Скандинавские страны до конца хv вв.

РАЗЛОЖЕНИЕ РОДОВОГО ОБЩЕСТВА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СКАНДИНАВСКИХ ГОСУДАРСТВ. К скандинавским странам относятся Дания, Швеция и Норвегия. Географическая обособленность Скандинавии способствовала тому, что эта территория давно стала восприниматься другими европейцами как обособленный регион. Уже в ХI в. в папских буллах и дипломатической переписке существовало понятие "Pax Scandinavica" - Скандинавский мир.

Родовой строй в этом регионе сохранялся значительно дольше, чем в других странах Европы. В то время как у них уже завершался процесс феодализации, в Скандинавии он только начинался. Причины столь замедленного развития коренились, прежде всего, в географических особенностях региона и его отдаленности от основных цивилизационных центров континента.

Сильно изрезанная морем береговая линия кормила население рыбой и предрасполагала к развитию мореходства. В то же время северный климат и малоплодородная, скалистая почва на большей части территории региона (кроме Дании и Южной Швеции) не способствовали земледелию. Не занятое морским промыслом население было разбросано по небольшим, пригодным для ведения сельского хозяйства участкам, среди каменистых и поросших лесом возвышенностей и гор. В силу этого выделявшаяся родовая знать не стремилась здесь к земельным приобретениям и подчинению крестьян, ибо ограниченны размеры угодий диктовали распыленную систему расселения с небольшими по размеру поселками - хуторами. Крупные земельные владения в таких условиях создать было невозможно. Поэтому знать предпочитала заморские набеги, которые позволяли рассчитывать на богатую добычу, в том числе и на захват рабов. Этим же объясняется та легкость, с которой норманны оседали в Нормандии, Южной Италии, на Руси. Так избыточный и наиболее беспокойный элемент уходил из Скандинавии, что снижало остроту социальных противоречий, и консервировало первобытные общественные структуры. Поэтому в тех скандинавских дружинах, которые не порывали с родиной, надолго сохранялось равенство эпохи военной демократии.

Отдаленность Скандинавии замедлила и проникновение на ее территорию христианства, вместе с которым на континент проникали и некоторые позднеантичные импульсы.

В силу названных причин складывание феодальных порядков началось в скандинавских землях лишь в IХ-Х вв. и затянулось до ХII-ХIII вв., породив специфические формы. Крупных поместий почти не было. Те небольшие земельные владения, которые были у дворян, не позволяли создавать компактные домениальные хозяйства с барщиной. Разбросанные по разным, пригодным для хлебопашества местам участки земли раздавались обычно крестьянам в краткосрочную аренду. Большинство крестьян сохранило личную свободу, являясь наследственными держателями земель у королей и знати. Такое положение давало крестьянам, как свободным, право на ношение оружия и на защиту закона. Но личная свобода налагала на крестьян и определенные обязанности. Помимо арендной платы землевладельцам они были обязаны платить налог королю, участвовать за свой счет в созываемом им ополчении, нести сторожевую и прочую государственную службу, снаряжать королю корабли, содержать при разъездах короля и его должностных лиц, предоставлять повозки и т.д. Нарастание таких повинностей, увеличивавшихся с развитием государственности, толкало крестьян переходить под покровительство отдельных сеньоров. Но крепостного права, за исключением отдельных районов в Дании, так и не сложилось. Даже в конце ХVI в. 53% земель в скандинавских странах принадлежало свободным крестьянам - бондам, объединенным в семейные общины.

Медленное и столь своеобразное становление феодальных порядков сказывалось и на соответствующих темпах сложения государств в регионе. Быстрее этот процесс проходил в Дании, где были более благоприятные условия для появления крупного землевладения. Раннегосударственные объединения в Дании появились уже в VIII в., а во второй половине Х в. Харальд Синезубый подчинил себе всю датскую знать, что и означало завершение формирования Датского королевства. В Швеции первоначально образовалось два государства: на севере и юге. В начале ХI в. северное королевство (со столицей в Упсале) подчинило южное и сложилось единственное королевство. Также в начале ХI в. укрепляется королевская власть в Норвегии. Но в ней королям противостояло крестьянство, которое совместно со старой племенной знатью отстаивало патриархальные порядки. Когда король Олаф Харальдсон (1016-1028) в борьбе со знатью и крестьянами попытался опереться на христианскую церковь, началось общее восстание, и король был убит. Вскоре это ослабленное королевство было подчинено Данией.

