Появление первых немецких колонистов.

Еще сто лет назад немцев в Крыму проживало больше, чем армян, болгар и греков вместе взятых, а по численности они уступали только русским, украинцам и крымским татарам. Первые немецкие колонисты появились в Крыму в 1787-1788 гг. Это были так называемые данцигские поселенцы, которые частью погибли или самовольно разошлись, а частью оказались в Крыму в крайне бедственном положении. Их насчитывалось 10 душ. Пропитание они себе добывали ремеслом или поденной работой.

В начале XIX века переселенцы из Бадена и Вюртемберга, Эльзаса и Баварии, Нассау и Швабии, а потом из Швейцарии и Австрии основали в Симферопольском и Феодосийском уездах несколько немецких колоний: Нейзац, Фриденталь и Розенталь (ныне Красногорское, Курортное и Ароматное Белогорского района) Герценберг (с. Пионерское Феодосийского горсовета) и Цюрихталь (с. Золотое Поле Кировского района), Кроненталь (с. Кольчугино Симферопольского района). В 1897 году в Крыму проживали 31 591 немец, причём 95% из них являлись сельскими жителями. Во владении немцев находилось 22% территории полуострова. Немцы Крыма отличались также самым высоким уровнем грамотности и приверженностью к своей религии. В начале XX века здесь насчитывалось 186 евангелическо-лютеранских, 22 католических, 29 меннонитских и 10 сепаратистских общин. В августе-сентябре 1941 года из Крыма было депортировано более 60 000 немцев и членов их семей. Долгие годы они не могли вернуться на родину, поэтому в настоящее время на полуострове проживает около 3 000 немцев.

Это были так называемые <материнские колонии>, выходцы из которых впоследствии стали переселяться в другие населенные пункты или основывать новые - <дочерние колонии>.

К 1860 г. На полуострове уже было 45 населенных пунктов с немецким населением – колонии, владельческие и общественные деревни, одна казенная деревня и один хутор.[27, с.6]

В 60-70-е года XIX века начинается второй этап переселения немцев, которые приезжали главным образом из материковой части Таврической губернии. В Крыму появляются так называемые <молочанские> меннониты, наиболее известные колонии которых – Карасан (с. Ровное Красногвардейского района) и Спат (территория п.г.т. Гвардейское Симферопольского района).[1, с.7]

Еще в XVI веке, появилась в Германии эта протестантская секта, проповедовавшая отказ от насилия, смирение, второе пришествие Христа, за это их преследовали на родине, и меннониты бежали в Голландию, в Америку и в Россию, а именно - в Крым.[20]

Правительство России охотно распахнуло ворота Тавриды перед немецкими колонистами, но при условии, если каждая семья привезет с собой не менее 300 рублей и покажет себя образцовым хозяином на земле. Если эти условия соблюдались, немцы получали в Крыму по 60-70 десятин земли на каждую семью. При этом их освобождали от налогов и от службы в армии на 10 лет.[19]

Занятия немецких колонистов

За короткое время немецкие хозяйства в Крыму буквально расцвели. Этому способствовали трудолюбие, аккуратность и культура агротехники колонистов. Немцы в Крыму растили хлеб, их села утопали в зелени фруктовых садов, а все усадьбы весной благоухали сиренью, белой акацией, розами. При преобладании земледелия среди немцев было достаточно распространено скотоводство, свиноводство и птицеводство; разводили и такие виды экзотических животных как верблюды: в хозяйстве меннонитов Крыма на 1914 год их было 50 голов.

У немцев-колонистов в основе собственности на землю лежал принцип неделимости первоначального владения. Изначальный надел нельзя было ни продать, ни заложить, что являлось важным в создании системы материального благополучия колоний.

Немаловажную роль в повышении производительности сельхоз труда, улучшения хлебопашества за счет орудий труда, хороших семян, правильного севооборота, времени посева.

Комиссии давали полезные советы по содержанию и разведению скота; шелководов обеспечивали шелковичными семенами и <червяковыми яичками>, распоряжались, чтобы каждый хозяин разводил некоторое число тутовых деревьев и чтобы живые изгороди состояли из тутовых кустарников.

