Грамота от 12 августа 1653 г.

Божиею милостию Великому Святителю Святейшему Никону Патриарху Царствующего града Москвы и всеа Великиа России Его Великому Святительству, – Богдан Хмельницкий Гетман войска Запорожского и все войско Запорожское смиренно подножию ног Святительских челом бьем. – Благонадежны бывше от Великие милости Пресветлого Царского Величества к нам указанные, яко веру православную церкви святые под благочествия Восточного и нас прямых слуг своих Его Царское Величество ущедрити и пожаловати изволил, и под крепкую руку неотсрочно прияти намерил: Богу милостивому и неисчетный милости Его Царского Величества о сем благодарим; твое же Великое Святительство молим, да изваолиши о нас к Богу и к Великому Государю Его Царскому Величеству неусыпной ходатай быти, да помощи руку подаст нам на врагов наших скорейшую и прекскорейшую ратию своею великою Государскою, да не беспомощным нам, что зло сотворят, и вознесется рог их нечестивый. – О сем паки и паки молим и просим, да ускорит Его Царское Величество и не оставит нас, и ваше Великое Святительство да не изволит нас отвергнути; но молитвами святыми и благословением великим да благоволи покрывати, и во отческой милости чадолюбно хранити, ей же и вручаемся. З Суботова 12 дня месяца Августа 1653. – Твоему Великому Святительству прямые и верные слуги Богдан Хмельницкий, Гетман со всем войском запорожским.

Грамота от 12 августа 1653 г.

Божиею милостию Великому Святителю, Святейшему Никону Патриарху Царствующего града Москвы и всеа Великиа России Его Великому Святительству: Иоанн Вызовский, Писарь войска Запорожского, смиренно подножию ног Святительских челом бьет.

Великое твое Святительство изволило ходатайствовать к Великому Государю Его Царскому Величеству, и Его Царское Величество, яко Царь православных, всеми церковными обрядами, ризами, стихарями, сосудами и книгами пожаловати изволил церковь Святые и Живоначальные Троицы в Чигиринском монастыре, моим тщанием, Иоанна Вызовского, Писаря войска Запорожского созданную. Тем же аз, Иоанн Вызовский, за сию благодать Его Царскому Величеству и Вашему Великому Святительству низко до лица земли челом бью и благодарственная восписую: и дондеже есмь, прямо и верно Его Царскому Величеству прямити и служити и тебе Великому Святителю работати должен есмь. Еще же молю, да ходатайствовати изволить, твое Великое Святительство, ко пресветлому лицу Государскому, дабы Его Государская великая милость не отвратно на нас сияла, и под крепкою Царскою си рукою хранила, и дабы нас православных Христиан помощю рати своея крепкие и скорые от сопротивных наших защищал; при сем молитвам святым и благословению великому твоего Великого Святительства себе вручаю.

З Суботова 12 дня месяца Августа в 1653. – Твоему Великому Святительству прямый и верный слуга и подножок Иоанн Вызовский, Писарь.

Грамота №4

(«Написано в книгу».Слова сии написаны на рукописи другою рукою).

Святейшему Отцу и Пастырю, православному Кир Никону Патриарху Московскому и всеа Русии, о Господе Спасителе нашем I. X. радоваться.

Богдан Хмельницкий Гетман и все войско Запорожское, и присланные к Царскому Величеству: Кондрат Дмитров Бурля и Силуян Мужиловский, за хлеб соль и всякое добродейство, к нам показанное, со всяким смирением и благодарением до лица земли челом бьем Вашему Святительству.

Яко же убо усердне милохом Ваше Преосвященное Святительство, имеюще прошение от Гетмана и всего войска Запорожского о причине к Царскому Величеству, тако и чрез сию нашу челобитную покорне желаем.

Статья 1.

