Об осмотре и обыске персидских судов крейсерами Британского флота и Ост-индской компании, заключенная в 1851 г.

В целях предотвращения ввоза негров-рабов мужского и женского пола, Персидское правительство соглашается разрешить военным кораблям Британского правительства и Ост-индской компании в течение одиннадцати лет обыскивать персидские купеческие суда (способ подробно указан в этом документе), за исключением персидских государственных судов, не являющихся собственностью купцов или персидских подданных; в отношении такого рода государственных судов не должно быть никакого вмешательства.

(Вместе с тем) Персидское правительство обязуется, что на его судах ни под каким видом не будут ввозиться негры-рабы.

Соглашение состоит в том:

Первое. Обыск торговых судов и (персидских) подданых будет производиться сразу под наблюдением и с ведома персидских чиновников, которые должны находиться на борту кораблей Английского правительства.

Второе. Купеческие суда не должны задерживаться больше того времени, которое необходимо, чтобы произвести обыск.

Если рабы на каком-либо из этих судов будут найдены, Британские власти должны забрать их (рабов); людей же, которые ввозили рабов не следует задерживать и применять к ним иные (акты. — П. Б.) наказания, кроме отнятия у них рабов.

Судно же, на котором ввозились рабы, совместно и с ведома чиновников Персидского правительства, находившихся на борту британских крейсеров, должно быть передано властям, находящимся в персидских портах, которые являются частью (территории) Персидского государства; и только власти Персидского государства могут наказывать и штрафовать собственника того рабовладельческого cудна, который действовал в нарушение приказа Его Величества шаха Персии о ввозе рабов (таким) способом, который соответствует совершенному преступлению,

Бритaнские чиновники с военных судов никоим образом не должны вторгаться на персидские торговые суда без ведома чиновников Персидского государства; однако и персидские чиновники со своей стороны, не должны нерадиво относиться к выполнению возложенных на них обязанностей.

Эта конвенция должна иметь силу в течение одиннадцати лет; после истечения этих одиннадцати лет договорный период окончится. И тогда, если на персидских судах будут производиться хотя бы один день сверх этих одиннадцати лет (обыски) – это будет противоречить линии дружбы с Персидским правительством (вследствие чего персидское) правительство будет вынуждено требовать удовлетворения.

Если рабы, которые находились до этого в Персии и находятся и теперь там, с настоящей даты и впредь пожелают совершить морем паломничество в Мекку или в Индию, или переехать морем, то они должны с ведома Британского резидента в Бушире достать паспорт у чиновника, стоящего во главе Персидской паспортной канцелярии в Бушире. Никому из рабов, имеющих паспорта, не должны впоследствии оказывать никакого противодействия.

Паспорт (установленного образца), приобретенный с ведома Британского резидента в Бушире, будет действителен в течение одиннадцати лет, как и все статьи (конвенции), изложенные выше.

Это соглашение о праве обыска и назначение чиновников Персидского государства на борт британских крейсеров должно войти в силу с 1 раби-оль-авваля 1268 г. (хиджры), соответствующего 1 января 1852 г.

С момента подписания этого документа (с августа 1851 г.) и до упомянутой выше даты (1 января 1852 г.) обыск производить запрещается.

Все статьи, изложенные в этом документе, согласованы обеими сторонами и ратифицированы властями обоих правительств, и ничего не должно быть сделано в нарушение этих статей.

Написано в месяце шаввале 1267 г. – августе 1851 г.

Составлено от имени Персидского правительства в двух экземплярах, подписано и поставлена печать Мирзы Таги-хана, Амир Низама.

Датировано, как выше указано

Жустин Шииль, Еe Британского Величества полномочный министр и чрезвычайный посол при Дворе Персии.

Обязательство Персидского правительства относительно Герата

От 25 января 1853 г.

Обязательство иранского правительства о невмешательстве во внутренние дела Герата было взято при следующих обстоятельствах: в ответ на захват кандагарскими войсками г. Ферраха, входившего в состав Гератского ханства, иранское правительство решило ввести в Герат отряд своих войск. 29 октября 1852 г. английское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с Ираном и угрожало оккупировать остров Харг. Заручившись поддержкой России, которая стремилась в это время договориться с Англией о разделе Турции, английский посланник в Тегеране, подполковник Шииль, заставил садр-азама Ага Нури-хана дать письменное обязательство относительно Герата. Поскольку иранское пра-вительство не желало давать Англии определенных гарантий, обязательство носило противоречивый характер. Так, отказываясь в ст. 2 от вмешательства во внутренние дела Герата, от оккупации и сюзеренитета над ним, шахское правительство в заключительной статье не только подтвердило свои суверенные права в отношении Герата, но и объявило, что аннулирует взятое на себя обязательство, если Англия будет вмешиваться во внутренние дела Гератского ханства. Британское правительство, готовившееся к войне с Россией, вынуждено было принять даже такое обязательство.

