [′nΛθıŋ], main ‘главный’ [meın]; нем. Normung ‘стандартизация’ [normuŋ], singen ‘петь’ [sıŋən], Mund ‘рот’ [munt]; франц. enfin ‘наконец’ [ãfе], bon ‘хорошо’ [bõ], main ‘рука’ [me], plan ‘план’ [plã], note ‘отметка’ [not], ligne ‘линия, строка’ [lıɲ].

Положение нёбной занавески Тип звука Примеры
      рус. англ. нем. фр.
    рус. англ. нем. фр.

• За счет какого типа звуков значительно возрастает число гласных во французском языке?

Артикуляция и ее фазы

ОЛ: Реформатский: 165-168 (169-172)

Кодухов: 107-109 (116-118)

УМК: 148-154

ДЛ: Головин: 48

Основныетермины артикуляция, выдержка (экспозиция), отступ (рекурсия), приступ (экскурсия), наложение фаз артикуляции (= 5).

Задание 4. Артикуляция звуков

Заполните пустые графы табл. I (см. с. 5)

а) установите звук по описанию его артикуляции;

б) опишите артикуляцию звуков по предложенному образцу.

Артикуляционная база языка

ОЛ: Кодухов: 107-110 (118-120)

УМК: 156-158

Основныетермины: артикуляционная база языка, дорсальная артикуляция, апикальная артикуляция, аспирация (придыхательность), интерференция, акцент (не ударение!) (= 5).

Таблица I

Артикуляция звуков

    Звук Голосовые связки Нёбная занавеска     Язык     Губы Средняя часть языка (для согласных)     Выдержка
напря-жены   расслаб-лены под- нята опу-щена   поднята   опущена
рус. ? +     + Передняя часть смыкается с верхними зубами. –– +   Немгновенная
рус. ? +   +   Отодвинут назад и приподнят к мягкому нёбу. Вытянуты и округлены. –– –– Зависима от …
рус. ?   + +   Передняя часть смыкается с верхними зубами. –– –– + Мгновенная
англ. ? +   +   Кончик языка смыкается с альвеолами. –– –– –– Мгновенная
англ. ? +     + Задняя часть смыкается с мягким нёбом. –– –– –– Немгновенная
рус. [и]                  
[к]                  
[х]                  
[с]                  
[ж]                  
англ. [w]                  
[θ]                  
фр. [R]                  
нем. [ς]                  

Задание 5. Артикуляционная база разных языков

Сопоставьте основные характеристики артикуляционной базы русского и изучаемого вами иностранного языка. Приведите на каждый случай примеры звуков в словах в транскрипционной записи.

Работа органов речевого аппарата Русский язык Иностранный язык (какой?)
Степень напряженности речевого аппарата    
  Работа активных органов (отметить знаком + или –) губы      
кончик языка    
передняя часть языка    
средняя часть языка    
задняя часть языка    
увула    
фаринкс    
    Работа пассивных органов (+ или –) зубы    
альвеолы    
нёбо    
    Участие полостей речевого аппарата (+ или –) носовая    
ротовая    
фарингальная (глоточная)    
гортанная    
  Специфические звуки и их артикуляция (с примерами слов в транскрипции)      
  Артикуляционные различия соотносительных звуков (с примерами слов в транскрипции)      

Тема II. Функциональный аспект звуков языка:

Понятие фонемы

Звук и фонема

ОЛ: Реформатский: 207-210 (211-220); 376-378

Кодухов: 132 (145, 152-155); 156-157 (180-182)

УМК: 158-161

ДЛ: Маслов: 51-53, 61-63

Головин: 32-37

Основныетермины: фонетическая транскрипция, звук, фонология, Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ/ЛФШ), Московская фонологическая школа (МФШ) (= 5).

Задание 1. Дайте транскрипцию следующего текста в соответствии со школьными требованиями: Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Какие гласные звуки в словах этой фразы мы произносим не так, как они записаны в этом варианте транскрипции? Что произносится на самом деле?

Функции фонемы

ОЛ: Реформатский: 29 (35-36)

Кодухов: 132-133 (146-147)

Маслов: 50-51

УМК: 161

Основныетермины: фонема, перцептивная функция, сигнификативная функция (= 3).

Наши рекомендации