Бил челом Гетман с войском Запорожским чрез свою грамоту к Царскому Величеству, дабы изволило быти Его Царское Величество, яко Царь Православный, Гетманови и всему войску Запорожскому призрением гонениа нашего в вере православной советом и помощию, к нему же мы благою волею под защищение и милостивую любовь прилежно прибегаем, дабы была едина вера и едино сочетание. – Аще бо иноверцы и взывают нас к себе; но мы Бога молим, дабы отвратил очи наши невидети суеты и наставил нас на стезю праву заповедей своих.

- 2.

Бил челом гетман с войском Запорожским Царскому Величеству, в том же своем листе, до Его Царского Величества писанном, дабы Его Царское Величество Кондрата Бурля и Силуяна Мужиловского до Королевны Шведской чрез свою землю (давши то на позволение и от Бога данное рассуждение Его Царскому Величеству) с посольством нашим пропустити изволил.

А сие того ради яко (понеже) (Слово «понеже» написано другою рукою на полях грамоты в пояснение слова яко. ) имеем известную ведомость от языков приведенных, яко противнии, неприятели войска Запорожского, послов Шведские Королевны, чрез Польшу к войску Запорожскому едущих, взяли в темнице держати и к Гетману и всему войску Запророжскому не перепустили.

- 3.

Еще же со смирением Царскому Величеству бьем челом и твоему Преосвященному Святительству низко кланяемся, изволи моление к Царскому Величеству сотворити, дабы и своего посла, ради лучшей верности и ведомости с нами к той же Королевне послати изволил, иже бы слышал, како мы имамы посольство отправляти, и который бы вкупе с нами уразумети могл, еда суть приятелями тако Его Царскому Величеству, яко и войску Запорожскому.

- 4.

Аще же имат быти Его Царского Величества изволение, еже нас до Швецыи пустити, тогда да не забавляючи нас во своем Царствии в путь шествовати нам повелит, да быхом возмогли поспешитися к возвращению Его Царского Величества послов из Польши Божиим поспешением в Москву.

[- 5.]

(В оригинальной нумерации номер отсутствует)

От которых обоего посольства реляции (отношений) (Сие слово также написано другою рукою на полях граматы в пояснение слова «реляции»), Его Царское Величество уразумеет и увесть, како потом свое устрояти, дабы было в славу Божию и помысленном потесе Его Царского Величества.

- 6.

Бьем челом Вашему Преосвященному Святительству, сотвори с нами к Царскому Величеству моление, дабы нам повелел поклонитися святым местам, монастырем, церквам, и светлым праведным Московским Чюдотворцам, и ризе Спасителя нашего I. X., за отпущение грехов потруждатися

7.

Бьем челом Вашему Преосвященному Святительству о кормовых деньгах, дабы Его Царское Величество нам и товарищам и слугам нашим, изволил прибавити: восхощи любовию и милостию своею Святительскою к Царскому Величеству о сем моление сотворити.

8.

Бьем челом Вашему Преосвященному Величеству, изволи известити Его Царскому Величеству, яко имеем товарыта нашего Михаила Телепеню, его же с ведомостию Его Царского Величества и от нас с грамотою к Гетману и всему войску Запорожскому послати скорейши потреба, дабы они уведали, каковое есть изволение Его Царского Величества, и где мы пребываем. Благо же бы и сe было, дабы Его Царское Величество и своего гонца с нашим послом к Пану Гетману и всему войску Запорожскому послати изволил.

Еже мы все воли Божией и его превысокому и милостивому промышлению, такожде Его Царского Величества изрядному и милосердому рассуждению, Вашего же Преосвященного Святительства честным и святым молитвам вручаем, и самых себе с непотребными молитвами и услугами нашими предаваем. – Кондрат Дмитрович Бурля, и Силуян Андреев. Мужиловский, низко до лица земли челом бьем.

А подпись на челобитной такова:

Божиею милостию Святейшему Отцу и Пастырю православному Кир Никону, Патриарху Московскому и всеа Русии, сия челобитная четно да вручится.

Наши рекомендации