Слабые глаголы (с суффиксацией)
Все слабые глаголы образуют формы претерита и причастия II прибавлением дентального суффикса -d или –t. Это более новые образования по сравнению с сильными глаголами. Большинство из них являются производными от существительных, прилагательных и сильных глаголов. В дальнейшем они получают большее распространение, т.к. звуковой состав корня не имеет значения для образования форм претерита и причастия II. Все новые глаголы образуют свои формы по типу слабых.
В структуре слабых глаголов выделяются корень, основообразующий аффикс и личные окончания.
Слабые глаголы имеют 3 формы: инфинитив, прошедшее время, причастие II.
В зависимости от основообразующего аффикса слабые глаголы подразделяются на 3 класса.
I класс
(с основообразующим аффиксом –i-/-j-вдописьменный период)
Cоответственно корневая гласная подвергалась перегласовке, а аффикс мог выпадать. Например, *dōmjan > dēman ‘судить’:
- dēman – dēmde – (Ʒe)dēm(e)d
Если в корне стоит краткая гласная, согласная после перегласовки удлиняется, что получило выражение в её двойном написании: *framjan > fremman ‘совершать’. При этом в глаголах с краткосложным корнем | i | не выпадает, а переходит в | e |:
- fremman – fremede - (Ʒe)fremed
В словах с краткосложным корнем, заканчивающимся на | r |, | i | сохраняется в инфинитиве и переходит в | e | во второй форме:
- styrian ‘шевелить’– styrede – (Ʒe)styred
Если корень заканчивается на глухую согласную, добавляется глухой суффикс –t:
- сēpan ‘держать’ – сēpte – сēpt/ сēped
Если в исходе корня был дентальный, он сливался с суффиксом:
- sendan ‘посылать’– sende – (Ʒe)send/(Ʒe)sended
- restan ‘отдыхать’ – reste – rest/rested
Есть группа, глаголов, у которых соединительный гласный | i | в претерите и причастии II выпал раньше, чем в инфинитиве, поэтому перегласовки в этих формах не произошло, а произошла она только в инфинитиве *bronƷian > brinƷan:
- brinƷan ‘приносить’ – brōhte – brōht
- bycƷ(e)an ‘покупать’ – bōhte – bōht
- þenc(e)an ‘думать’ – þōhte – þōht
- þync(e)an ‘казаться’ – þūhte – þūht
- wyrc(e)an ‘работать’ – worhte – worht
- sec(e)an ‘искать’ – sōhte – sōht (c | k |: переходит в h | h | перед глухим | t |, также t c(e)an ‘учить’ – tāhte – tāht.
У некоторых глаголов в претерите и причастии II происходило преломление перед сонорной | l | + cогласная:
æ > a > ea+ld:
- *sæljan > sellan ‘продавать’ – sealde - seald
- *tæljan > tellan ‘рассказывать’ – tealde - teald
II класс
(с основообразующим аффиксом –ōi-/-ōj--вдописьменный период)
- lufian ‘любить’ – lufode – lufod
- macian ‘делать’ – macode – macod
Суффикс –ian возник из более раннего *-ōjan - *lufōjan
В корневом гласном умлаута нет, т.к. | i | позднего происхождения.
Глаголы: hatian ‘ненавидеть’, sorƷian ‘горевать’, andswarian ‘отвечать’ и др.
III класс
(восходит к германским глаголам с основами на -ē-/готск. –ai-)
К III классу относятся всего три глагола:
- habban ‘иметь’ – hæfde – hæfd
- libban ‘жить’ – lifde – lifd
- secƷan ‘сказать’ – sæƷde/ s de – sæƷd/ s d
Спряжение слабых глаголов
Слабые глаголы имеют те же личные окончания, что и сильные. Различия касаются только форм единственного числа прошедшего времени.
Ниже приводятся образцы спряжения глаголов I и II класса (lufian):
1кл. dēman – dēmde – (Ʒe)dēm(e)d
2 кл. lufian – lufode – (Ʒe)lufod
Настоящее время
Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение
1 л. dēme lufie 1, 2, 3 dēme lufie
Ед.ч. 2 л. dēm(e)st lufast
3 л. dēm(e)þ lufaþ
Мн.ч. 1, 2, 3 dēmaþ lufiaþ dēmen lufien
Прошедшее времяобразуется от 2-ой формы глагола.
Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение
1 л. dēmde lufode 1, 2, 3 dēmde lufode
Ед.ч. 2 л. dēmdest lufodest
3 л. dēmde lufode
Мн.ч. 1, 2, 3 dēmdon lufodon dēmden lufoden
Причастие Idēmende lufiende
Причастие II(Ʒe)dēm(e)d (Ʒe)lufod
Повелительное наклонение
Ед.ч. dēm lufa
Мн.ч. dēmaþ lufiaþ