Юмористические детективы Фредерика Дара
Фредерик Дар (1921 - 2000) прославился в первую очередь серией детективных романов о похождениях комиссара Сан-Антонио, от лица которого ведется повествование. Его имя как автора и обозначено на обложках книг, таким образом, Сан-Антонио – это и герой произведений, и литературная маска писателя, и псевдоним. Первые романы серии выходят в 1950-ые гг.: «Не мешайте девушке упасть» (1950), «У мышек нежная кожа» (1951), «У кошечек нежная шкурка» (1951), «Мое почтение девчонке» (1952), «Джоконда с пистолетом» (1954) и др.
В романах писателя наблюдается нарочитое утрирование черт полицейско-шпионского романа, карикатурность литературного супермена в лице главного героя. Комиссар Антуан Сан-Антонио – сотрудник некой секретной полицейской службы, задания которой получает от таинственного начальника по прозвищу Старик. Сан-Антонио – это своеобразная пародия на Джеймса Бонда, такой же мужественный, неутомимый, ловкий и обаятельный, легко одерживающий победы, как на профессиональном уровне, так и в отношениях с женщинами. Другие герои: его помощник – инспектор Александр-Бенуа Берюрье, или просто Берю, глуповатый толстяк, наивный простак, который то и дело попадает в комичные ситуации; он прожорлив, неопрятен, при этом наделен физической и сексуальной мощью. Под стать ему и не уступающая по размерам и темпераменту своему мужу «Большая» Берта Берюрье.
Детективная серия Фредерика Дара о комиссаре Сан-Антонио положила начало новому направлению в истории детективного жанра – ироническому детективу.
По мнению Ю. Уварова, успех романов Ф. Дара связан с особым языком писателя: это смесь грубого арго с сан-антонизмами – неологизмами автора, обладающего редким талантом словотворчества, основанного на слиянии в одном слове нескольких терминов, на использовании самых неожиданных суффиксов, на необычной вербализации существительных и на графическом воспроизведении устной речи. Это создает комический эффект, который усиливается фейерверком каламбуров.
Из интервью с писателем: «… у меня был период, когда я производил “Сан-А”, как производят макароны. Я укреплял себя мыслью, что это не литература. Может быть, другие книги, которые я писал красивыми фразами, будут иметь большой успех, потому что в них меньше шлака. Они не такое барахло, как мои “Сан-Антонио”, но именно поэтому они не представляют ценности. Сегодня же, я убежден, единственное, что представляет интерес – это мои “Сан-А”».
У писателя множество других псевдонимов. Кроме серии про комиссара Сан-Антонио Фредерик Дар является автором серьезных романов, опубликованных под его настоящим именем.
За свой вклад в развитие жанра Фредерик Дар удостоен премии Гран-При Ассоциации французских детективных писателей (1957).
Последний роман «Злаковый киллер» закончен Патрисом Даром, сыном Фредерика Дара и опубликован уже после смерти писателя в 2001г.
3.7. Французский «черный роман», нуар, полар и неополар:
Немного терминологии
Начало развитию «черного романа» во Франции положила серия издательства «Галлимар», которую основал переводчик и сценарист Марсель Дюамель (1900-1977) в 1945 г. и занимался ей до своей смерти (эта серия выходит и в настоящее время). Вот отрывок из программного манифеста Марселя Дюамеля: «Пусть неподготовленный читатель будет осторожен: книги «Черной серии» для некоторых отнюдь не безопасны. Любители загадок `a lа Шерлок Холмс не могут рассчитывать на их частое появление. Не будет в них места и оптимизму. Безнравственность, в общем допускавшаяся раньше лишь для того, чтобы контрастировать с общепринятой моралью, здесь пользуется такими же правами, как добрые чувства или обычные недостатки. <…> В них будут встречаться полицейские, развращенные коррупцией больше, чем преступники. Симпатичный сыщик не всегда сможет раскрыть тайну. Иногда и самой тайны тоже не будет. А иной раз и сыщика. Что же тогда?..
Тогда останутся действие, тревога, насилие во всех своих видах, и особенно в наиболее позорных – истязаниях и зверских убийствах. Как в хороших фильмах, душевные состояния будут проявляться лишь в поступках, и читателям, жадным до литературных интроспекций, придется обратиться к духовной гимнастике противоположного направления. Здесь будет также любовь – по преимуществу животная, – необузданные страсти, беспощадная ненависть, то есть все те чувства, которые в полицейском обществе могут найти себе проявление лишь в порядке исключения, но которые здесь будут расхожей монетой и, выраженные не всегда академическим языком, будут тем не менее полны юмора, черного или розового – все равно»[30].
Это первая коллекция детективов, состоящая вначале из переводов американских писателей, например: Питер Чейни, Джеймс Чейз и др. Позднее в духе и стиле американских детективов появляются французские, причем писатели публикуются под иностранными псевдонимами, да и действие романов может происходить по-прежнему в США. Например, Терри Стюарт (Серж Лафоре), Джон Амила (Жан Меккер) и др. Собственно французский «черный роман», действие которого происходит во Франции и его герои – французы, создают Лео Мале, Альбер Симонен, Огюст Ле Бретон и др.
