Чешская республика, словакия и вампиры

Первое историческое государство на территории, котирую сейчас занимают Чешская республика и Словакия было основано племенами, которые поселились в горном районе к северу от сегодняшних Австрии и Венгрии. Государство, основанное в VII веке, двумя веками позже вошло в состав Великой Моравской империи, которая в 863 году н. э. приняла Кирилла и Мефодия, христианских миссионеров, на своей земле. Находясь среди чехов и словаков, они читали проповеди и обучали людей на их родном славянском языке. Однако римский католицизм, а не восточное православие, доминировали в церковной жизни, и латинский, а не старый древнеславянский, стал языком молитв. Моравская империя распалась в начале десятого века, и Словакия стала частью Венгрии. После периода нахождения под германским управлением, Чешское государство вновь появилось как Чешское королевство (Богемия). Как и Польша, Чехия и Словакия стали римско-католическими.
Богемское королевство существовало на протяжении средних веков, но в XVI веке постепенно перешло под австрийское управление и в следующем иске вошло в состав империи Габсбургов. В конце XVIII века возрождение чешской культуры привело и к возрождению чешского национализма. Наконец, в 1918 году, в конце Первой мировой войны Чехословакия была создана как независимое государство. В таком виде государство просуществовало почти весь XX век, хотя тысяча лет раздельного политического существования вбили существенный клин между чехами и словаками. После Второй мировой войны коммунистическое правление заменило демократическое правительство, которое существовало с 1918 года. Коммунистическая система была отменена в 1989 году, и вскоре после этого Богемия и Моравия разделились со Словакией. 1 января 1993 года появились два отдельных независимых государства — Чешская республика и Словакия.

Вампиры в Чешской республике и Словакии. Вампир в Чехии и Словакии зовется упырь, и реже нелапси, - это разновидность словацкого вампира. Верили, что упырь имеет два сердца и, таким образом, две души. Присутствие второй души можно было обнаружить по гибкости тела, открытым глазам, двум локонам волос и розовому цвету лица. Самый ранний рассказ о чешском вампире был записан Генри Мором в 1653 году. События имели место в конце 1500 года и касались торговца Йоханнеса Кантиуса (или Кунца), который беспокоил семью и соседей сразу же после своей безвременной смерти. Кантиус жил в городе Пенщ (в настоящее время Хории Бенссов). Сын его жил в Ягердорфе (теперь Крнов), в той части Моравии, где господствовали лютеранские протестанты.
Дом Августин Кальме включил сообщения о вампирах из Богемии и Моравии в свой знаменитый трактат 1746 года. Он отмечал, что в 1706 году трактат о вампирах «Magia Posthuma» был опубликован в Ольмутце (Моравия) Чарльзом Фердинандом Шерцом. «Magia Posthuma» отражала ряд происшествий с вампирами, которые здесь появились как приносящие несчастье духи, нападавшие па своих бывших соседей и деревенский скот. Некоторые сообщения были из разряда классических кошмарных нападений, сопровождавшихся болью и чувством удушья и сдавленностью в области шеи. Те, на кого нападали таким образом, бледнели и слабели. Другие истории были об эффекте полтергейста, о предметах, которые кто-то разбрасывал по дому, и о вещах умершего человека, которые двигались таинственным образом. Один из самых ранних и эффектных случаев рассказывал о человеке, жившем в XIV веке в богемской деревне Блоу (Блау). Как вампир он заходил к своим соседям, и после его посещений они умирали в течение 8 дней. В конце концов, жители деревни выкопали тело этого человека и воткнули в него кол. Однако этот человек посмеялся над ними и поблагодарил за то, что они дали ему палку, которой можно отгонять собак. В эту же ночь он вынул палку из своего тела и вновь начал являться к людям. После еще нескольких случаев смерти, его тело было сожжено. Только тогда его визиты прекратились.
Юриста Шерца более всего интересовали поступки жителей деревни, которые, учиняя самосуд, расчленяли и сжигали тела. Он доказывал, что в случаях экстраординарных, прежде чем расчленить тело, необходимо соблюсти всю процедуру закона. В этот процесс должно было входить обследование тела любого, кто подозревался в вампиризме врачами и богословами. Разрушение вампира путем сжигания должно проводиться как официальный акт общественным исполнителем.
Монтегю Саммерс не был впечатлен доказательствами обвинения в случае вампиризма, подробно изложенном графом де Кадрерасом, который в начале 20-х годов XVIII века австрийским императором был назначен наблюдать за событиями в Хайдаме - городе, расположенном около венгерской границы. Граф расследовал ряд случаев с людьми, которые умерли много лет назад (в одном случае 30 лет, а в другом 16) и о которых говорили, что они возвращаются, чтобы нападать на своих родственников. Когда их откопали, каждый из них демонстрировал все признаки запоздалого разложения, включая и поток «свежей?- крови при разрезании тела. С согласия графа каждое тело было обезглавлено (или же в череп были вбиты гвозди), а затем сожжено. Сохранились пространные документы, сообщающие об этих случаях императору, а также длинное повествование, приложенное графом для официального органа университета Фрибурга.
Вряд ли когда-либо будет возможным установить этот город - Хайдам. Пи одно место не было зафиксировано под таким названием. Более убедительно звучит предположение, что это название произошло от слова «хайдамак» (гайдамак) — украинского слова, означающего «отверженный», или «грабитель». «Гайдамак» произошло от славянского «гайдук» и относилось к неимущему классу людей, которые организовывались в свободно формирующиеся группы и жили за счет грабежа.
В конечном итоге, австрийские правители Габсбурги наняли их для охраны особенно удаленных границ. Этот самый Хайдам, возможно, имел отношение к земле гайдамака, а вовсе не к определенному городу с таким названием.
Недавно, в середине XX века, собиратель фольклора Ян Мьяртан сообщил, что вера в вампиров все еще жива в Словакии. Считали, что вампир может сосать кровь у своих жертв (люди или скот) и душит их. Верили, что вампир способен убивать просто взглядом (злой глаз), и жертвами этого злого глаза называли целые деревни. Путем укладывания различных предметов в гроб (монеты, христианские символы, различные травы и вещи умершего) люди пытались предотвратить воскрешение человека, подозреваемого в иамниризме. В отверстия тела клали семена мака или просо и прибивали гвоздями одежду и волосы к гробу. В конце концов, голова или сердце могли быть проткнуты железным или дубовым колом, шляпной булавкой или каким-нибудь шипом, например, боярышника. Тело выносилось вперед головой к могиле, вокруг которой были разбросаны семена проса или мака. Семена также рассыпали на дороге к дому, а по возвращении домой проводили различные ритуалы, при этом обязательно нужно было обмыть руки, а затем подержать над печкой. Если эти процедуры с первого раза не давали эффекта, то семья умершего повторяла их снова.





Современное знание о вампире. Как и в других славянских странах, вера в вампира отошла к сельским районам Чешской республики и Словакии в XX веке. Она эпизодически проявилась в период чешского культурного возрождения в XIX веке в форме знаменитого рассказа «Вампир» Яна Неруды (1934—1891). В последние десятилетия стал известен еще один писатель художественных произведений ужасов - это чешский психиатр Йозеф Несвадба. Сборник его рассказов на английском языке был опубликован в 1982 году под названием «Вампиры Лимитед».

Наши рекомендации