В виноделии заботились об улучшении качества вин, обеспечивали поселян сельскохозяйственными библиотечками.

Отличившиеся колонисты премировались от 10 до 30 руб. серебром из общественной суммы.

Решение комиссии почти всегда было законом.

Со второй половины XIX в. некоторые разбогатевшие колонисты стали вкладывать деньги в фабрично-заводское производство.

Так, колонистами были сооружены кирпично-черепичные и чугунолитейный заводы, мельницы, шпагатно-канатная фабрика – главный костяк будущей эконоки Крыма.

Неутомимый труд, рачительное ведение хозяйства, использование новых технологий сделали немцев зажиточными крестьянами и успешными предпринимателями. Накопленные средства они активно вкладывали в развитие экономики и культуры Крыма, строя предприятия, архитектурные шедевры, сохраняя и приумножая природные красоты полуострова.

Образование.

Среди немецких колонистов почти не было неграмотных.

Практически каждый поселок, как бы мал он ни был, заводил собственную школу. Все они относились к типу общественных школ - особенность немецких поселений. Содержались на средства сельского общества, иногда с пособием от земства.

Срок обучения составлял 5-8 лет. Посещали школу как мальчики, так и девочки.

В Крыму имелось центральное училище по подготовке учителей начальных классов для немецких колоний и сельских писарей, знающих русский язык, - Нейзацкое Симферопольского уезда (открылось в 1877 году).

Учащихся – 19 человек, преподавателей – 3. Жалованье: законоучителю – 100 руб., зав.училищем – 1000 руб., из них от земства – 1100 руб.

Нравственные устои.

В быту у немцев крепкая семья и высокие нравственные устои считались источником благосостояния народа. В большинстве своем колонисты были хорошими хозяевами, могущими служить примером для других.

Любопытна характеристика нравственности немецких колонистов Крыма, данная в монографии Клауса за 10 лет (1831-1841): < ...преступления против веры - нет, неповиновения и дерзости против начальства - 4; нарушение прав личности: ослушание против родителей -2; противозаконное удовлетворение страстей - 8; нарушение прав на имущество, воровство и мошенничество -4; проступки: нарушение правил о благоустройстве в колониях: неисполнение обязанностей при тушении пожара -2, за нерадение по хозяйствам вообще -15, междоусобная вражда и ссора -3, нарушение уставов благочиния, пьянство - 15, бродяжничество -3, кормчество -1, невыполнение предписаний начальства -9.>

Вероисповедание.

По вероисповеданию крымские немцы являлись представителями двух крупных течений в христианстве – католицизма и протестантизма, имелись также меннониты и сепаратисты. Меннониты имеют особое особое этническое самосознание: часть их считает родным немецкий язык, часть осознает себя ‘особой нацией’, часть – голландцами. Советская историческая традиция, статистика и сложившаяся паспортная система относили меннонитов к немцам. С 80-х годов меннонитов рассматривают как самостоятельное этническое образование – этноконфессиальную общность. Наиболее известные колонии в

Крыму – Карасан (Симферопольский уезд, 1862 г., ныне с.Ровное Красногвардейского района) и Спат (Симферопольский уезд, 1882г., ныне территория пгт. Гвардейское Симферопольского района.

Среди немецких религиозных общин в Крыму преобладали евангелическо-лютеранские. В начале XX века на полуострове их насчитывалось 186. Религия определяла уклад жизни и быта немцев. Стены немецких домов украшались цитатами из Библии (вышивки, надписи): ‘Я и мой дом принадлежим Тебе, Господи’, ‘Я(имеется в виду Иисус Христос.-Авт.) пришел своих овец пасти’, ‘Любить и быть любимым – это настоящее счастье на земле’, ‘Господь совершил для нас великое’, ‘Будьте радостными в надежде, терпеливыми в печали, придерживайтесь заповеди’.

ГЛАВА 3.ВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА.

Наши рекомендации