Авторы «черной серии» работают в жанре «крутого» детектива и «черный роман» нередко рассматривают как его разновидность. Но все-таки французский «черный роман» или нуар имеет свои особенности и отличается от «крутого детектива», скажем так: нуар исходит из «крутого» детектива и идет дальше.
Сам термин «нуар» впервые появился по отношению к фильмам, стилистически близким к «черной» серии Марселя Дюамеля, кроме этого между литературой нуар существует тесная связь с кино, многие литературные произведения становились основой киносценария, а сами писатели нередко работали в киноиндустрии.
Попробует обозначить некоторые особенности французского нуара: 1) главный герой-одиночка, ведущий расследование, это маргинальный тип, который может сам оказаться не только в роли следователя, жертвы, но преступника; 2) повествование часто ведется от лица главного героя или нескольких персонажей, выступающих в роли рассказчиков и представляющих свою точку зрения, свое видение событий; 3) жесткая и реалистическая манера, используется сленг, присутствуют сексуальные сцены; 4) рисуется мрачная атмосфера города, которая порождает чувство отчаяния, загнанности, бессилия и обреченности; 5) показана похожесть мира преступников и полицейских, поскольку они сами тесно связаны с гангстерами, продажными политиками; 6) отсутствие благополучного финала, торжества добра, справедливости и закона.
Французский нуар возникает в 1950-х гг., продолжается развиваться в 1970-80-х гг. и получает название неонуар.
Наряду с термином нуар во французской литературе для обозначения детективного произведения употребляется также термин «полар».
Н.Н. Кириленко, О.В. Федунина в статье «Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров» рассматривают значение термина полар во французской литературе и отмечают, что там он имеет обобщающее значение и обозначает детективную литературу как таковую, и этот термин малоупотребим в отечественном литературоведении.
Но все-таки он встречается, происходит это именно по отношению к французской детективной литературе, что, скорее всего, связано с происхождением термина: «полар» происходит от слова «полицейский» (policier) и разговорного суффикса для обозначения детективного фильма или романа. Конечно, необходимо учитывать разницу употребления терминов в отечественной и иностранной литературе.
В энциклопедии зарубежного детектива А. Кашенко, Н. Капельгорская отмечают, что в 1970-80-х гг. во французской литературе происходит возрождение «черного романа», американского типа, но «с французским акцентом»: преобладание характерного для французского детектива полицейского романа с большей жестокостью и реалистичностью. Например, творчество Ле Бретона, Жозе Джовани, Роже Борниш. Но авторы энциклопедии при этом не разводят «черный роман» и полар, фактически объединяют их: «подобные «жесткие» полицейские детективы 1970-х г. получили название «полары», а с рубежа 80-х г. – «неополары», когда стиль и их содержание стали еще более «черными», еще более «жесткими»[31]. Например: творчество Жана Патрика Маншетта, Алена Демузона.
Вновь достаточно широкая и неопределенная трактовка. Уточнение находим у Б. Невского, который утверждает, что главное отличие «полара» от классического детектива и нуара заключается в том, что главный герой полара – полицейский, который работает не в одиночку, он рисуется как часть команды, действующей системы государства.
Попробуем обобщить наши наблюдения, итак полар – 1) в широком значении – французский детективный роман; 2) в узком – это полицейский роман, сложившийся во второй половине ХХ века во Франции и отличающийся от нуара главным героем – полицейским, а от традиционного французского полицейского романа большей реалистичностью и жесткостью. Наука не терпит многозначности в терминологии, возможно, со временем этот термин получит более конкретное определение или уйдет из отечественного литературоведения как избыточный.
Задания и вопросы:
1. А. Шарый считает, что авторы цикла романов о Фантомасе возвращают детектив к самым истокам, к готическому роману. Какие традиции готического романа в цикле о Фантомасе можно выделить?
2. Какие нелепости (или абсурдность) вы могли бы выделить в романах о Фантомасе?
3. Традиции классического детектива и ранние новеллы Ж. Сименона («Тринадцать тайн», «Тринадцать загадок», «Тринадцать виновных»).
4. Соотнесите классический детектив и романы Ж. Сименона. Черты каких жанровых разновидностей детектива можно выделить?
5. Какой Великий Сыщик классического детектива ближе всех к главному герою Ж. Сименона?
6. Лео Мале начинает как поэт-сюрреалист, Ю.П. Уваров считает, что в детективных романах писателя сохраняются черты сюрреализма. Подтвердите или опровергните это утверждение.
7. Какие традиции детективного жанра можно выделить в роман Л. Мале «Вокзальная улица, 120»?
8. Какие каноны классического детектива нарушены в романах Буало-Нарсежека?
9. Сопоставьте роман Буало-Нарсежака «Та, которой не стало» и фильм Анри-Жоржа Клуза «Дьяволицы» (1954), снятый по мотивам этого романа. Что понравилось больше и почему?
10. Сравните роман Буало-Нарсежака «Из мира мертвых» (1954) и фильм Хичкока «Головокружение» (1958), снятый по нему: как работает в них прием саспинса?
11. Романы Буало-Насержака и экзистенциалистская проза: что сближает и чем отличаются?