1. Персидское правительство обязуется не посылать войска на территорию Герата за исключением тех случаев, когда на город будет совершено нападение извне, т. е. со стороны Кабула или Кандагара или с другой иностранной территории. Но даже, если войска при таких обстоятельствах будут отправлены, Персидское правительство обязуется, что они не войдут в город Герат, а после ухода иностранных войск немедленно, и без задержки возвратятся на собственную территорию.

2. Персидское правительство обязуется воздерживаться от всякого вмешательства во внутренние дела Герата, а также от оккупации или захвата его, или принятия на себя сюзеренитета или управления им. Исключением из этого может быть такое вмешательство, которое имело место между Персией и Гератом во времена покойного Захира эд-Довле Яр Мухаммад хана.

3. Персидское правительство по этому поводу обязуется обратиться с письмом к Сеид Мухаммад-хану для ознакомления его с настоящими условиями, оно обязуется передать их ему (через своего гонца) в присутствии лица, которое принадлежит к английской миссии, но находится в Мешхеде.

4. Персидское правительство обязуется также отказаться от всех прав и претензий на чеканку монеты и на хутбу и на любой другой знак какого бы то ни было подчинения гератского населения Персии.

Однако, если гератское население по своему собственному желанию, как это было во времена покойных Камрана и Яр Мухаммад-хана, захочет послать Персии подарки деньгами и начеканит их с именем шаха, то Персия примет их без всякого возражения.

Это условие также должно быть немедленно сообщено Сеид Мухаммад-хану.

5. Персидское правительство обязуется отозвать Аббаса Кули-хана Пиизина через четыре месяца после его прибытия в Герат, чтобы он не проживал там постоянно. В будущем Персидское правительство не будет посылать своих постоянных агентов в Герат.

Взаимоотношения между Гератом и Персией будут поддерживаться таким же образом, как и во времена Яр Мухаммад-хана. Постоянный агент гератского правителя не будет находиться в Тегеране. Оба государства сохранят те же привилегии, какие существовали во времена покойных Камрана и Яр Мухаммад-хана. Например, если когда-либо появится необходимость в наказании туркмен, или в случае волнений или восстания во владениях шаха, персидское правительство должно получить от Герата помощь подобно тому, как ее оказывал Персии покойный Яр Мухаммад-хан. Жители Герата должны помогать шаху по собственной воле и соглашению, но не постоянно.

6. Персидское правительство также обязуется без всяких условий, никого не исключая, выпустить на свободу всех вождей Герата, которые находятся в Тегеране или в какой-либо другой части Персии, а также не принимать к себе преступников, заключенных или заподозренных Сеид Мухаммад-ханом лиц, за исключением тех, которые, будучи изгнаны Сеид Мухаммад-ханом из Герата, прибудут в Персию и сами изъявят желание остаться здесь и поступить на службу к Персидскому правительству.

Как и прежде, такие лица будут приняты персидским правительством с доброжелательством и благосклонностью.

О выполнении этих обязательств будут немедленно даны точные инструкции принцу – губернатору Хорасана.

Вышеуказанные шесть обязательств, взятые на себя персидским правительством, должны неукоснительно выполняться.

Персидские власти, несмотря на права, которыми они обладают в Герате, взяли на себя эти обязательства перед Английским правительством единственно из чувства дружбы к нему, чтобы удовлетворить его желание, но при условии, что со стороны Английского правительства не будет никакого вмешательства во внутренние дела Герата и подчиненных ему районов. В противном случае эти обязательства могут считаться недействительными, как если бы их никогда не существовало.

Если какое-либо иностранное государство, афганское или иное, попытается вмешаться во внутренние дела Герата или вторгнуться на его территорию, а персидские власти обратятся с просьбой к Британскому правительству о посредничестве, то Британское правительство должно удержать такие государства от вторжения, чтобы сохранить независимость Герата.

Печать и подпись

Садр-азам

Наши рекомендации