О акты южной и западной россии, vii, 297, 298, 301, 316.
2) Акты южной п западной России, IV, 272; Собрание государственных грамот п договоров, Москва, 1828, IV, 51.
с ним связь и начал действовать самостоятельно. В апреле месяце приехавшие в Москву посланцы наказного атамана Сомка говорили, что Сирко находится в Запорожье и верно служит русскому царю; другие посланцы того же Сомка, приехавшие в Москву в мае месяце, говорили о Сирке, что он ушел из Запорожья на остров Андреевский, при устье Буга, стоит там с войском своим «ради татарского прихода» и сходится с кошевым атаманом, оставшимся в Сичй, Иваном Брюховецким «для порядка во всех воинских делахъ»; но оба они, как Сирко, так и Брюховецкий, ие преклоняются ни к русскому царю, ни к польскому королю. Уже в это время украинские гетманы понимали, что Сирко, хотя и не был еще кошевым, но представлял из себя крупную и ни от кого не зависимую силу: «О промысле над татарами я стану писать в Запорожье к Сирку, а к Брюховецкому об этом писать не стану; лучше писать об этом Сирку, а не Брюховецкому», говорил наказный гетман Сомко московскому посланцу, дворянину Про- тасьеву, приехавшему в Малороссию в конце июня 1661 года для разузнания о положении в ней дел *).
В 1663 году мы видим Сирка уже в роли кошевого атамана всего запорожского визового войска в это время он действовал против крымских татар, поляков и наказного гетмана правой стороны Днепра, Петра^ Дорошенка; за-одно с Сирком действовали левобережный гетман, бывший кошевой атаман, Иван Брюховецкий и стряпчий Григорий Косагов, присланный с драгунами и донскими козаками апреля 9 дня из Москвы в Белгород, а из Белгорода, но распоряжению боярина Григория Рамодановского, отправленный в Сичь для совместной с запорожцами козаками обороны против татар * 2). В это время, а именно июня 14 дня, впервые встречается известие о приезде в Запорожье калмыков, которых призвал к участию к историческим событиям Украйны и Запорожья Сирко 3). То народ был воинственный, с копьем садился на коня, вооружен был колчанами, большими стрелами, широкими металлическими наконечниками, но всего больше владевший копьями: некоторые
J) Соловьев. История России, С.-Петербург, 1861, XI, 133, 135.
2) Архив мин. иностр. дел, 1663, № 14, св. 18.
’) Архив мин. иностр. дел, 1663, № 4,№ 18.
имели панцыри, а некоторые шли на войну и нагими; по характеру своему, это люди мужественные, отважные, но виду черны, страшны: они занимаются чарами, болванохвальством; в пищу употребляют всяких зверей и все, что есть на свете: мышей, лягушек, свиней; не едят только одних раков.
Действия Сирка против татар на этот раз начались по следующему поводу: 21 сентября пришли в Чортомлыцкую Снчу запорожские козаки и рассказали своему атаману, что они были в Черном море и что их настигли там турецкия галеры; козаки сцепились с галерами, бились с турками три дня и две ночи, а на третью ночь причалили к берегу, изрубили топорами свои чайки, а сами бросились от моря в степь и пешком добрались до самой Сичи. Выслушав это известие, Сирко собрал войско и 2 октября вместе с Косаговым выступил из Сичи по направлению к Перекопу, а через девять дней уже очутился у цели своего похода. Разделив войско на два отряда, Сирко с пешими козаками и русскими драгунами сам бросился в Перекоп с крымской, а Косагову велел подойти к нему с русской стороны. рассчет Сирка удался, однако, только на половину: удачно действовали лишь козаки, взявшие большой город, русские лее не съумелн взять малого города и потеряли у себя девять человек убитыми. Зато те и другие, соединившись вместе, зажгли большой город, захватили несколько человек татар с женами и детьми в плен и всех до единого изрубили их, а потом Ии октября благополучно возвратились в Сичу. Из Сичи к царю и гетману послали сказать, что пленные избиты ради открывшагося в Крыму морового поветрия, хотя впоследствии сами запорожцы объявляли в Москве царю, что захваченные в плен татары перебиты вследствие ссоры, происшедшей возле Перекопа между козаками ‘).
Облеченный высшим в Запорожье, чином, Сирко в тот- же год узнал, что в Сичеи это звание нисколько не гарантируетъ' и от смертной казни, если только того пожелает низовое товарищество. Дело в том, что вскоре после; возвращения из под Перекопа запорожцев, часть Козаков взволнована была «прелестными» листами сторонника польского короля, гетмана Павла Тетери, отправившего в Запорожье своих посланцев, чтобы *)
*) Акты южной л западной России, V, 138, 139.
склонить «молодцовъ» к Польше: «Польский король, желая отобрать у московского царя сегобочную Украйну и скасовать гетмана Брюховецкого, решил постановить для обеих малороссийских сторон одного гетмана, Павла Тетерю» *). На листы Тетери одна часть запорожцев ответила полным согласием, другая отказывалась, желая быть за Москвой; за-одно с последней был и Сирко. Тогда противная партия подняла возмущение и грозила убить Сирка, вместе с Косаговым, если только украинские города сдадутся Польше, и Тетеря подойдет], к Сиче: «Коль черкасские города сдадутся, то и Запорожье сдастся королю, и мне с Серком тут мат: и теперь бунтуют и на наел, совещаются: чуть только осилят, сейчас выдадут нас или ляхам или татарамъ»,—так писал в Москву к своему отцу Григорий Ко- сагов. Положение Сирка становилось тем затруднительнее, что в это же время гетман Иван Брюховецкий предписал ему идти с калмыками и запорожцами к Чигорину для отпора общих врагов, польского короля и крымского хана * 2).
Однако, беда скоро миновала: сторонники польского короля, узнав о его поражении русскими войсками под Глуховым, отказались от перехода к Польше и вновь стали за-одно сь Сир- ком. Тогда Сирко, вместе с Косаговым, в том лее 1663 году. 6 декабря, взял с собой 90 человек Козаков, 30 донцев и 60 калмыков, вновь ударился на Перекоп. Достигнув благополучно берегов Черного моря, Сирко стал жечь в «ку- тахъ» татарские села и освобождать христианских пленников, но тут на Козаков напала перекопская орда, и они отступили к речке Колончаку; у Колончака козаки схватились с татарами и стали гнать их до Перекопа; изрубив около 1.000 человек мусульман и вызволив из неволи более 100 христиан, Сирко с Косаговым вернулся в Сичь и в начале января следующего 1664 года ушел из Запорожья за две реки, Буг и Диеетр; а его союзник Григорий Косагов пока оставался в Снчи. Поднявшись выше Тягина, Сирко разорил здесь несколько турецких селений и взял большую добычу, а потом пошел вдоль Буга на черкасские города; жители городов Брацлава, Пальника, Могилева, Рашкова и Уманя, услышав о движении Сирка, стали