Кстати, и другие скандинавские короли в борьбе за укрепление своей власти стремились опираться на христианство и усиленно его насаждали. Но в условиях слабости феодального землевладения христианизация встречала сильное сопротивление сил, связанных со старыми, общинными порядками: крестьян и племенной знати. Поэтому христианизация затянулась до ХII в. И позднее церковь в Скандинавии так и не получила такого влияния, как в других европейских странах.

ДАНИЯ, ШВЕЦИЯ И НОРВЕГИЯ В ХII-ХIII вв.Раньше всего, как отмечалось, феодализм стал складываться в Дании, где были - благодаря равнинному рельефу и довольно плодородным для тех широт почвам - наилучшие в регионе условия для земледелия. В силу этого с ХI в. там начинается усиленный захват знатью и дружинниками общинных земель. Устанавливается и феодальная иерархия во главе с королем. Распространение принятого около 960 г. христианства способствовало еще большему укреплению феодальных отношений. Однако закрепощение крестьян протекало медленно. К ХIII в. половина их оставалась лично свободной, а в начале ХV в. таковых было еще 15%. Такое положение определяло тогдашнюю относительно высокую военную мощь Дании, ибо свободные крестьяне были обязаны военной службой.

В рассматриваемое время Дания проводила активную внешнюю политику. Первые набеги на Англию датчане (даны) осуществляли еще в VIII в., то есть в догосударственную эпоху. С образованием королевства эти набеги приняли более организованный характер. В начале ХI в. Дания на некоторое время подчинила Англию, Норвегию и часть Швеции. В ХII в. совместно с немецкими феодалами датские рыцари устремились на восток, в Восточную Прибалтику. В 1166 г. датчане захватили святилище поморских славян - о.Руяну (Рюген) и разрушили в Арконе святилище. В начале ХIII в. Дания захватывает земли эстов, которые затем продала Тевтонскому ордену.

Однако такая активная внешняя экспансия ускоряла разорение свободных крестьян, что ослабляло и королевскую власть. Усиливавшиеся феодалы усиливали самостоятельность, превращали свои бенефиции в наследственные держания (лены, феоды), свободные от всякого обложения.

В Швеции феодализация, как отмечалось, проходила медленнее. На юге, в области Сконе, были пригодные для хлебопашества земли, и там проживало довольно многочисленное крестьянское население. Но при попытках выделявшейся знати ограничивать права свободных крестьян, те уходили на север, где еще были свободные земли, но не было знати. Поэтому крупное землевладение на юге Швеции обеспечивалось лишь рабским трудом. Рабство стало изживаться к ХII в., когда положение рабов стало напоминать средневековое крепостничество.

В средневековом аграрном строе Швеции можно выделить три периода (по А.А.Сванидзе). Первый охватывал "эпоху викингов" (VIII-ХI вв.). К ХI в. складывались домены с сервами (трэли) и вольноотпущенниками, но их было еще очень мало. Второй период - ХII-ХIII вв. - число доменов увеличилось. Третий период - конец ХIII - начало ХIV в. - домены уменьшаются, барщина и серваж изживаются; основной формой землевладения становятся крестьянские держания за оброки. То есть пик классического (по западным меркам) феодализма прошел, чему способствовало, прежде всего, наличие свободных земель в Швеции, что позволило сохраниться и свободному крестьянству. Крестьяне, как правило, объединялись в общины, которые контролировали распоряжение семейными наделами, утверждали сделки их купли-продажи, предоставляли право преимущественной покупки родственникам (членам прежней большой семьи). Но участки каждой малой семьи были четко определены и огорожены, то есть являлись собственностью свободных крестьян. Зажиточные из них могли иметь по несколько таких участков.

Соответственно развивалась и остальная социально-экономическая структура страны. В "эпоху викингов" отмечается появление единичных раннегородских центров, в которых, наряду с ремеслами и торговлей формируются политические или сакральные центры. Затем, с увеличением числа доменов формируются государственные институты с королевской администрацией и упорядочением налоговой системы. Одновременно усиливается отток неаграрного населения в города, число которых начинает расти. К концу ХIII в. на фоне уменьшения влияния землевладельческой знати формируется система средневековых городов с полным оформлением характерных городских институтов, городским правом и т.п. Но общая "сглаженность" феодальных порядков замедляла и городское развитие, определила неполное правовое отделение городов от их сельских округ в ХIII в.