12. Романы Сан-Антонио как ироничный детектив.
13. Сравните роман в жанре нуар с его экранизацией: что будет общим, какие приемы способствуют созданию особой атмосферы, что будет специфичным для разных видов искусства?
14. Представьте современный французский детектив XXI века.
Литература:
1. Анджапаридзе Г. Печальные антидетективы Себастьяна Жапризо // Жапризо С. Дама в очках и с ружьем в автомобиле. – М.: РИПОЛ классик, 2003. – С. 5-18.
2. Артюх А. Нуар: голос из прошлого. Об истории и теории жанра // Искусство кино. – 2007. – № 5. – С. 93-102.
3. Бавин С. Зарубежный детектив ХХ века: Популярная библиографическая энциклопедия. – М.: Книжная палата,1991.
4. Балахонов В. Е. Жорж Сименон и его романы // Сименон Ж. Собр. Соч. в 20-ти т. / Сост. В.Е. Балахонов, Э.Л. Шрайбер. – Т.1. – М.: Истоки, 1991. – С. 3-37.
5. Вместо предисловия. «Я больше не стыжусь Сан-Антонио!» // Сан-Антонио. Не спешите с харакири. – М.: Звонница-МГ, 1994. – С. [Интервью Фредерика Дара французскому еженедельнику «Пари матч»].
6. Гудина И.М. Анализ повествовательной и композиционной структуры романа Себастьяна Жапризо «Ловушка для Золушки» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. - № 1. – С. 145-147.
7. Завьялова Л. На два голоса: Буало-Нарсежак // http://detectivemethod.ru/nine-q/two-voices/.
8. Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. 2010. № 3 (14). С. 17–32.
9. Кошенко А., Капельгорская Н. Зарубежный детектив: Энциклопедия. – Киев, 1993.
10. Лакассен Ф. «Фантомас», или «Энеида» наших дней // Сувестр П., Аллен М. Фантомас / Перевод с франц. Л. Новиковой. – Таллинн: Издательство ODAMES, 1991. – С.
11. Невский Б. Служба – дни и ночи. Детективная фантастика // Мир фантастики. – 2006 - № 38 (октябрь) // http://old.mirf.ru/Articles/art1535.htm
12. Райнов Б. Черный роман. – М.: Прогресс, 1975.
13. Смирнова А.Н. Феномен Фантомаса: круг чтения французской интеллектуальной элиты «Бель эпок» // Древняя и новая Романия. – СПб.: СПбГУ, 2015. – Т.15. - № 1. – С. 561-573.
14. Пахсарьян Н.Т. Артьяга Л., Летурнё М. Фантомас! Биография воображаемого преступника // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7. Литературоведение. Реферативный журнал. – М.: Ин.-т научной информации по общественным наукам РАН, 2016. – № 1. – С. 161-167.
15. Уваров Ю.П. Предисловие // Необыкновенные приключения Нестора Бюрма / Сост. и авт. пред. Уваров Ю. П. – М.: Прогресс-Бестселлер, 1993.
16. Уваров Ю.П. Феномен Сан-Антонио // Современная художественная литература за рубежом. – 1979. – № 5. – С.
17. Шарый А. Знак F: Фантомас в книгах и на экране. – М.: Новое литературное обозрение, 2007.
Вопросы к зачету
1. Жанровые особенности детектива. Разновидности детективной литературы.
2. Основные этапы развития и становления детективного жанра.
3. Развитие американского детектива в 19 в.: общая характеристика.
4. Новеллистика Э. По, роль и значение в развитии детективного жанра.
5. Становление и развитие английского детектива в19 в.
6. Детективные произведения в творчестве Ч. Диккенса.
7. Детективное творчество У. Коллинза.
8. Творчество А.К. Дойла.
9. Детективные циклы Г. Честертона.
10. Творчество Э. Уоллеса.
11. Становление и развитие французского детектива в 19 в.: общая характеристика.
12. Творчество Г. Леру.
13. Творчество М. Леблана.
14. Развитие американского детектива в 20 веке.
15. Американский «крутой детектив» и его представители.
16. Творчество Э.С. Гарднера.
17. Творчество Р. Стаута.
18. Традиции классического детектива в творчестве Э. Квина и Д.Д. Карра.
19. Развитие английского детектива в 20 веке: основные направления.
20. Творчество А. Кристи.
21. Классический английский детектив 20 века и его представители.
22. «Крутой» английский детектив 20 века и его представители.
23. Английский «шпионский роман».
24. Развитие французского детектива в 20 веке.
25. Творчество Ж. Сименона.
26. Развитие «черного романа» во французском детективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверинцев С. Гилберт Кийт Честертон, или неожиданность здравомыслия // Честертон Г. К. Писатель в газете. – М.: Прогресс, 1984. – С. 329-342.
2. Агеева М.Г. Концепции реальности в детективе «полицейской процедуры» Эда Макбейна // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров: Издательство ВГГУ, 2010. – С. 154 – 157.
3. Агеева М.Г. Человек и система в юридическом триллере Джона Гришэма // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. – Ижевск: Изд.-во УГУ, 2007. – № 5-2. – С. 3-12.
4. Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе ХХ века. – Автореферат на соискание уч. ст. кан. филол. наук. – Казань, 2014.
5. Адамов А. К новым поискам: (о проблемах современной приключенческой литературы для детей и юношества) \\ Детская литература. – 1975. – № 4. – С. 6 – 18.
6. Адамов А. Мой любимый жанр – детектив. Записки писателя. – М.: Сов. писатель, 1980.
7. Акимов Б. Острова детективов в океане приключений // Маклин А. К югу от мыса Ява. – М.: Наташа, Литература, Алгоритм, 1996. – С.
8. Акройд П. Лондон. Биография. – М.: Изд.-во Ольги Морозовой, 2009.
9. Амирян Т.Н. Конспирологический детектив как жанр постмодернистической литературы (Д. Браун, А. Ревазов, Ю. Кристева). – Автореф. на соискание … канд. филол. наук. – М., 2012.
10. Амирян Т.Н. Три способа типологизации детективного жанра сегодня // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Выпуск 3(15). – Пермь, 2011. – С. 146 – 154.
11. Андерсен Р. Шерлок Холмс: детектив с точки зрения Скотленд-Ярда // Иностранная литература. – № 1. – 2008. – С. 275-
12. Анджапаридзе Г.А. Американский акцент Питера Чейни // Чейни П. Этот человек опасен; Тайное становится явным; Танец без музыки; На сегодня хватит: Сб. романов / Сост. и предисл. Г.А. Анджапаридзе. – М.: Рипол-классик, 2003. – С. 5-16.
13. Анджапаридзе Г. Вечные загадки Агаты Кристи // А. Кристи. Неоконченный портрет. – Тверь: ТОО «Россия-Великобритания», 1993.
13.Анджапаридзе Г.А. Крепкая и суровая проза бывалого моряка // Маклин Алистер. Пушки острова Наварон; Бесконечная ночь Страх отпирает дверь: Романы. – М.: Рипол Классик, 2004. – С. 5-12.
14. Анджапаридзе Г.А. Мир Агаты Кристи // Кристи А. Загадка Ситтафорда: Романы, пьеса, рассказы. – Л.: Лениздат,1986. – С.659-671.
15. Анджапаридзе Г. Не только о детективе. – М.: ВАГРИУС, 2003.
16. Анджапаридзе Г.А. Обреченная на успех // Кристи Агата. Сочинения в 3т. – М.: Худож. литер., 1992. – Т.3. – С.556-571.
17. Анджапаридзе Г.А. Популярный жанр вчера и сегодня // Кестхейи Т. Антология детектива. Следствие по делу о детективе. – Будапешт. – Изд.-во «Корвина», 1989. – С. 5-17.
18. Анджапаридзе Г.А. Реквием в трех частях по жертвам «свободы» и «демократии» // Английский политический детектив. Энтони Бивор. В интересах государства. Реймонд Хоуки. Побочный эффект. Брайан Клив. Жестокое убийство разочарованного англичанина: Романы. Пер. с англ./ Составл. и предисл. Г.А. Анджапаридзе. – М.: Радуга, - 1985. – С. 5-22.
19. Анджапаридзе Г. Феномен Реймонда Чандлера // Чандлер Реймонд. Вечный сон; Высокое окно; Блондинка в озере: Романы. – М.: Изд. центр «Терра», 1997. – С. 3-18.
20. Андреев К.К. Противник Шерлока Холмса // Андреев К.К. На пороге новой эры. – М.: Сов. писатель, 1974. – С. 355-382.
21. Антонова З.В. Детективный пласт в третьем периоде творчества У. Коллинза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – Оренбург: ОГУ, 2004. – № 2 (36). – С.39-44.
22. Антонова З.В. «Желтая маска» Уилки Коллинза. //Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Выпуск 3 (29) /2002. Гуманитарные науки. – Оренбург: ОГПУ, 2002. – С.41-57.
23. Антонова З.В. «Закон и жена» Уилки Коллинза // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. – Выпуск 7. – СПб., 2003. – С.21-22.
24. Антонова З.В. «Лунный камень» Уилки Коллинза // «Per aspera...». – Вып. 3. Сборник молодых ученых. – Череповец, ЧГУ, 2001. – С.94-101.
25. Антонова З.В. Образ Беттериджа из романа Уилки Коллинза «Лунный камень». //Сборник трудов участников III Межвузовской конференции молодых ученых. – Череповец: ЧГУ, 2002. – с.3-5.
26. Антонова З.В. Переводы романов Уилки Коллинза «Женщина в белом» и «Лунный камень» на русский язык //Вестник Череповецкого государственного университета. – № 1 (8). – Череповец, ЧГУ, 2005. – С.65-69
27. Антонова З.В. Роман Уилки Коллинза «Муж и жена» // Парадигмы: Сб. статей молодых филологов. – Тверь: Твер. гос. ун-т., 2003. – С.167-174.
28. Анцыферова О.Ю. Анна Катарина Грин и женские истоки детектива // Культурологический журнал. – №1 (19). – 2015. – http://www.cr-journal.ru/rus/journals/318.html&j_id=22 .
