Слабые глаголы (с суффиксацией)

Все слабые глаголы образуют формы претерита и причастия II прибавлением дентального суффикса -d или –t. Это более новые образования по сравнению с сильными глаголами. Большинство из них являются производными от существительных, прилагательных и сильных глаголов. В дальнейшем они получают большее распространение, т.к. звуковой состав корня не имеет значения для образования форм претерита и причастия II. Все новые глаголы образуют свои формы по типу слабых.

В структуре слабых глаголов выделяются корень, основообразующий аффикс и личные окончания.

Слабые глаголы имеют 3 формы: инфинитив, прошедшее время, причастие II.

В зависимости от основообразующего аффикса слабые глаголы подразделяются на 3 класса.

I класс

(с основообразующим аффиксом –i-/-j-вдописьменный период)

Cоответственно корневая гласная подвергалась перегласовке, а аффикс мог выпадать. Например, *dōmjan > dēman ‘судить’:

- dēman – dēmde – (Ʒe)dēm(e)d

Если в корне стоит краткая гласная, согласная после перегласовки удлиняется, что получило выражение в её двойном написании: *framjan > fremman ‘совершать’. При этом в глаголах с краткосложным корнем | i | не выпадает, а переходит в | e |:

- fremman – fremede - (Ʒe)fremed

В словах с краткосложным корнем, заканчивающимся на | r |, | i | сохраняется в инфинитиве и переходит в | e | во второй форме:

- styrian ‘шевелить’– styrede – (Ʒe)styred

Если корень заканчивается на глухую согласную, добавляется глухой суффикс –t:

- сēpan ‘держать’ – сēpte – сēpt/ сēped

Если в исходе корня был дентальный, он сливался с суффиксом:

- sendan ‘посылать’– sende – (Ʒe)send/(Ʒe)sended

- restan ‘отдыхать’ – reste – rest/rested

Есть группа, глаголов, у которых соединительный гласный | i | в претерите и причастии II выпал раньше, чем в инфинитиве, поэтому перегласовки в этих формах не произошло, а произошла она только в инфинитиве *bronƷian > brinƷan:

- brinƷan ‘приносить’ – brōhte – brōht

- bycƷ(e)an ‘покупать’ – bōhte – bōht

- þenc(e)an ‘думать’ – þōhte – þōht

- þync(e)an ‘казаться’ – þūhte – þūht

- wyrc(e)an ‘работать’ – worhte – worht

- sec(e)an ‘искать’ – sōhte – sōht (c | k |: переходит в h | h | перед глухим | t |, также t слабые глаголы (с суффиксацией) - student2.ru c(e)an ‘учить’ – tāhte – tāht.

У некоторых глаголов в претерите и причастии II происходило преломление перед сонорной | l | + cогласная:

æ > a > ea+ld:

- *sæljan > sellan ‘продавать’ – sealde - seald

- *tæljan > tellan ‘рассказывать’ – tealde - teald

II класс

(с основообразующим аффиксом –ōi-/-ōj--вдописьменный период)

- lufian ‘любить’ – lufode – lufod

- macian ‘делать’ – macode – macod

Суффикс –ian возник из более раннего *-ōjan - *lufōjan

В корневом гласном умлаута нет, т.к. | i | позднего происхождения.

Глаголы: hatian ‘ненавидеть’, sorƷian ‘горевать’, andswarian ‘отвечать’ и др.

III класс

(восходит к германским глаголам с основами на -ē-/готск. –ai-)

К III классу относятся всего три глагола:

- habban ‘иметь’ – hæfde – hæfd

- libban ‘жить’ – lifde – lifd

- secƷan ‘сказать’ – sæƷde/ s слабые глаголы (с суффиксацией) - student2.ru de – sæƷd/ s слабые глаголы (с суффиксацией) - student2.ru d

Спряжение слабых глаголов

Слабые глаголы имеют те же личные окончания, что и сильные. Различия касаются только форм единственного числа прошедшего времени.

Ниже приводятся образцы спряжения глаголов I и II класса (lufian):

1кл. dēman – dēmde – (Ʒe)dēm(e)d

2 кл. lufian – lufode – (Ʒe)lufod

Настоящее время

Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение

1 л. dēme lufie 1, 2, 3 dēme lufie

Ед.ч. 2 л. dēm(e)st lufast

3 л. dēm(e)þ lufaþ

Мн.ч. 1, 2, 3 dēmaþ lufiaþ dēmen lufien

Прошедшее времяобразуется от 2-ой формы глагола.

Изъявительное наклонение Cослагательное наклонение

1 л. dēmde lufode 1, 2, 3 dēmde lufode

Ед.ч. 2 л. dēmdest lufodest

3 л. dēmde lufode

Мн.ч. 1, 2, 3 dēmdon lufodon dēmden lufoden

Причастие Idēmende lufiende

Причастие II(Ʒe)dēm(e)d (Ʒe)lufod

Повелительное наклонение

Ед.ч. dēm lufa

Мн.ч. dēmaþ lufiaþ

Наши рекомендации