Внутреннее положение Швеции в рассматриваемый период было характерно борьбой королевской власти со старой родовой знати. Короли опирались на складывавшееся рыцарство, старая знать - на свободное крестьянство. Лишь в 1250 г. ярл (военачальник) Биргер, использовав поддержку церкви, заинтересованной в прекращении усобиц и укреплении королевской власти, возвел на престол своего сына и основал новую королевскую династию. Во второй половине ХIII в. окончательно оформились сословия. Фрельсы (феодалы) были обязаны военной службой и были освобождены от всяких налогов, возлагавшихся только на бондов (крестьян). Естественно, положение последних стало ухудшаться.

Укрепление королевской власти сопровождалось усилением внешней экспансии, направленной туда, где не ожидалось сильного сопротивления. Воспользовавшись сведениями о монгольском нашествии на Русь, шведы в 1240 г. высадились в устье Невы, но были разгромлены новгородским князем Александром, прозванным за эту победу Невским. После этой неудачи шведы направили свое оружие против язычников финнов. Был организован крестовый поход (1249-1250) и Западная Финляндия была присоединена к Швеции.

В Норвегии феодализм развивался еще медленнее, чем в Швеции. Здесь наиболее отчетливо проявились рассмотренные выше причины, задерживавшие феодализацию Скандинавии. Прежде всего, это особенности природных условий - гористая местность, отсюда - редкое население, занимавшееся, в основном, рыболовством. Поэтому в течение всего средневековья норвежские крестьяне-рыбаки так и не познали "прелести" личной несвободы. При усилении нажима они просто уходили в море. Поэтому норвежская знать свое благополучие строила не на эксплуатации крестьян, а на морском разбое, торговле и рабском труде - из заморских походов привозили много рабов.

Надо заметить, что в Норвегии почти не было деревень (их и сейчас там мало). Пригодная для обработки земля располагалась небольшими клочками среди лесов, скал, фьордов. Поэтому крестьяне селились отдельными дворами, что также делало невозможным создание крупных земельных владений.

Но в ХII в. знать, с помощью церкви все же делает попытку закрепостить крестьян. Однако закаленные в суровых условиях крестьяне - потомки знаменитых викингов, наводивших ранее страх на всю Европу, оказали решительное сопротивление. В 1177 г., в ходе восстания биркбейнеров (лапотников) королевские войска были разбиты, а король Магнус - убит. Новым королем был провозглашен вождь восставших Сверре (Сверрир) (1180-1202). Все привилегии церкви тут же были отменены. Причем духовенство настолько не пользовалось в Норвегии авторитетом, что когда грозный папа Иннокентий III наложил на страну интердикт (запрет на богослужение) и отлучил короля-самозванца от церкви, на норвежцев это не произвело никакого впечатления. Более того, поддержавших папу церковных иерархов новый король просто изгнал из страны.

Опираясь на крестьян, новая власть расправилась и со знатью. Та оказалась бессильной, ибо ее могущество прежде базировалось на морском разбое. Когда же он стал невозможен из-за укрепления других европейских государств и уступил место торговле, то в ней больше преуспели ганзейские города и это ослабило норвежскую знать. Но и для основной массы крестьян королевская власть тоже ничего не сделала. Она нашла опору в новых служилых людях - рыцарях, в число которых вошли и богатые крестьяне. Однако и рыцари не имели наследственных феодов и жили за счет кормлений и доходов от государственных должностей.

Усиление королевской власти в Норвегии приходится на вторую половину ХIII в., когда король Магнус Законодатель в 1274 г. издал первый в стране свод обычного права, что и означало организационное и юридическое закрепление существовавших порядков - победу феодализма в Норвегии. По этому законодательству, высшим органом власти объявлялся королевский совет, в который входили знать и служилый элемент. Важнейшие дела решались на тингах (собраниях), в которых участвовали и свободные крестьяне, на которых возлагались основные государственные повинности и налоги. Но они оставались свободными и зависели только от короля. Поэтому в стране не сложилась сеньориальная власть и система всеобщего вассалитета с феодальной иерархией.

Но в тех условиях такие порядки, отразившие слабость знати, как и дефицит продовольствия (кроме рыбы) привели к потере страной независимости. В дальнейшем она поочередно подчинялась то Дании, то Швеции, но лишь во внешней политике, уплате налогов, поставке воинов, при сохранении внутренней автономии.

