Развитие «крутого детектива» в творчестве Питера Чейни, Джеймса Хедли Чейза и Грэма Грина
Опыт работы криминальным репортером и следователем, частным детективом. Питер Чейни (Реджинальд Ивлин Саутс Чейни, 1896-1951)является основателемшпионского и жесткого или «крутого» детектива в Англии. Начинает писать детектив еще в 1923 г. Главный герой ранних рассказов – Алонзо Мактавиша – джентльмен-грабитель, мошенник, напоминающий Арсена Люпена из рассказов Мориса Леблана.
Но успех принесет первый роман с агентом ФБР Лемми Кошеном – «Этот человек опасен» (1936) (герой 13 романов). Специальный агент ФБР США Лемми Кошен позднее становится частным детективом. Сильный, ловкий, любящий риск, удачливый и ироничный; повествование обычно ведется от первого лица, а рассказчиком является главный герой.
Второй цикл с частным детективом Слимом Каллегеном – «Нетерпеливый палач» (1937) (герой 12 романов). Хитрый, находчивый, жестокий, решительный и энергичный, ему в расследованиях помогает секретарша Эффи Томпсон и Уиндемер Николлс по прозвищу Уинди.
В 1940-ые гг. писатель создает «Темную серию» с особой мрачной атмосферой и шпионской направленностью, например: «Темный дует» (1942) и «Темный герой» (1946) и др.
Б. Райнов достаточно резко отзывается о творчестве П. Чейни: произведения писателя сфабрикованы по очень простому рецепту: он бесцеремонно перенимает у Хэммета ряд приемов, упрощает и примитивизирует их, заботливо обходит все слишком обличительные мотивы, а вместо них обильно насыщает повествование «алкогольно‑сексуальными» эпизодами. Получается нечто имеющее вполне «модерный» вид, но весьма отличное как от классического романа, так и от романа Хэммета и, по существу, представляющее собой популярный и поверхностный вариант уже давно достигнутого.
А вот характеристика героев Чейни: перед нами новый тип положительного персонажа, чьи основные достоинства сводятся к умению овладеть женщиной, мастерски наносить запрещенные удары, не пьянеть от чрезмерного употребления спиртных напитков, метко и безжалостно стрелять и цинично относиться ко всему, что не является сексом, деньгами или авантюрами. Они и впрямь по‑настоящему смелые люди, умеющие не только наносить, но и сносить удары и идти на риск в борьбе, победа в которой обеспечена далеко не всегда. Но стоит задать вопрос, во имя чего растрачивается весь этот «героизм», чтобы тут же стало ясно, что это героизм ради героизма, авантюра ради авантюры, риск ради риска. Столкновение с опасностью превращается в своеобразную азартную игру, расследование деградирует в серию самодельно острых эпизодов, а преступника преследуют словно зверя не потому, что он опасен для общества, а потому что он личный враг преследователя. Нетрудно увидеть, что в данном случае различие между сыщиком и преступником лишь в названии. Оба действуют вне рамок закона, оба одинаково наглы и бессовестны, в обоих бушует одна и та же разрушительная страсть – жажда насилия, опьянение убийством.
Б. Райнов объясняет и оправдывает нагромождение насилия на насилие, стрельбу и чрезвычайно щедрое наличие трупов на страницах романов Питера Чейни иронией и стремлением писателя к пародии.
«Крутые» детективы и боевики характерны для творчества Джеймса Хедли Чейза (Рене Брабазон Реймонд, 1906-1985).Писатель публиковался также под псевдонимами Реймонд Маршалл, Джеймс Дочерти, Амброз Грант, Рене Реймонд.
Формула Чейза, которой он следовал в своих романах, писатель сформулировал очень лаконично, всего в четырех словах: быстрота, насилие, женщины, Америка. Эту формулу писатель вывел еще во время работы в издательстве, изучая, как продавец книг вкусы читающей публики.
Английский писатель, действие романов которого практически во всех происходит в Америке. Материалом для романов служили, по-видимому, произведения его американских коллег. С. Белов отмечает, что порой это приводило к конфликтным ситуациям. Так, Реймонд Чандлер, прочитав в 1945 г. роман «Реквием по блондинкам», подписанный Реймондом Маршаллом, не без удивления обнаружил в ней обширные цитаты как из своих романов, так из произведений Дэшила Хеммета. Разгорелся скандал, и в результате Джеймсу Чейзу пришлось публично извиниться в печати и выплатить некую сумму в возмещение ущерба.
У Чейза нет одного или нескольких сквозных серийных героев; таких у него насчитывается около десятка. Он создал несколько коротких серий. Один из любимых и часто встречающихся героев – журналист, который может оказаться жертвой и следователем одновременно. В романах писателя нередко наблюдается нарушение классической схемы: изображение преступления в начале романа и преступника как главного героя, который известен с первых станиц, таким образом, происходит смещение акцента с раскрытия преступления на поимку преступника. Благодаря тому, что повествование в романах Чейза часто ведется от первого лица, то читателю приходится отождествлять себя с таким героем и переживать за него.
Жанровое многообразие писателя: чисто детективные (например: «Нет орхидей для мисс Блэндиш», 1939; «Двенадцать китайцев и одна мышка», 1940; «Положите ее среди лилий», 1950; «Сувенир из „Клуба мушкетеров“», 1957; «Это серьезно», 1965; «Запах золота», 1969 и др.); полицейские детективы («Дело о наезде», 1958; «Уж лучше остаться бедным», 1962; «Когда обрывается фильм», 1964; «Сделай одолжение, сдохни», 1976 и др.), авантюрно-приключенческие («Почему вы выбрали меня?», 1951; «Деньги не пахнут», 1952; «Миссия в Венецию», 1954; «Миссия в Сиену», 1955; «Свое ты получишь сполна!», 1955; «Что же со мной случится?», 1974 и др.), гангстерские романы («Я сам похороню своих мертвых», 1953; «Это мужское дело», 1953; «Свидетелей не будет», 1953; «Весь мир в кармане», 1959; «Гроб из Гонконга», 1962 и др.), смешение различных видов в одном («Реквием поблондинкам», 1945; «Вечер вне дома», 1954; «Удар новичка», 1954; «Ловушка мертвеца сработала», 1956; «Западня», 1960; «Парик мертвеца», 1970; «Поверишь этому, поверишь всему», 1975 и др.).