Подписанное в Санк-Петербурге 13/26 сентября 1907 г.

Англо-русская конвенция 1907 г. или Англо-русское соглашение 1907 г. – международный договор, подписанный в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 г. российским министром иностранных дел А.П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном. Договор разграничивал сферы влияния Великобритании и России в Средней Азии, положив конец так называемо «Большой игре» в Азии и завершив складывание Антанты.

Правительства России и Великобритания, признавая сюзеренные права Китая над Тибетом и принимая во внимание, что вследствие своего географического положения Великобритания имеет специальный интерес в том, чтобы видеть существующий порядок внешних сношений Тибета сохраненным полностью, – условились о нижеследующем соглашении:

Ст. 1. Обе высокие договаривающиеся стороны обязуются уважать территориальную целостность Тибета и воздерживаться от всякого вмешательства в его внутреннее управление.

Ст. 2. Сообразуясь с признанным принципом сюзеренитета Китая над Тибетом, Россия и Великобритания обязуются сносится с Тибетом только через посредство китайского правительства. Это обязательство не исключает, однако, непосредственных сношений английских коммерческих агентов с тибетскими властями, предусмотренных ст. 5 конвенции 7 сентября 1904 г. между Великобританией и Тибетом и подтвержденных конвенцией 27 апреля 1906 г. между Великобританией и Китаем; оно не изменяет также обязательств, принятых на себя Великобританией и Китаем в силу ст. 1 сказанной конвенции 1906 г.

Считается, конечно, установленным, что буддисты, как русские так и британские подданные, могут входить в непосредственные сношения, на почве исключительно религиозной, с далай-ламой и другими представителями буддизма в Тибете. Правительства России и Великобритании обязуются, насколько это будет зависеть от них, не допускать, чтобы эти сношения могли нарушать постановления настоящего соглашения.

Ст. 3. Российское и великобританские правительства обязуются, каждое за себя, не посылать представителей в Лхасу.

Ст. 4. Обе высокие стороны обязуются не домогаться или приобретать, ни за свой собственный счет, ни в пользу своих подданных, никаких концессий железнодорожных, дорожных, телеграфных и горных, а также и других прав в Тибете.

Ст. 5. Оба правительства согласны в том, что никакая часть доходов Тибета, ни в натуре, ни деньгами, не может быть заложена или предоставлена как России и Великобритании, так и их подданным.

Приложение к соглашению между Россией и Великобританией, касающемуся Тибета

Великобритания вновь подтверждает декларацию, подписанную его превосходительством вице-королем и генерал-губернатором Индии и приложенную к ратификации 1904 г., постановляющую, что занятие долины Чумби британскими силами прекратится по уплате трех ежегодных взносов вознаграждения в 25 000 000 рупий, под условием, чтобы рынки, упомянутые во 11 статье сказанной конвенции, были действительно открыты в течение уже трех лет и чтобы тибетские власти этот период строго сообразовались во всех отношениях 1904 г. Считается, конечно, установленным, что если занятие долины Чумби британскими силами не прекратится по какой бы то ни было причине ко времени, предусмотренному вышеприведенной декларацией, правительства российское и британское войдут в дружеский обмен взглядов по сему предмет».

Далее следуют условия ратификации, подписи и печати.

Нота, врученная великобританским послом российскому министру иностранных дел, Санкт-Петербург, 18 (31) августа 1907 г.

Господин министр!

Ссылаясь на соглашение относительно Тибета, подписанное сегодня, имею честь сделать вашему превосходительству нижеследуюшее заявление.

Британское правительство считает полезным, поскольку от него будет зависеть, не допускать, кроме как по предварительному соглашению с российским правительством, в течение трех лет со дня настоящего сообщения, доступа в Тибет какай-либо научной экспедиции, под условием,однако, чтобы подобное же заверение было дано со стороны российского императорского правительства.

Британское правительство предполагает, кроме того, обратиться к китайскому правительству с целью побудить последнее принять на себя подобное же обязательство на соответственный срок. Сама собой разумеется, что таковой же шаг будет принят российским правительством.

По истечении трехлетнего срока приведенного выше, британское правительство обсудит, по взаимному соглашению с российским правительством, вопрос о желательности, если к ему представится надобность, принятия дальнейших мер в отношении научных экспедиций в Тибет».

Примите и проч

А. Никольсон (подпись)

В ответной ноте министра иностранных дел России Извольского русское правительства приняло предложения английского правительства, изложенные в ноте Никольсона.

Юго-Восточная Азия

Наши рекомендации