Особенности скандинавского феодализма. Таким образом, основной особенностью развития Скандинавии в рассматриваемую эпоху было сохранение свободного крестьянства. Даже при держании чужих земель крестьяне оставались свободными. И лишь в Дании они были под более жестким полицейско-административным контролем властей. Условия арендных соглашений определялись еще дофеодальными обычаями и крестьяне-арендаторы почти не уступали в гражданских правах собственникам. Поэтому хозяйственная самостоятельность крестьян во всех скандинавских странах была выше, чем в остальных европейских странах.

Надо также заметить, что полного отчуждения земли типа франкского аллода в Скандинавии тоже не было (как и вообще там, где не знали римского влияния). Здесь существовал одаль - наследственная собственность большой семьи на пахотную землю. Не обрабатывавшиеся угодья находились в ведении общин. С усилением королевской власти в Швеции и, особенно, в Норвегии, в ХI-ХIII вв. все земли превратились в одаль короля. Тем самым крестьяне превратились в служилое сословие, чего не было на континенте.

Специфика развития городов.Медленное и стертое развитие феодализма в Скандинавии замедляло и формирование городской экономики. Лишь с середины ХII в. оживляются ремесла и торговля, начинает постепенно разлагаться натуральное хозяйство. Горожане начинают выходить на внешние рынки. Но с середины ХIII в. внешняя торговля в Северной Европе почти целиком попадает в руки северогерманской Ганзы. Немецкие купцы включаются в финансирование промыслов в Скандинавии (горные разработки в Швеции), дают взаймы королям и добиваются существенных привилегий в городах. Они способствуют экономическому подъему городов, но оттесняют местных бюргеров, что сдерживало развитие местного ремесла и формирование скандинавского купечества. Отражением этого положения было и длительное отсутствие в городах цехов. Ремесленниками было выгоднее оставаться в свободных сельских общинах. Поэтому цехи в городах Скандинавии отмечаются лишь с ХIV в.

СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ В ХIV-ХV вв.[195] Этот период начался с ослабления королевской власти в Скандинавских странах. Причина - слабость дворянства и бюргерства, которые из-за вышерассмотренной специфики не могли стать опорой короля в их борьбе с сепаратизмом крупных феодалов, которые постепенно укреплялись и здесь. В Дании и Швеции знать усиливалась и за счет внешних захватов.

В 1282 г. датский король Эрик Клиппинг под давлением знати был вынужден согласиться на ежегодный созыв съезда знати - данехофаи обещал соблюдать другие привилегии знати. Когда же он нарушил свою хартию, его убили. А с 1320 г., при короле Кристофе II аристократия добилась полного контроля за внешней и внутренней политикой королей. Без согласия знати нельзя было ни налоги собирать, ни войну объявлять. Крестьяне подчинялись суду феодалов.

Такое же положение складывалось и в Швеции. С 1284 г. там стал созываться совет светских феодалов и высшего духовенства - хофдаг. При нарушении королем привилегий знати его в 1319 г. изгнали и призвали на трон норвежского короля Магнуса Эрикссона. Но в 1363 г. его тоже изгнали за нарушение привилегий. Королем был избран немецкий герцог Альбрехт Мекленбургский, обещавший не ущемлять феодалов и слушаться хофдага.

Но развивавшееся рыцарство и горожане были заинтересованы в сильной королевской власти, способной противостоять произволу магнатов. Особенно королевская власть была нужна городам, страдавшим от конкуренции Ганзы. Опираясь на эти силы, датский король Вальдемар IV Аттердаг(1340-1375) сумел ослабить влияние знати и укрепить свою власть. Он продал Тевтонскому ордену восточнобалтийские владения (земли эстов с Ревелем) за 19 тыс. марок серебра и за эти деньги выкупил значительную часть заложенных и проданных предыдущими королями земель королевского домена. Его земельный фонд пополнялся и конфискованными землями у непокорных феодалов. Вальдемар также реорганизовал военное дело, привлекая к службе не только рыцарей, но также горожан и свободных крестьян.

