Влияние движения гуситов на окружающие Чехию страны

Влияние движения гуситов ощущалось также и в окружающих Чехию странах, к примеру, в Польше.

(Виелунский эдикт Владислава Ягеллы против гуситов)

Документ свидетельствует о большом влиянии на Польшу гуситского движения, в которую с территории соседней Богемии проникали реформаторские взгляды Яна Гуса. Королевский эдикт стремится предотвратить в дальнейшем эту опасную тенденцию.

Владислав, божьей милостью король польский, постанов­ляет, что если кто-либо в нашем польском королевстве и под­властных нам землях оказался бы еретиком или заподозрен­ным в ереси, или, наконец, способствовал бы ей, или руково­дил ею, должен быть схвачен нашими старостами, городским магистратом и иными должностными лицами, а также всеми нашими подданными, как занимающими должности, так и не занимающими. Такой еретик должен быть наказан сообразно размеру его проступка как оскорбляющий наше королевское величие. Те же, которые прибудут из Чехии и вступят в наше королевство, будут подвергнуты проверке со стороны своихепископов или также инквизиторов по делам ереси, назначен­ных с этой целью апостольской столицей.

Если же кто из жителей нашего королевства любого со­словия не вернулся бы из Чехии до ближайшего праздника вознесения господня, должен быть признан убежденным ере­тиком и понести наказание, которое обычно определяется ере­тикам, и, даже возвратившись, не сможет оставаться в нашем королевстве. Тем не менее все имущество этого сорта людей, движимое и недвижимое, должно быть объявлено конфиско­ванным в пользу нашей казны; потомки же их, как мужского так и женского [пола], должны быть навсегда лишены наслед­ства и почестей и никогда не смогут достичь никаких высоких должностей или званий, но должны навсегда оставаться обесчещенными.

Никогда, наконец, [они] не смогут порадоваться каким-. либо привилеем и шляхетским званием. Запрещаем под стра­хом тех же наказаний всем купцам и другим людям... чтобы не смели вывозить в Чехию никаких товаров, а особенно олова, оружия, продовольствия и напитков. Дан в Виелуне... 9 апреля в год господен 1424.

(Из письма Збигнева Олесницкого к Юлию Цезарини, январь 1432 г.)

Збигнев Олесницкий (1389-1455 гг.) – польский политический дея­тель, кардинал и епископ Краковский. Стремился подчинить коро­левскую власть католической церкви. Был решительным противником польско-чешского сближения.

Если эта война продлится, то следует опасаться не только чешских еретиков, но скорее еретиков и схизматиков грече­ской секты, которые, кажется, соглашаются с чехами по мно­гим вопросам, а именно: причащение под обоими видами, бедность клира, – и по многим другим ложным верованиям у них общий язык. Между ними часто бегают многочисленные посланцы, а последний раз был задержан в польском коро­левстве один посланец князя Сигизмунда Корибута, пребы­вающий в Чехии у еретиков, братья которого и почти весь род со стороны отца и со стороны матери находятся у Свидригеллы в Литве и живут по схизматическому обряду, – с дружественным письмом к войску таборитов и к самому князю Сигизмунду, при посредничестве которого все это де­лается. Эти письма были написаны на народном чешском языке. Перевод их с чешского на латинский, оставляя себе оригинал, посылаю вашему преподобию с таким знаком D, поставленным на обороте. Князь Свидригайло во всем руко­водствуется советами упомянутых схизматиков и наконец взял в жены жившую по их обрядам. Так что если литвины, кото­рые являются католиками, хотели бы его склонить к заклю­чению союза с нами, то русины, которые сейчас благодаря союзу и помощи этого князя сильнее литвинов, не допустят этого, боясь, как бы не пострадала их вера и могущество. Они держат в своих руках почти все значительные замки и посты. Ничего этого не было при жизни недавно умершего князя Витольда. В договорах, заключенных между польским королевством и литовским княжеством, было запрещено схизматикам-русинам держать замки в Литве и даже допу­скать [их] к общим совещаниям, как это ваше преподобие увидит в документах этого соглашения. Особенно поэтому мы решили донести вашему преподобию, чтобы вы видели, что это важнейшая причина, хоть есть и другие многочисленные поводы той злой войны...

