Испания и португалия до конца хv вв.
АРАБЫ НА ПИРЕНЕЯХ.Вспомним, что в 711 г. арабы переправились через Гибралтар и к 714 г. завоевали существовавшее на полуострове королевство вестготов. Завоевание Пиренеев арабами было облегчено тем, что в вестготском королевстве утверждались феодальные порядки, вследствие чего государство было децентрализовано, распалось на ряд княжеств, а крестьянство уже закабалялось. Поэтому у вестготов сил для отпора арабскому нашествию было недостаточно.
Вестготские феодалы, оказавшие сопротивление арабам, бежали на северо-запад, в гористую местность – Астурию, где и укрепились. Эта область осталась единственной, не завоеванной арабами.
Но попытка арабов продолжить завоевания в Галлии были пресечены Карлом Мартеллом при Пуатье в 732 г. Затем Карл Великий, ведя войну с арабами, отвоевал часть северо-восточную часть Пиренеев и в конце VIII в. основал там Испанскую марку со столицей в Барселоне.
Завоевав Пиренеи, арабы захватили земли вестготской знати, церкви и короля. Крестьяне остались на своих наделах. Но вскоре арабы обязали их нести налог государству и ренту новым господам. Так что облегчение в положении крестьян было кратковременным. Усиливалось и религиозное давление завоевателей – мусульман на местное христианское население.
Но в хозяйственном развитии полуострова арабы сыграли весьма положительную роль. Они перенесли сюда достижения востока в земледелии. Распространились новые культуры: рис, сахарный тростник, шелковица, широко применялось орошение, получило развитие овцеводство, горное дело и ремесла.
Значительный подъем при арабах переживали города, втянутые в средиземноморскую торговлю. Ремесленные изделия из городов арабской Испании расходились по всей Европе[188]. Городские ремесленники объединялись в цехи. Но централизация власти арабов препятствовала горожанам добиваться самоуправления по западноевропейской модели. Экономическому подъему сопутствовал подъем культуры. Именно при арабах здесь, впервые в Европе (если не считать Константинополя), появляется высшая школа. В Кордове была создана большая библиотека. Сюда стекались крупные ученые из арабского мира и Западной Европы. Именно через испанских арабов европейцы узнавали о творениях великих ученых античности: Аристотеля, Птолемея, Гиппократа и других.
Завоевав Пиренеи, арабы образовали эмират, зависимый от Дамасского халифата со столицей в Кордове. После разгрома Омейядов, Кордовский эмират в 756 г. стал независимым государством. Затем, с 929 г., в связи с распадом Багдадского халифата, испанские арабы (мавры) выделились в особый Кордовский халифат. Правила в нем династия Омейядов.
РЕКОНКИСТА- отвоевание Испании у арабов. Она началась в Х в., особенно активно велась в ХIII в. и завершилась лишь в конце ХV в. Реконкиста заключалась не только в отвоевании земель, но и в закреплении на завоеванных территориях, их заселение христианами. В Реконкисте принимали участие различные слои христианского населения из сохранившихся на севере Пиренеев христианских государств. Крестьяне при этом, заселяя отвоеванные земли, освобождались от крепостной зависимости. Во вновь создаваемые города стекались ремесленники и торговцы, создававшие там коммуны. Наибольшие выгоды от Реконкисты, естественно, получали феодалы, создававшие на отвоеванных землях многочисленные владения.
Началась Реконкиста из северных христианских владений. В Астурии в Х в. сложилось королевство Леон, из которого в ходе отвоевания земель, в ХI в. образовалось королевство Кастилия[189]. В 1230 г. Леон был присоединен к Кастилии. К востоку от Астурии - в стране басков еще в IХ в. возникло графство Наварра, в Х в. ставшее королевством. На востоке, из Испанской марки, в исторической области Каталония было создано графство Барселонское, а к северу от него - в IХ в. графство Арагон. С 1035 г. Арагон стал королевством со столицей в Сарагосе. В 1137 г. Арагон объединился с Каталонией. В ХI в. на западе Пиренеев, в составе королевства Леон образовалось графство Португалия, которое в 1139 г. выделилось в самостоятельное королевство. Все эти государства и стали первоначальной базой Реконкисты.