Укрепив свое положение, Вальдемар IV решил нанести удар Ганзе. В 1361 г. он напал на о.Висби (Готланд), захватив богатую добычу. Но против выступило 60 ганзейских городов, которых поддержала и недовольная усилением короля датская знать. В итоге Дания потерпела поражение и в 1370 г. был заключен крайне невыгодный для нее Штральзундский мир, по которому Дания признавала все ганзейские привилегии, уступала Ганзе ряд укрепленных пунктов и контроль над Зундскими проливами, а также допускала вмешательство Ганзы в выборы датского короля.

Однако усиление Ганзы вызвало беспокойство во всем Скандинавском мире. Возникла идея объединения всех трех стран, связанных этнической, хозяйственной и культурной близостью и общностью исторического развития. Так сложилась уния между этими странами. Активную роль в объединении сыграла дочь Вальдемара Маргарита. Будучи женой норвежского короля, она возвела на датский престол своего сына Олафа и стала от имени королей править Данией и Норвегией. А в 1397 г. она получила и шведскую корону. В том же году на съезде знати в Кальмаре(Швеция) королем трех стран был провозглашен племянник Маргариты Эрик. Согласно принятой при этом вечной унии, во главе трех стран должен был стоять один король, в каждом государстве сохранялись свои законы. В случае войны оговаривалась взаимопомощь.

В созданном союзе ведущую роль играла наиболее экономическая развитая Дания. Маргарита, не выпуская бразды правления из своих рук, щедро раздавала своим сторонникам лены в Швеции и Норвегии, вызывая недовольство местных феодалов. Поэтому многие шведские присоединились начавшемуся в 1434 г. крестьянскому восстанию, которое происходило под антидатскими лозунгами (ведь шведские крестьяне, в отличие от датских, имели гарантии личной и экономической свободы). В итоге, в 1435 г. был созван шведский риксдаг - сословно-представительное собрание, в котором участвовали и феодалы, и бюргеры, и крестьяне. Хотя затем это восстание было подавлено, но датское засилье ослабло. Король Эрик в 1435 г. риксдагом был низложен. И хотя юридически уния просуществовала до 1523 г., Швеция стала управляться самостоятельно своими регентами из местной знати.

При регенте Стене Стуре(вторая половина ХV в.) проводилась политика, отвечавшая потребностям страны: оказывалось покровительство торговле, ремеслам, промыслам, которые переходят исключительно в руки шведов. Немецкое и датское засилье ликвидируется. Отмечается подъем культуры, в Упсале появляется университет.

В ХV в. укрепляется и экономика Дании, которая также освобождается от контроля Ганзы. Усиливается датское купечество. В 1460 г. датский король Христиан I становится имперским князем (герцогом Шлезвига и Голштинии) и активно вмешивается в германские дела. В 1493 г. Дания заключает союз с Русью против Ганзы. Так же как и в Швеции, экономический подъем ускорил культурное развитие и в Копенгагене был основан университет.

Лишь Норвегия продолжала оставаться отсталой страной. Этому способствовала и традиция норвежской знати заниматься торговлей (ибо доходов от земли не хватало). Но эти занятия не меняли привычек и традиций знати. Получаемые доходы она вкладывала в недвижимость. Это привело к упадку собственного купечества еще в ХII-ХV вв. Опустевшую на рынке нишу заполнили сначала ганзейцы, затем, с конца ХV в., голландские купцы. Немногочисленное и небогатое дворянство не могло противостоять Дании и отстоять свою независимость. Уния ее с Данией просуществовала до 1814 г.

РАЗДЕЛ III.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА.

ТЕМА 10.

ЧЕХИЯ В ХI-ХV вв.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. Аграрные отношения. В ХI-ХIV вв. происходил процесс массовой феодализации чешских земель. Причем, если в ХI-ХII вв. формировалось крупное землевладение знати - панов[196], то ХIII-ХIV вв. - время массового оседания на землю средней и мелкой части служилого сословия - рыцарей, называвшихся земанами или владыками.

