Вексель Второго Банка США на 1000 долларов, 1830-е
Ну а дальше начался вполне ожидаемый процесс. Государству принадлежала только пятая часть средств. Но именно эти средства были твердой валютой банка (металлические деньги и долговые обязательства правительства в счет налогов). В остальные 80 процентов начали приходить иностранцы. Чтобы выкачивать серебро, которое в ту эпоху являлось истинным мерилом богатства.
Объем бумажных денег рос в стране как на дрожжах, увеличившись с 67.3 миллиона долларов в 1816 году до 94.7 миллиона в 1818-м. Соответственно росли цены на недвижимость, земли, товары, рабов. Покупательская способность населения падала, но зато круто росла внешняя торговля, потому что товары в США в фунтах или гульденах дешевели и скупались по номинальному курсу фактически за бесценок.
В 1819 году случился так называемый «бум-крах» — кризис реальных наличных денег и свертывание кредитов. Из этого кризиса страна выползала до 1824 года. Стало ли это уроком для руководства банка? Нет, ни в коем случае!
В 1828 году в результате выборов на пост президента пришел Эндрю Джексон, тот самый, победитель при Новом Орлеане. Джексон был человеком с Запада, с фронтира. И он говорил обычные, нормальные вещи. Что лучшая валюта — это твердая, стабильная валюта. Что банковское резервирование должно быть хотя бы 30–50-процентным, а не как сейчас — 0.11-процентным. И что Банк США, как главного создателя инфляции и обмена фантиков на серебро, надо закрыть. Тем более что сроки подходили — в 1836 году лицензия у Банка истекала.
Эндрю Джексон
Уже в 1829 году Джексон объявил о намерении покончить с банкирами, и после этого началась война, которая вошла в историю, как «Банк США против президента США».
В 1832 году, ввиду приближения новых президентских выборов, Второй Банк нанёс Джексону упреждающий удар, надеясь на то, что президент не отважится вступить в открытое противостояние. Банкиры убедили Конгресс досрочно (на 4 года раньше) продлить лицензию банка. Конгресс уступил их просьбам и передал законопроект на подпись президенту. Однако Эндрю Джексон наложил на законопроект вето. Он говорил:
От щедрот нашего правительства воздается не только нашим гражданам. Более чем на 8 млн долларов акций центрального банка принадлежит иностранцам… Что опасней для нашей свободы и независимости, чем банк, который по своему происхождению так мало связан с нашей страной?.. Отдать банку на откуп нашу валюту, распоряжение бюджетом страны и держать тысячи наших граждан в зависимости от него… гораздо более масштабный вызов и грозная опасность, чем противостояние военной мощи противника.
В июле 1832 года Конгресс оказался не в состоянии преодолеть вето президента, однако у Джексона появился серьезный повод сомневаться в своей победе на выборах. И тогда Несгибаемый Гикори (прозвище Джексона) решил обратиться со своими соображениями прямо к американскому народу. Впервые в истории страны он провел выездную президентскую кампанию по всей стране. Лозунгом этой кампании было: «Джексон и никакого центрального банка!». Несмотря на то, что банкиры потратили в предвыборную кампанию республиканца Клейна более 4 миллиона долларов, Джексон победил преобладающим большинством голосов избирателей и остался президентом США на второй срок до 1836 года.
Понимая, что Банк проигрывает Джексону, банкиры решили… убить президента. 30 января 1835 года, когда Джексон выходил из здания Палаты Представителей, к нему приблизился молодой человек, который поднял пистолет и выстрелил. Однако произошла осечка. Незнакомец полез за запасным стволом в карман. И тут 68-летний Джексон, схватив свою трость, наотмашь ударил убийцу по шее. Преступник отступил на шаг, и получил еще удар в голову. Он повернулся, чтобы убежать, но 68-летний старик наносил удар за ударом, не отставая ни на шаг. Закончилось все тем, что морской пехотинец из охраны Конгресса остановил незнакомца.
Преступником оказался некий Ричард Лоуренс — безработный маляр и психически больной человек. В ходе разбирательства 35-летний Лоуренс обвинил президента в жизненных неудачах: якобы именно из-за него маляр не может устроиться на работу. Покушавшийся убежденно доказывал суду, что экономическая ситуация в стране улучшится, если Джексон будет мертв. Он также утверждал, что является свергнутым королем Англии Ричардом III, который, как известно, скончался в 1485 году. Остаток жизни Лоуренсу пришлось провести не на английском троне, а в американской лечебнице для душевнобольных.
Джексон принял вызов.
Он дал указание Луису Маклейну, новому секретарю Казначейства, начать перевод правительственных денежных средств, находящихся в распоряжении Банка США, в банки штатов. Маклейн отказался. Джексон сразу же уволил Маклейна, поставив на его место Уильяма Дуэйна, но и тот отказался выполнять распоряжение президента. Результат — тоже незамедлительное увольнение. И лишь третий секретарь, Роджер Тейни, начал вывод средств из Банка США.