Первую крупную победу над арабами христиане одержали в 1085 г. на р.Тахо. После нее испанцы захватили древнюю столицу - Толедо. На помощь арабам пришли берберы из Северной Африки. Но это лишь ненадолго замедлило Реконкисту. С начала ХIII в. отмечено широкое наступление на мусульман. В 1212 г. объединенные силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры разгромили мавров (испанских арабов) в битве при Лас-Навас де-Толоса. Затем, в 1236 г. кастильцы захватили Кордову, в 1248 г. - Севилью, а Арагон - Валенсию и Балеарские острова. Наконец, в 1262 г. Кастилия получила выход к Атлантике, захватив порт Кадис. Мавры сохранили за собой лишь Гранадский эмират на крайнем юге.
В чем причина побед испанцев в Реконкисте? Если исходить из раздробленности, воцарившейся у мавров после распада Багдадского халифата, то ведь и у христиан на Пиренеях политического единства не было. Зато покоренные и угнетавшиеся испанскими мусульманами крестьяне-христиане всячески поддерживали своих единоверцев с севера. Тем более что участвовавших в Реконкисте крестьян, как отмечалось, ждало личное освобождение с правом занимать земли, создавать сельское самоуправление и носить личное оружие. Кроме того, Реконкиста часто принимала форму крестовых походов, и в Испанию стекались рыцари со всей Европы. И, несмотря на все это, отвоевание растянулось на полтысячелетия.
Обратимся к особенностям развития христианских государств.
АРАГОН, КАСТИЛИЯ И ПОРТУГАЛИЯ. Арагон, как отмечалось, включал в себя также Каталонию. Это было типичное феодальное государство. Король и дворяне владели почти всей землей. Крестьяне были полностью закрепощены. При этом феодальные отношения в Арагоне носили характер крайнего произвола. Кроме обычных крепостных повинностей были еще ряд "дурных обычаев", ложившихся тяжелым бременем на крестьян. Это были право мертвой руки[190], всевозможные штрафы, право первой ночи и др. Феодалы с королем считались мало, нередко даже вели против него войны.
Но благодаря экономически развитой прибрежной Каталонии Арагон вскоре превратился в крупную морскую и торговую державу, а в конце ХIII - начале ХIV в. присоединил к себе, как отмечалось в предыдущей теме, Сицилию с Сардинией, а в ХV в. - Неаполитанское королевство.
Кастилия располагалась в центре Пиренеев на каменистом плато. Почвы ее мало подходили для земледелия, но зато там было много хороших пастбищ, что способствовало развитию овцеводства. В ХIII в. крупные землевладельцы, на чьих землях развилось овцеводство, создали союз - Места, регулировавший прогон овец по пастбищам. "Места" располагала своей администрацией, судом, пользовалась привилегиями от короля. Шерсть направлялась к итальянским сукноделам, прежде всего - во Флоренцию.
Крестьяне в старых, не захваченных арабами землях, были закрепощены. На отвоеванных же землях они, как отмечалось, были свободными. Но земли все равно арендовали у феодалов. Города первоначально скорее напоминали села, окруженные крепостными стенами. Но постепенно сельскохозяйственные занятия вытеснялись ремеслами и торговлей.
Горожане и крестьяне, участвуя в реконкисте, были обязаны службой. Города часто вообще сами должны были себя защищать и поэтому обладали относительной свободой. От нападений арабов, от посягательств феодалов и короля они защищались объединением в союзы - эрмандады (братства). Крестьяне тоже имели свои территориальные организации - консехо (общины)[191]. В таких свободах третьего сословиях была специфика Кастилии.
Португалия, в 1139 г. освободившаяся от власти Кастилии, признала себя, однако вассалом папы. Поэтому католическая церковь играла в Португалии значительную роль. Выделение небольшой Португалии в самостоятельное государство было обусловлено наличием собственных морских портов, среди которых постепенно выделился Лиссабон, ставший столицей королевства. Социальные порядки в стране были аналогичны кастильским: участвовавшее в Реконкисте крестьянство было лично свободным, города имели коммунальные права.