В резиденциях дворян - шляхты - поначалу работали только крепостные, которые жили по соседству, в так называемых "служебных деревнях". В ХII в. основная их масса состояла из бывших рабов, посаженных на землю. Но уже с ХII в. начался процесс постепенного подчинения свободных крестьян. Зависимых из бывших свободных называли седляки. Они несли поурочную барщину, оброк и постепенно теряли личную свободу - не могли покидать поместья. Но еще и в ХIII в. седляков привлекали на военную службу. Потому они оставались близкими старой прослойке свободных крестьян - дедичей, которые владели землей по так называемому дедичному праву (то есть по наследству). Землевладелец не мог их лишать земли без компенсации. Несли дедичи относительно легкие и строго фиксированные повинности. Дожил этот слой крестьян в Чехии до ХV в., но в ХII-ХIII вв., в условиях развития феодального землевладения, их число стало быстро сокращаться. Вызывалось это тем, что, одной стороны, естественный рост крестьянского населения в условиях распространения феодального землевладения вел к уменьшению размеров наделов у дедичей. Ведь резервный фонд земель - незанятые угодья - оказались в руках феодалов. С другой, если до ХII в. шляхта в целом еще не была прочно связана с землей и больше напоминала военных слуг знати, жила вокруг их резиденций и кормилась от их стола, то с этого столетия и, особенно, в ХIII-ХIV в., происходило массовое оседание шляхтичей на землю. Их сеньоры, не в силах хозяйственно осваивать дарованные им земли, раздают их своим дружинникам в лены. Так шляхта превращалась в мелких феодалов - ленников. На полученных землях они строят свои резиденции - замки (типа мотте)[197]. Ограниченные в средствах, они усиливают эксплуатацию доставшихся им крестьян. Тем самым феодализм в Чехии распространялся вширь, охватывая основной массив земель. А свободных земель, необходимых для поддержания жизнеспособности дедичей становилось все меньше.

Городское производство и торговля.Рассматриваемая эпоха характерна довольно динамичным ростом ремесленного производства и торговли. Последняя стимулировалась расположением страны на дунайском пути. В горах добывали металлы, что имело общеевропейское значение. С развитием городов - с конца ХII в. - получает распространение сукноделие, затем и производство стекла.

Чехия и, особенно, Прага, сделались местом обмена между западом и востоком Европы. Здесь соединялись товаропотоки из германских земель, Польши, древнерусских княжеств (прежде всего из Галича, Волыни, Киева), затем из Великого княжества Литовского. Нельзя забывать, что еще и в ХII в. Прага оставалась крупным центром работорговли (рабов везли с востока).

ЧЕШСКИЕ КОРОЛИ И ИМПЕРИЯ. НЕМЕЦКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ. Со второй половины ХI в. Чехия распалась на несколько земель с князьями из рода Пржемысловичей, что вызывалось традиционной практикой в ранних государствах: наделением уделами всех прямых наследников правящего рода. В результате формировались удельные центры. Начались усобицы, в которые вмешивались и германские императоры, ведь уже в ХI в. Чехия стала вассалом империи. Она должна была выставлять 300 всадников в походы германского императора и платить 800 гривен серебра. Но, нуждаясь в поддержке Чехии в борьбе с папой, император Генрих IV пожаловал чешскому князю Вратиславув 1086 г. пожизненный королевский титул. С середины ХII в. этот титул стал наследственным, а затем чешский король вошел в состав курфюрстов, избиравших императоров.

Феодальная раздробленность в Чехии была преодолена уже к началу ХII в. У же король Пржемысл-Отокар I(1197-1230), опираясь на духовенство и появлявшееся рыцарство, значительно укрепил королевскую власть, подавил своеволие знати. Пржемысл II(1253-1278) стал наиболее могущественным королем в истории династии. Были проведены административная и военная реформы. Активизировалась внешняя политика. Различными путями - браками, завоеваниями, подкупом - Пржемысл значительно расширил территорию своего государства: присоединил Австрию, Штирию, Каринтию, Крайну. Он совершал походы и против пруссов. С его именем связано основание столицы Пруссии - Кёнигсберга[198]. Однако удачливый король увлекся. Рост его власти насторожил панов. Начавшаяся борьба с императором Рудольфом Габсбургом оказалась Пржемыслу не под силу, он потерпел поражение и погиб. Австрия, Штирия, Каринтия и Крайна перешли во владение Габсбургов.

Тесные связи с Германией, поражения от нее во второй половине ХIII в. способствовали широкой немецкой колонизации, осуществлявшейся прежде всего в церковную среду и города. Чехия приняла католичество от немцев, что предопределило появление в ней немецкого духовенства, которое занимало в стране все высшие церковные должности. Монастыри, также первоначально основанные выходцами из Германии, предпочитали приглашать в свою братию соотечественников. Практика наделения монастырей землей постепенно привела к концентрации крупных владений в руках немецкого, по происхождению, клира.