29. Анцыферова О. Ю. Детективный жанр и романтическая художественная система // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Проблема жанра. – Иваново: Издательство ИвГУ, 1994. – С. 21–36.
30. Анцыферова О.Ю. Поэтика детективной прозы А.К. Грин // Вестник Ивановского государственного университета. – 2015. – № 3 (8). – С. 5-8.
31. Анцыферова О.Ю. У истоков женского англоязычного детектива // Национальные коды в европейской литературе XIX-XXI веков. Коллективная монография / Отв. Ред. Т.А. Шарыпина, И.К. Полуяхтова, М.К. Меньщикова; Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород: Изд.-во Нижегородского университета 2016. – С. 408-417.
32. Астапенков А., Титов А. Агата Кристи // Кристи А. Собр. соч. В 20-ти т. Т.1. – М.: Артикул, 1995. – С.5-34.
33. Бавин С. Зарубежный детектив ХХ века: Популярная библиографическая энциклопедия. – М.: Книжная палата,1991.
34. Банк Л.Р. Романистика Мэри Элизабет Брэддон 1860-1865 годов в историко-культурном контексте: Автореферат дис. ... канд. филол. наук. – Пермь, 2005.
35. Белозерова И.В. Жанр детектива как отражение национальной ментальности // Вестник Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. – 2006. – №2. – С.316–317.
36. Белозерова И. В. Национальная концептосфера в детективном романе А. Кристи, Ч. П. Сноу, Д. Фрэнсиса: Автореф. дисс. …канд. фил. наук. – Воронеж, 2006.
37. Белоусов Р.С. Детектив Уичер под маской сержанта Кафа // Белоусов Р.С. Тайна Иппокрены. – М.: Сов. Россия, 1978. – С. 211-228.
38. Белоусов Р.С. Шерлок Холмс // Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М.: Просвещение, 1984. – С. 117-125.
39. Берковский Н.Я. Мир, созданный литературой. – М.: Сов. писатель, 1989.
40. Бертон П. Рассказ По «Убийства на улице Морг»: хитросплетения распутаны (отрывки) // Осипова Э. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004. – С. 156-164.
41. Благнин А.А. Английские шпионские романы как оружие идеологического противоборства (1950 – начало 1970): Автореферат на соиск. уч. ст. кан. истор. наук. – Ярославль, 2012.
42. Благин А.А. «Свои и чужие» в английских шпионских романах 1950–60-х гг. К вопросу об идеологической конфронтации в период холодной войны// Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. – Вып. 39. – 2012. – С. 391-407.
43. Борисенко А. Жизнь и приключения Дороти Ли Сэйерс // http://detectivemethod.ru/english/life-and-adventures-of-dorothy-sayers/
44. Борисенко А. Золотой век британского детектива // Только не дворецкий. Золотой век британского детектива / Сост. А. Борисенко, В. Сонькина. – М.: Астрель: CORPUS, 2012. – С. 9-35.
45. Борисенко А. Не только Холмс // Иностранная литература. – № 1. – 2008. – С. 220-227.
46. Брехт Б. Замечания по поводу детективных романов // Брехт Б. О литературе. – М.: Худ. лит., 1988. – С. 38 – 40.
47. Брехт Б. О популярности детективного романа. О детективном романе // Брехт Б. О литературе. – М.: Худ. лит., 1988. – С. 279 – 287.
48. Булычев К. Конан Дойл и Джек-потрошитель // Булычев Кир. Женщины-убийцы. – М., 1996. – С. 3-162.
49. Бушардо, Ю. Агата Кристи как она есть / Пер. с фр. А. А. Васильевой. — М.:: ОАО Изд.-во «Радуга», 2001
50. Вацуро В. Э. Готический роман в России. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.
51. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. – Новосибирск, 1996.
52. Вольский Н.Н. Легкое чтение. Работы по теории и истории детективного жанра. – Новосибирск: НГПУ, 2006.
53. Вулис А. В мире приключений: Поэтика жанра. – М.: Сов. писатель, 1986.
54. Вулис А. Парадоксы детектива. // В мире книг. – №10. – 1975. – С. 16-18.
55. Вулис А. Поэтика детектива // Новый мир. – 1978. – № 1. – С. 244-258.
56. Гениева Е.Ю. Великая тайна // Тайна Чарлза Диккенса: Библиографические разыскания / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С. 9-59
57. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. Эссе. – М.: «Независимая газета», 1997.
58. Герви А. Загадки и тайны судьбы. Биография Эдгара По. – М.: Деловой центр, 1992.
59. Герви А. Эдгар По. – М.: Молодая гвардия, 1984.
60. Гозенпуд А. Детективная драма // Гозенпуд А. Пути и перепутья. Английская и французская драматургия ХХ века. – Л.: Искусство, 1967. – С. 84-111.
61. Горянин А. Эдгар По – пролагатель путей // Улица Морг. Дом 1: сб. – М.: Рипол Классик, 2010. – С. 3-12.
62. Грамши А. О детективном романе // Грамши А. Избранные произведения, Т. 3. – М.: Худ. лит., 1959. – С. 529-535.