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ПИРЕНЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ. На все социально-политические процессы, естественно, наложила отпечаток реконкиста. Рамки правящего сословия были нечеткими. В Леоне, Кастилии, отчасти, Португалии, особенно до перелома в отвоевании Пиренеев в ХIII в., верхушка свободного крестьянства и богатые горожане могли стать кабальеро (дворянами). Так сложился многочисленный слой небогатых, малоземельных дворян, активных участников реконкисты. При этом португальские кабальеро из горожан, в отличие от леоно-кастильских, сохраняли связи с городскими занятиями, особенно с мореходством и торговлей. Аристократия Леоно-Кастильского королевства владела обширным земельным фондом и была замкнутой группой, в которую входило лишь несколько десятков старых дворянских родов.
На Северо-Западе Пиренеев, в Каталонии и Арагоне положение дворян было иным. Здесь возможность стать кабальерос для горожан и крестьян была весьма ограничена; потомственное дворянство строго следило за "чистотой" своих родов. Более того, дворяне четко делились на группы в зависимости от происхождения, а также способов получения титулов и земельных владений.
В условиях Реконкисты, требовавшей консолидации всех социальных слоев пиренейских христианских государств, в них рано выработались формы коллегиальности в руководстве. Короли Кастилии и Леона уже с ХI в. собирали ассамблеи из представителей светской и духовной знати, с которыми обсуждали вопросы законодательства, сборов податей и текущей политики. Первое упоминание об участии горожан в такой ассамблее относится к 1188 г. в Леоне. Так сложились сословно-представительные учреждения - кортесы[192].
Разработанных правил созыва кортесов не было. Количество делегатов зависело от случайных причин. Наказаний за неявку тоже не было. Право собирать кортесы принадлежало исключительно королю. С середины ХIII в. участие горожан стало регулярным и в кастильских кортесах. С того же времени в кортесы стали приглашать и делегатов от зажиточных крестьян. В соответствии с этим, в Леоне и Кастилии сложились три палаты. В первой заседали духовные прелаты, во второй - светские сеньоры, в третьей - представители городов и сельских общин. Как видно, такая структура напоминала французские Генеральные штаты, но особенностью местных кортесов было участие крестьян, что отразило специфику Кастилии. К этому следует добавить, что поскольку дворяне и духовенство особой активности в работе кортесов не принимало, представители третьего сословия, особенно горожане, в ХIII-ХIV вв. приобрели в этом органе существенное влияние.
Право участвовать в кортесах имели далеко не все города. К концу ХV в., когда после завершения Реконкисты третье сословие стало отстраняться от управления, лишь 17 городов сохранили право посылать в кортесы своих делегатов. К тому же участие в заседаниях было дорогим. Только с ХV в. короли начали выплачивать жалование депутатам на время сессий. К тому же пребывание депутатов в кортесах не всегда было безопасным. Дворяне часто являлись на заседания в сопровождении вооруженных отрядов и иногда оказывали физическое воздействие на представителей третьего сословия.
Кортесы были и в других пиренейских королевствах. В Арагоне крестьян на ассамблеи не приглашали, зато знать и городской патрициат создали постоянно действующий межсессионный орган, наблюдавший за исполнением решений кортесов. Это позволяло, прежде всего, знати, существенно контролировать королевскую власть.
Рассмотренное политическое устройство не разрешало, безусловно, всех социальных противоречий. Особенно это относится к положению крестьян в старых христианских государствах, где они боролись против закрепощения и "дурных обычаев". Наиболее активными крестьянские движения были в Каталонии. Одним из них, длившимся 10 лет (1462-1472) руководил мелкий идальго (дворянин) Веритальят[193]. Этим восстанием - редкий случай - воспользовался арагонский король, стремившийся избавиться от контроля со стороны знати и городов. Он обратился к крестьянской армии и победил. Веритальят получил титулы и землю, крестьянам были даны мелкие уступки, которые, впрочем, скоро были отобраны.