В условиях медленной феодализации деревни и длительного сохранения свободного крестьянства сельские ремесленники не проявляли интереса к переселению в города. Поэтому королевская власть, заинтересованная в городах как источниках обложения, стимулировала рост городского населения за счет пришлых ремесленников и торговцев, каковыми оказывались, опять таки, западные соседи - немцы. Власти предоставляли колонистам существенные льготы, разрешали устанавливать самоуправление. К тому же, поскольку Чехия была вассалом империи, немцы не видели в ней заграницу. В итоге патрициат и значительная часть ремесленников в чешских городах оказались немцами. Им же принадлежала основная масса железных и серебряных рудников. В начале ХV в. в Пражском магистрате из 18 членов было лишь 2 чеха. Аналогичная ситуация сложилась и в Пражском университете, где вначале ХV в. из 4-х землячеств 3 были немецкими[199].

Тесные связи с соседней Баварией способствовали и росту немецкого влияния среди чешских феодалов, многие из которых перенимали соответствующие обычаи, имена, язык. Так значительная часть чешской аристократии оказалась германизированной. В результате происходило переплетение социальных противоречий с национальными: среди правящих кругов и эксплуататоров преобладали немцы и связанная с ними знать, среди мелкого люда - чехи. Поэтому в дальнейшем традиционная антифеодальная борьба в Чехии приобрела и антинемецкую направленность, что стало спецификой дальнейшей средневековой историей страны. Но, несмотря на такое развитие, Чехия оставалась славянской страной и немецкое влияние лишь накладывалось на чешское общество, вступало с ним в противоречие, но изменяло его[200].

ЧЕХИЯ В ХIV в.В 1310 г. закончилось правление династии Пржемысловичей. Последний ее представитель - король Вацлав III был убит при так и не выясненных обстоятельствах еще в 1307 г. Новым чешским королем стал сын германского императора Генриха VII Иоанн Люксембургский (чехи называли его Ян), женившийся в 1310 г. на наследнице чешской королевской семьи Елизавете Богемской. По наследству от отца он в 1313 г. получил и графство Люксембург. Воспитывался Иоанн при французском дворе и в своей политике ориентировался на Францию. Впрочем, политики в его деяниях было немного. Он был одним из известнейших рыцарей тогдашней Европы и одним из самых отъявленных кутил. Как похотливый кот, Иоанн часто крался ночами переодетый по улицам, заводил интрижки с горожанками, дрался с оскорбленными мужьями и соперниками. Он легко встревал в любую европейскую вражду, имел больше врагов, чем земель, жил чаще при французском дворе и за счет французской казны. Он - чудо живости, силы, отваги, веселости, но и глупости: "был столь же глуп, сколь и обаятелен" (М.Дрюон). Уже в старости, ослепнув, из-за воинственного пыла он ввязался в Столетнюю войну на стороне Франции. Присутствовал на битве при Креси. Когда сражение переросло в отдельные поединки, не выдержал и, приказав привязать своего коня к коням двух своих оруженосцев, вслепую ринулся в бой. После битвы в груде тел нашли задавленного раненым конем Иоанна. Злые языки потом говорили, что первыми же взмахами меча Иоанн нанес удары по своим оруженосцам. Столь же нелепой была и его политика.

Взойдя на престол при содействии крупных феодалов и духовенства, он, в благодарность, одарял их королевскими милостями и поставил в зависимость от них свои действия как короля. При нем стал регулярно созываться сейм. Но в полном составе он собирался редко, и еще реже на него приглашали представителей городов. Обычно король приглашал то сословие, которое ему было нужно для решения того или иного конкретного вопроса.

Убитого в бою, как подобало рыцарю, Иоанна сменил его сын Карл I, избранным затем и германским императором под именем Карла IV (1346-1378) Родился он в Чехии и по рождению получил имя Вацлав (Венцеслав). Уже в 7 лет он был обручен с 7-летней сводной сестрой Карла VI Валуа. Карл тоже участвовал в битве при Креси, был ранен, но спасся. С юности был страстным коллекционером святых мощей и реликвий. Став чешским королем, он торжественно перевез в пражскую сокровищницу: священное копье, гвоздь от тела Христова, руку св. Анны и т.п. Карл был образованным человеком, меценатом, стремился считаться просвещенным государем. Знаменитый итальянский гуманист Петрарка, состоявший в ним в переписке и даже гостивший у него в Праге в 1368 г., восторженно отзывался об утонченности ума и изысканности художественного вкуса Карла.