63. Гришина М.П. Поиск истины в шпионском романе (романы Джона Ле Карре 60-80-х гг. ХХ в.) // Высшая школа России в начале XXI века. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.. – № 2. – Пятигорск: ВГЛУ, 2005. – С. 54-58.
64. Гроссман Д. Д. Эдгар По в России. – СПб.: Академ. проект, 1998.
65. Дмитриева Л.П. «Забытые» детективы Эдгара По // Текст. Книги. Книгоиздание. – 2012. – №2. – С. 50-59.
66. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. – Л.: ЛГУ, 1984.
67. Жаринов Е. В. Мир приключений (англоязычный детектив). – М.: Знание, 1991.
68. Завозова А. Миссис Генри Вуд // Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла. – М.: Издательство «Иностранка», 2009.
69. Злобин Г. Эдгар Алан По – романтик и рационалист // По Э. Рассказы. – М.: Худож. литер., 1980. – С.5-14.
70. Зоркая Н. Проблема изучения детектива: опыт немецкого литературоведения. // Новое литературное обозрение. – 1996. – №22 – С.65-77.
71. Зыкова Е.П. Джозеф Шеридан Ле Фаню и готическая традиция в английской литературе / Шеридан Ле Фаню Д. Дядя Сайлас. В зеркале отуманенном. – М.: Ладомир, 2004. – С. 5-16.
72. Ивашева В. Грэм Грин // Ивашева В. Судьбы английских писателей. Диалог вчера и сегодня. – М.: Сов. писатель, 1989. – С. 36-84.
73. Ивашева В. В. На путях к XX веку [Уилки Коллинз. 1824-1889] // Ивашева В. В. «Век нынешний и век минувший...». – М., 1990. – С. 429-470.
74. Ивашева В. Уилки Коллинз и его лучшие романы // Коллинз У. Лунный камень. – М.: Моск. рабочий, 1980. – С. 406 - 414.
75. Ильина Н. Что такое детектив? // Ильина Н. Белогорская крепость. Сатирическая проза 1955-1985. – М.: Сов. писатель, 1989. – С.320-330.
76. Кавелти Дж.Г. Канонизация, современная литература и детектив / Пер. и вступ. слово В. Демин, Т. Амирян // Литература XX века: итоги и перспективы изучения: материалы седьмых Андреевских чтений. – М.: Экон-Информ, 2009. – С.380–393.
77. Кагарлицкий Ю.И. Конан Дойл – рыцарь, литератор, человек // Дойл Артур Конан. Собр. соч.: В 14 т. – Т.1. – М.: Терра, Литература, Наташа, 1997. – С.5-36.
78. Как сделать детектив. – М.: Радуга, 1990.
79. Карр Дж. Жизнь сэра Артура Конан Дойла. – М.: Книга, 1989. – С. 11-254.
80. Карр Дж., Пирсон Х. Артур Конан Дойл. Жизнь и творчество. – М.: Книга, 2003.
81. Карран Джон. Агата Кристи: Секретный архив. – М.: Эксмо, 2010.
82. Кашкин И. А. Честертон // Кашкин И. Для читателя-современника. – М.: Сов. писатель, 1977. – С. 344-348.
83. Квинси де Т. Убийство как одно из изящных искусств. – М.: Ладомир, Наука, 2000.
84. Кестхей Т. Анатомия детектива. Следствие по делу детектива. –Будапешт: Корвина, 1989.
85. Кешакова Е. Отец английского детективного романа // Советская литература. – 1980. – №12. – С.149-153.
86. Кешакова Е. Современный детектив Уилки Коллинза // Литературная учеба. – 1980. – № 2. – С.170-175.
87. Киреева Н.В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма: Автореф. дис. …д-ра филол. наук. – М., 2011.
88. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. –№ 2 (9). – 2009. – С. 27–47.
89. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. – № 3 (10). – 2009.– С. 105–115 (Честертон).
90. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. – № 4 (11). – 2009. – С. 74–84 (Честертон).
91. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. – № 1 (12). – 2010. – С. 16–39 (Морис Леблан).
92. Кириленко Н.Н. Детектив: логика и игра // Новый филологический вестник. – № 4 (15) – 2010. – С. 23-40 (Агата Кристи).
93. Кирилленко Н.Н. «Авантюрное расследование» или классический детектив // Новый филологический вестник. – № 2 (21). – 2012.– С. 80-95.
94. Кириленко Н.Н., Федунина О.В. Классический детектив и полицейский роман: к проблеме разграничения жанров // Новый филологический вестник. – № 3 (14). – 2010. – С. 17–32.
95. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По: Новеллист и поэт. – Л.: Худож. литер., 1984.
96. Козырева М.А. Пространство-время в романе Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом» // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурол. аспект / Отв. ред. Н.А. Андрамонова. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2004. – С. 308–311.
97. Козырева М.А. Пейзаж и его функции в рассказах о патере Брауне Г.К. Честертона // Материалы XXXIV Междунар. филол. конф. – Вып. 8: История зарубежных литератур. – Ч. 2. – СПб.: СПбГУ, 2005. – С. 17–19.
