Докладная записка У. Сесиля Тайному совету «О средствах, необходимых для восстановления в Шотландии древних свобод» (5 августа 1559 г.)

Шотландия не может иначе достигнуть благоденствия, как только при помощи двух средств: или соединиться с Англией неразрывным вечным союзом, или составить вместе с нею одну английскую монархию. Чтобы утвердить этот вечный союз, необходимо вырвать Шотландию из-под влияния Франции – этого старинного врага Англии. До тех пор, пока управление Шотландией будет находиться в руках французов, а не шотландцев, союз этот невозможен.

Для восстановления в Шотландии ее древних свобод и для заключения вечного союза необходимо следующее:

1. С согласия трех сословий Шотландия должна быть свободной от идолопоклонства, как это было осуществлено в Англии.

2. Шотландия должна управляться шотландцами по происхождению, так же как и другие принцы правят страной без всяких иностранных советников.

3. Шотландия никогда впредь не должна вести войны с Англией, если только Англия не нападет первой.

4. Ни один шотландский дворянин не должен получать пенсии, бенефиции, титулы из Франции.

5. Все государственные должности и также церковные бенефиции должны быть переданы в руки шотландцев.

6. Во время отсутствия королевы управление страной должно находиться в руках Совета, состоящего только из шотландцев.

7. Распоряжаться финансами королевства должен парламент.

В случае, если французские король и королева откажутся удовлетворить эти требования, то тогда совершенно законно общины и знать могут передать престол ближайшему наследнику престола. Став вновь свободной, Шотландия сама с божьей помощью найдет средства к объединению обоих королевств.

Королева Елизавета – P. Сэдлеру (7 августа 1559 г.)

...Мы уполномочиваем Вас двинуться к границам Шотландии и вступить в соглашение и контакт с любым лицом в Шотландии, стремящимся к заключению вечного мира между нашими королевствами.

Мы также уполномочиваем Вас вознаграждать любое лицо той суммой денег, которые Вы найдете нужным из тех 3000 ф. ст. золотом, которые были выданы Вам. При этом нужно делать все тайно, чтобы Ваши действия не нарушили мира, заключенного, между нами и Шотландией.

Елизавета – Марии де Гиз, королеве-регентше Шотландии

(7 августа 1559 г.)

Ваше Высочество, наша дорогая сестра и союзница. Посланник нашего дорогого брата – короля Франции уведомил нас, что некоторые наши офицеры на границах вступили в соглашение с мятежниками, поднявшими восстание против Вашей власти. Мы нашли это крайне странным, чтобы кто-то из наших подданных без нашего ведома вступил в контакт с мятежниками. По всей видимости, Вас неверно информировали. Мы проведем самое тщательное расследование и примем самые строгие меры для наказания виновных. Остаюсь искренней в желании укрепить наши хорошие отношения, которые возникли в прошлом между нашими королевствами.

Из «Истории реформации в Шотландии» Джона Нокса

...Когда лорды, лэрды и представители городов собрались в Эдинбурге, лорд Рутвен задал вопрос: «Может ли она1, которая отказалась следовать советам дворян, являющихся советниками королевства по праву рождения, она, чье тираническое правление угрожает иностранным ярмом королевству, быть регентшею?».

Первым встал Д. Уиллок, проповедник, и сказал: «Хотя Господь и назначает правителей своими наместниками на земле, однако они могут быть низложены, когда употребляют вверенную им власть для уничтожения своих подданных».

Затем поднялся мистер Нокс, который согласился с мнением Уиллока, добавив при этом, что, «во-первых, низложение королевы-регентши происходит не из-за каких-то частных обид, нанесенных ею Конгрегации, а вследствие ее политики, угрожающей национальной независимости страны; во-вторых, ее низложение не означает, что мы отказываемся от подчинения нашим суверенам2, и, в-третьих, если она подчинится знати и Слову Божьему, то может быть восстановлена в должности регента».

Затем стали высказываться и другие присутствующие, и каждый говорил в пользу низложения. В заключение все подписали документ, в котором от имени дворянства и общин протестантской церкви Шотландии уничтожались полномочия, данные вдовствующей королеве нашими суверенами. Акт о низложении был публично провозглашен на всех площадях Эдинбурга и отправлен Марии де Гиз в Лейт.

1 Мария де Гиз.

2 Марии Стюарт и Франциску II.

Наши рекомендации