Упомянутый князь Свидригайло ещє при жизни этого победоносного великого князя Витольда привлек тайно мно­гочисленными милостями почти всех этих схизматических князей и рыцарство и тесно привязал их к себе, а особенно обещанием, что, если он при их помощи достигнет того поло­жения, которое сейчас занимает, примет их веру и будет руко­водствоваться их советами... С упомянутым князем Свидри-гайлом находится в союзе некий воевода Молдавии... могуще­ственный схизматик, ленник нашего короля и королевства. В последнее время упомянутый князь вышел из-под власти нашего короля... соединился даже с турками.., а что еще бо­лее опасно – допустил в свое государство некоего монаха из францисканского ордена, который публично проповедует уче­ние гуситской секты и увлек им уже большинство простона­родья. Он бродит по полям, увлекая за собой огромные толпы народа, учит их создавать войско и соблюдать все обы­чаи, которые приняты у чешских еретиков.

(Из письма Мартина Эренберга к великому магистру Тевтонского ордена от 16 апреля 1428 г.)

Они (гуситы) ездили и еще ездят до сегодняшнего дня по десять и двенадцать всадников куда хотят, чего им никто не запрещает, так как часть князей с ними помирилась и столко­валась, а часть из них держит города для них (гуситов), в ко­торых они помещают их больных и раненых и предписывают лечить их и возвращать им здоровье. Они также очень укре­пились благодаря тем, которые прибыли в Силезию из Чехии, а также крестьянам, которые к ним присоединились, каких здесь сейчас много...

(Из письма епископа Конрада к великому магистру Тевтонского ордена

От 21 мая 1428 г.)

Уважаемый вельможный господин и любимый друг... Ересь, к сожалению, так усилилась и укрепилась благодаря многим, которые присоединились к ней в этих краях, а именно: князья Силезии заключили с [еретиками] мир – Болько-старый, его орат князь Бернард, князь Болько-молодой из Ополья, князь Ян из Зембиц, князь Людвиг из Олавы и князь Вацлав из Глубжиц; а затем, когда еретики верну­лись из этих краев домой, с ними заключили мир князья из Рацибора, князь Пжемко из Опавы и князь Казько из Ось-венцима и тот из Цешина. Поэтому очень ослабели другие князья, области и города Силезии.

(Из письма, отправленного 21 декабря 1428 г.

Альбрехтом фон Колдицем, лужицким старостой, магистру г. Згоржельца)

Еретики расположились бивуаком недалеко от Клодска и находятся в Бистрице, где сделали подкоп под башню и за­хватили ее. Они не очень сильны, так что можно было бы их одолеть. Я оповестил князей, страну и города, но никто не желает подняться... Эти из Клодска (мещане) схватили в го­роде 40 предателей, часть из них были посланцами и слугами тех господ, которые должны были ударить на город, а палач из Свидницы казнит их в настоящее время в течение 14 дней ежедневно, а число их растет с каждым разом все больше. Поэтому остерегайтесь измены.

(Реляция хроники Зигмунда о смерти Януша Зембицкого

От 27 декабря 1429 г.)

В год 1429-й, в день св. Яна Евангелиста, во время празд­ника рождества Христова. Светлейший князь Януш Зембицкий был убит вместе со многими верными ему [рыцарями], хотя некоторая часть от него бежала, горчайшими гуситскими еретиками около Клодска.

(Из хроники Зигмунда Росича от 17 января 1429 г.)

В этом же 1429 г., в день св. Антония (17. XII), вроцлавяне в час ночи взяли Олаву, перебив там многих гуситов и наполнив ими колодцы.

Ключборг. В этом же году г. Ключборг был взят ересиар­хом Пухалой, который сделал Силезии много зла.

Болеславец. В этом же году, в июне месяце 18-го дня, гуситы взяли г. Болеславец, убив г-на священника Йогана Швейдница вместе со многими священниками и мирянами.

(Из письма Альбрехта фон Колдиц к лужицким городам

Наши рекомендации