98. Козырева М.А. Образ Лондона в романах Г.К. Честертона «Человек, который был Четвергом» и «Наполеон Ноттингхильский» // Материалы XXXII Междунар. филол. конф. – Вып. 19: История зарубежных литератур, Ч. 1.– СПб.: СПбГУ, 2003.– С. 34–40.
99. Комов Ю. О тайном агенте замолвите слово // Флеминг Я. На тайной службе ее величества / Состав. Ю. Комов. – М.: СКС, 1992. – С. 5-16.
100. Кошенко А., Капельгорская Н. Зарубежный детектив: Энциклопедия. Киев, 1993.
101. Кристи А. Автобиография. – М.: Эксмо, 2010.
102. Кротов А.А. Основной принцип сюжетопостроения и критерии дифференциации персонажей в произведения Агаты Кристи и Джона Диксона Карра // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. – № 4. – 2009.– С.21-25.
103. Кузьменко Л.М. Повести и новеллы А. Конан Дойла о Шерлоке Шолмсе: к проблеме детективного жанра: Автореферат дисс… кан. филол. наук. – М., 1978.
104. Лавров А. Стивенсон по-русски: Доктор Джекил и мистер Хайд на рубеже двух столетий // Toronto Slavic Quarterly. 2003. №3: http://sites.utoronto.ca/tsq/03/lavrov3.shtml
105. Лебедев А. «Дело о детективе». Том 1 // Батя: http://rusbatya.ru/delo-o-detektive-tom-1/. (А.Конан Дойл)
106. Лебедев А. «Дело о детективе». Том 2 // Батя: http://rusbatya.ru/delo-o-detektive-tom-2/. (К.Г. Честертон)
107. Лики массовой литературы США / Под ред. А.М. Зверева. – М.: Наука, 1991.
108. Лорд Г. Дик Френсис. Скачка жизни: Биография. – М.: Эксмо, 2002.
109. Маркулан Я. Зарубежный кинодетектив: Опыт изучения одного из жанров буржуазной массовой культуры. – Л.: Искусство, 1975.
110. Матвеенко И.А. Восприятие английского социально-криминального романа в русской литературе 1830–1900-х гг. – Томск: Томский политех. ун.-т, 2014.
111. Миллер Р. Приключения Конан Дойла. – М.: Колибри, Азбука-Аттикус, 2012.
112. Модестова Н. Комиссар Мегрэ и его автор. – Киев: Киевский ун.-т, 1973.
113. Можаева А. Честертон Г.К. // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века / Отв. ред. А.П. Саруханян. – М.: Наука, 2005. – С. 496–498.
114. Морган Дж. Агата Кристи. – Смоленск: Русич, 1999.
115. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм. Энциклопедия. Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. – Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001.
116. Моэм У.С. Упадок и разрушение детектива // Моэм У.С. Искусство слова. О себе и других. – М.: Худож. литер., 1989.
117. Набоков В. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1886) // Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. – М.: Независимая Газета, 1998. – С. 241-274.
118. Надеждин Н. Я. Агата Кристи: «Никто не хотел убивать». – М.: Майор, 2008.
119. Надеждин Н. Жорж Сименон: Вдвоем с комиссаром Мегрэ. – М.: Майор; Издатель А. И. Осипенко, 2009,
120. Николаев Д.Д. Детектив // Энциклопедия литературных терминов и понятий. – М.: НПК Интервак, 2001. – Стлб. 221-223.
121. Николюкин А. А. Жизнь и творчество Эдгара Алана По // По Эдгар Алан. Полное собрание рассказов. – М.: Наука, 1970.
122. Олдингтон Р. Стивенсон. Портрет бунтаря. – М.: Молодая гвардия, 1973.
123. Осипова Э. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. – СПб.: Филологический факультет СП6ГУ, 2004.
124. Пирсон Х. Конан Дойл. Его жизнь и творчество. (Главы из романа) // Карр Дж. К. Жизнь сэра Артура Конан Дойла. – М.: Книга, 1989. – С. 255 – 309.
125. Потанина Н.Л. Диккенс в современной России: актуальные итоги и перспективы исследования (к 200-летию со дня рождения писателя) // Вестник Тамбовского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. – Вып. 5 (109). – Тамбов: ТГУ, 2012. – С. 9 – 16.
126. Пирузян А.А. «Чудесным языком». Детективы Агаты Кристи и мир шекспировских трагедий // Английская литература ХХ века и наследие Шекспира. М.: Наследие, 1997.
127. Померанцева М. Лондон: Краткая история Скотланд-Ярда // http://smarttrip.ru/history-scotland-yard.
128. Поддубная Р. Н., Проненко В. В. Отражение творческого опыта Достоевского в прозе Стивенсона // Филологические науки. – № 2. – 1986.– С. 28-35.
129. Райцес В. Сэр Найджел Лоринг и сэр Артур Конан Дойл // Дойл А.К. Сэр Найджел; Белый отряд: Романы. – Л.: Лениздат, 1992. – С.3-10.
130. Райнов Б. Черный роман. – М.: Прогресс, 1975.
131. Раков Ю. На Бейкер-стрит, 221 Б // Раков Ю. По следам литературных героев. – М.: Просвещение, 1974. – С. 7-10.