В ходе другого восстания, которое произошло в 1482г. под руководством Педро Хуана Салы, крестьянам удалось добиться освобождения от личной зависимости, но "дурные обычаи" должны били выкупаться. Таким образом, к концу ХV в. крепостная зависимость в Каталонии была отменена.
ОБЪЕДИНЕНИЕ КАСТИЛИИ И АРАГОНА состоялось в 1479 г. на матримониальной основе: В 1469 г. 17-летний арагонский принц Фердинандженился на 18-летней наследнице кастильского престола Изабелле, которая с 1474 г. стала королевой. В 1479 г., после смерти отца, Фердинанд стал королем Арагона и, таким образом, королевская чета стала совместно править объединившейся Испанией, ставшей одним из крупнейших королевств в Западной Европе. Центральная власть в новом государстве существенно усилилась, что, соответственно, ослабило феодальную вольницу. В целях централизации короли повели также борьбу и с самостоятельностью городов, начали урезать их права. Нуждаясь в сильной королевской власти, города лавировали. Они помогали королю бороться со своеволием аристократии, но для защиты собственных интересов объединились в союз "Святая эрмандада", имевший внушительные военные силы. Противостояние городов и королей разрешилось в пользу последних, но уже в следующем, ХVI в.
Кроме городов, королей в централизаторской политике поддерживала и церковь, с помощью инквизиции, которая была введена в 1478 г. для борьбы с ересями. Формальным поводом для ведения в Испании инквизиции было стремление глубоко религиозной Изабеллы установить контроль над крещеными арабами (морисками) и евреями (маранами). Их обвинили в тайной приверженности своим прежним верованиям и многих казнили. Однако, наряду с борьбой против религиозных инакомыслящих, инквизиция стала пресекать любую социальную и политическую оппозицию королю.
Примечательно, что в предшествующее время, в ходе Реконкисты, существовала определенная религиозная терпимость, ибо христианам было важнее завоевать (отвоевать) земли, а не обострять отношения с проживавшими на них мусульманами и иудеями. Завершение Реконкисты привело к исчезновению идеи, долгое время объединявшей все общество и потребовало новую основу для общественной консолидации. К тому же, особенно среди дворян, выросло много профессиональных воинов, не умевших больше ничего делать и живших только за счет войны. Среди арабов и евреев было много богатых, из которых, используя их конфессиональную принадлежность, власти и церковь начали создавать консолидированный образ врага.
Эта политика окрасилась и личными качествами новых испанских монархов. Изабелла отличалась религиозным фанатизмом. Но была воспитана в представлении об абсолютном суверенитете королевской власти. Поэтому, несмотря на глубокую веру и почитание церковных иерархов, подчинила церковь государственным интересам, какими она их понимала. При этом ограниченной ее нельзя считать. Она была образованной, интересовалась науками, помогала Колумбу в его, как тогда многие считали, авантюрах. Фердинанд, в отличие от жены, был холодным лицемером, беспринципным политиком, но не отличался таким религиозным фанатизмом, как Изабелла. Духовные запросы, наука, ему были чужды. Интересы государства обычно ставил выше личных, но, как муж, постоянством не отличался. Считается, что мудрая Изабелла, чтобы оградить королевство от скандалов, терпела и измены мужа, и 5 его бастардов.
После объединения окрепшая королевская власть приступила к территориальному расширению. Удар был направлен против последнего владения арабов на Пиренеях - Гранадского эмирата. В 1492 г. Гранада была взята. Проживавшим там мусульманам и иудеям было предложено или креститься, или покинуть Пиренеи. Большинство, около 1 млн. из них переселилось в Африку, потеряв все имущество, конфискованное испанскими властями[194]. Реконкиста завершилась.
В Испании начала складываться абсолютистская монархия. Крупные феодалы утрачивают свое самостоятельное политическое значение и превращаются в придворных. Кортесы созываются реже. Создается бюрократический аппарат управления.
ТЕМА 9.