Впрочем, возможно он преувеличивал. Карл был далек от гуманистических ценностей. Но он получил первую ступень университетского образования на факультете свободных искусств Парижского университета и понимал ценность знаний, основав в 1348 г. Пражский университет - подарил на его содержание несколько домов в Праге и деревень в ее окрестностях. Это был первый университет в пределах Германской империи (за пределами Италии). За вторую половину ХIV в. через его аудитории прошло более 15 тыс. студентов из стран Центральной Европы. Именно при Карле I столица Чехии стала "Златой Прагой". К 1348 г. в ней жило 30 тыс. человек, шло широкое строительство. Помимо "Карлова университета", от тех времен остался "Карлов мост" через Влтаву и королевский замок - "Карлштейн". Канцелярия Карла была тесно связана с папской резиденцией в Авиньоне. В условиях тогдашнего церковного раскола даже возникла идея перенести центр тогдашней европейской науки из Парижа в Прагу.

Войн он не любил и прибегал в политике ко всяким иным методам, часто весьма низким. Прямой, решительный, недалекий, но по-своему честный его отец Иоанн часто упрекал сына в забвении рыцарского духа и благородства. Он, как, впрочем, и отец, не брезговал брать в заложники еврейских купцов, требуя с их родственников выкупа и провоцировал погромы, забирая себе имущество убитых. Впрочем, поняв, что лучше с них брать регулярный налог, чем грабить, стал даже покровительствовать евреям в духе заинтересованного к росте городов Пржемысла II. Один из современников писал, что Карл "был очень деловым, но без чувства величия, был хитрым простачком и первым мещанином в своем государстве". Он ставил себя выше морали и религии, считая, что судья ему только Бог, что, впрочем, было характерно для тогдашней элиты "голубых кровей". Отличился Карл и на матримониальном поприще - был женат четыре раза и имел около 20 детей (точнее и сам не знал).

Пользуясь тем, что он являлся и чешским королем, и германским императором, Карл стремился расширить свои фамильные владения и центром их сделал Чехию, способствовав ее если не расцвету, то оживлению. Он разрешил чешскому купечеству торговать по всей империи и, в общем то, проводил политику богемоцентризма. Очевидно, он сумел понять, что дни величия империи давно миновали и что корни его силы - не в императорской короне, а в наследственных землях, в которые и превратилась Чехия (К.Каутский). Как результат, если в конце ХIII в. в чешских городах было 40 видов ремесел, то в ХIV их стало более 200. При этом Карл умел поддерживать в стране равновесие между чехами и немцами.

Люксембурги пользовались и поддержкой папства, за что одаряли церковь многочисленными земельными пожалованиями. Так, пражский архиепископ владел 900 селениями, 14 городами и 5 замками. Но именно Карл и добился открытия в Праге архиепископства.

Во второй половине ХIV в., при Карле IV Чехия усиленно втягивалась в западноевропейские социально-экономические процессы. Развивались города, а в месте с ними и товарно-денежное хозяйство. Феодалы заинтересовывались поисками денег, что вело к увеличению крестьянских повинностей. Ибо в условиях неполного закрепощения крестьян добывать деньги коммутацией повинностей и освобождением от крепостного состояния, как на Западе, было невозможно. Наоборот, феодалы начинают нарушать арендные и эмфитевческие договоры с крестьянами, что к рубежу ХIV/ХV вв. вызывает брожение в их среде[201].

Рост шляхты, наиболее интенсивный в ХIII-ХIV вв., приводил к земельному дефициту. Это, а также рост товарности сельского хозяйства вели к преобразованиям в рыцарских хозяйствах. Многие из мелких феодалов в поисках дополнительных доходов организовывали ремесла, промыслы. Особенно выгодным было разведение рыбы на продажу. Но это требовало создания искусственных прудов, что нередко вело к затоплению крестьянских земель и давало дополнительный повод к росту недовольства земледельцев. Но и у многих рыцарей доходы не поспевали за ростом расходов (на оружие, снаряжение, достойный образ жизни). Нередки были рыцари, не имевшие средств на сооружение замка и жившие в деревнях, рядом со своими крестьянами. Их резиденции от крестьянских отличались лишь тем, что находились обычно на окраинах и имели более внушительные заборы. К началу ХV в. лишь 22% рыцарей могло прожить доходами своих владений. <

Наши рекомендации