132. Романчук Л. Новеллистический цикл Честертона // http://literra.websib.ru/volsky/1264.
133. Роналд Р. Томас «Негативные» образы в рассказе «Скандал в Богемии» // Иностранная литература. – № 1. – 2008. – С. 289-297.
134. Руднев В. Культура и детектив // Даугава. – № 12. – 1988.– С. 114 – 118.
135. Руднев В. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. – М.: Аграф, 1999.
136. Рыжкова Н.С. Чарльз Диккенс и детектив // http://detectivemethod.ru/laboratory/dickens-and-detective-part-one/
137. Саруханян А. Кристи Агата // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. – М.: Наука, 2005. – С. 211-214.
138. Саруханян А. Ле Карре Джон // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. – М.: Наука, 2005. – С.229-232.
139. Саруханян А. Сейерс Дороти (Ли) // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. – М.: Наука, 2005. – С.371-374.
140. Саруханян А. Марш (Эдит) Найо // Энциклопедический словарь английской литературы ХХ века. – М.: Наука, 2005. – С.266-268.
141. Сафонова С.Ю. Детектив как форма художественного мышления (на примере романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда») // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – № 1 (23). – Тольятти: ТГУ, 2013. – С. 239 – 242.
142. Светов Ф. Природа жанра, функция сюжета // Вопросы литературы –№ 8. – 1966 – С. 135-150. («Тайна Эдвина Друда» Диккенса. С. 136-142).
143. Сиборченко Л.В. Уилки Колинз-романист //Уилки Коллинз. Лунный камень. – Л.: Лениздат, 1992. – С 3-10.
144. Сильман Т. И. Диккенс: Очерки творчества. – Л.: Худож. лит., 1970.
145. Смаржевская И. И. Кто такой мистер Дэчери? // Тайна Чарлза Диккенса: Библиографические разыскания / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С.460-476.
146. Соловьева Г. Французский детектив и немного истории // Жапризо С. Дама в очках и с ружьем в автомобиле. – М.: Азбука-классика, 2004. – С. 279-285.
147. Сошкин Е. Детективный сериал и серийный убийца (жанр как дилемма). — Новое литературное объединение. – № 108. – 2011. – С. 184-213.
148. Сташауэр Д. Рассказчик: Жизнь Артура Конан Дойла. Фрагмента книги // Иностранная литература. – № 1. – 2008. – С. 4-91.
149. Тайна Чарлза Диккенса: Библиографические разыскания / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990.
150. Тамарченко Н.Д. Детективная проза // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. – М.: Изд.-во Кулагиной, 2008. – С. 55–56.
151. Томпсон Л. Агата Кристи. Английская тайна. – М.: ACT, 2010.
152. Трауберг Н. Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона // Честертон Г.К. Избранные произведения: в 3 т. – Т. 1. – М.: Худож. лит., 1992. – С. 5-20.
153. Трауберг Н.Л. Честертон, Гилберт Кийт // Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. / Под ред. А.А. Суркова. – Т. 8. – М.: Сов. энцикл., 1975. –С. 479–480.
154. Тугушова М. Под знаком четырех: О судьбе произведений Эдгара По, Артура Конан Дойла, Агаты Кристи, Жоржа Сименона. – М.: Книга, 1991.
155. Тугушева М. П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. – М.: Дет. лит., 1979.
156. Тусина Н.В. Автобиографическое начало недетективных романов Агаты Кристи // Вестник Оренбургского государственного университета. – № 11 (61). – Оренбург: Изд.-во ОГУ, 2006. – С. 247-252.
157. Тусина Н.В. Персональная модель Агаты Кристи в свете соотношений жанра детектива и жанра лирико-психологического романа // Концепт. – № 2. – 2014.
158. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. М.: Прогресс, 1975.
159. Уолтер Дж.Каминг. Ключи к роману Диккенса «Тайна Эдвина Друда» // Диккенс Ч. Тайна Эдвина Друда. – СПб., Издательский дом «Азбука-классика», 2008. С. 351-424; Тайна Чарлза Диккенса: Библиографические разыскания / Состав. E. Ю. Гениева, Б. М. Парчевская. – М.: Книжная палата, 1990. – С. 405-459.
160. Урнов М. Артур Конан Дойл: [Жизнь и творчество] // Дойл А.К. Собр. соч.: В 12 т. – Т.1. – М.: ОГИЗ, 1993. – С. 3-30.
161. Урнов М. Конан Дойл, Шерлок Холмс и профессор Челленджер // Дойл А.К. Затерянный мир: Фантаст. произведения. – М.: Правда, 1990. – С. 493-509.
162. Урнов М. На рубеже веков. Очерки английской литературы (конец XIX начало ХХ вв.) – М.: Наука, 1970. (О Стивенсоне).
163. Урнов М. Роберт Луис Стивенсон (Жизнь и творчество) // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. – Т. 1. – М.: Правда, 1967. – С. 3-5. 164. Фаулз Дж. Конан Дойл: эссе // Фаулз Дж. Кротовые норы. – М.: Махаон, 2002. – С. 183–200. 165. Филюшкина С.Н. Детектив и проблема культурной памяти. Атаки новаций и упрямство жанра.– Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012.166. Фил<