Филология. Преподавание английского языка и литературы

г. Владивосток

Аббревиатура –слово, образованное из названий начальных букв или из начальных звуков, сокращение исходного словосочетания или слова.

Аббревиация –тип словообразования, при котором от каждой языковой единицы остаются начальные буквы (звуки). Аббревиации могут подвергаться как словосочетания (CD ← compact disk), так и слова (TV).

Акроним –аббревиатура, которая читается по правилам чтения (NATO, UNESCO).

Аффиксация – способ образования новых слов путём присоединения аффиксов.

Аффиксы – словоизменительные (флексии) и словообразовательные морфемы.

Картина мира – целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека.

Конверсия –морфолого-синтаксическийспособ словообразования, при котором новые слова возникают без изменения основной формы исходного слова, т.е. без добавления или изменения каких-либо морфем, но переходят в другую часть речи и получают новую морфологическую парадигму, новые синтаксические функции и сочетаемость, и новое лексико-грамматическое значение.

Лексикализация нового слова – закрепление нового слова в языковой системе.

Лексико-семантический вариант слова (ЛСВ), словозначение –единица, соотносимая с одним значением многозначного слова.

Морфема –минимальная значимая часть слова, далее неделимая (наименьшая двусторонняя единица языка, в которой соединены план выражения и план содержания).

Нарушение лексической нормы – отсутствие нового слова в репертуаре лексических средств языка.

Нарушение словообразовательной нормы – отсутствие модели, по которой образовано слово, в репертуаре словообразовательных моделей языка.

Неологизмы – слова или обороты речи, недавно появившиеся в языке и воспринимаемые как новые, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия (собственно неологизмы), а также сочетающие новизну формы слова со значениями, уже передававшимися ранее другими формами (трансноминации).

Неологизм морфологический – неологизм, создаваемый по образцам, существующим в языковой системе и из морфем, наличествующих в данной системе.

Неология – наука о неологизмах.

Неосемия (семантическая инновация) – обозначение нового значения формой, уже имевшейся в языке.

Нестандартная суффиксальная морфема – окказиональный суффикс, с помощью которого создается окказионализм, морфема, образованная посредством переразложения морфологической и семантической организации заимствованных элементов.

Номинативная деятельность – деятельность, направленная на «ословливание» мира.

Номинативный повод (возникновения новых слов) – обстоятельства и цели процесса номинации.

Окказионализм (авторский неологизм) – индивидуальное авторское образование, новое слово, появляющееся не только как средство номинации, но и как выразительное средство и существующее лишь как неотъемлемая часть того контекста, в котором оно появилось.

Окказионализм, образованный по конкретному образцу – новое слово, созданное по образцу отдельного непроизводного, но членимого слова.

Окказионализм, произведённый с нарушением законов продуктивности – окказионализм, нарушивший системную продуктивность, чаще всего изменивший характер производящей основы или эмпирическую продуктивность, т.е. произведённый по образцу типа непродуктивного или малопродуктивного в ту или иную эпоху.

Ономасиологический базис – понятие, которое кладется в основу обозначения.

Ономасиологический признак – понятие, уточняющее основное содержание обозначаемого.

Полуаффикс – среднее между корнем и аффиксом, когда морфема совпадает с самостоятельным словом (-like, -man, -proof).

Потенциальное слово – новое слово, свободно появляющееся на основе высокопродуктивной словообразовательной модели в тех случаях, когда возникает потребность в названии предмета или понятия, не имеющего в языковой традиции.

Префикс – словообразовательная морфема, предшествующая корню.

Прогнозирование в словообразовании – научное исследование конкретных перспектив появления новых слов.

Производное слово - слово является производным, если оно может быть произведено от производящей основы членами данного языкового количества по определённой словообразовательной модели.

Производящая основа – основа слова, от которой образуется новое слово.

Раздвижение границ действия морфем – восполнение отсутствия нужных слов путём присоединения активных аффиксов к основам без явного нарушения законов словообразования, а слова в результате получаются необычные, непринятые.

Семантическая ёмкость словообразовательной модели – способность СМ образовывать производные, принадлежащие различным семантическим группам.

Синтаксические стяжения – словосочетания или предложения, преобразованные в сложные слова.

Словарь новых слов – словарь, регистрирующий новые слова.

Словообразовательная модель (СМ) – структурная схема производных слов с указанием аффиксов и категориальной характеристики производящей основы.

Словообразовательная модель (СМ) активная – СМ, действующая активно в определенный период времени.

Словообразовательная модель (СМ) продуктивная – СМ, давшая большой словообразовательный ряд.

Словообразовательная модель (СМ) речевая – неизвестна языку структурно – семантическая формула построения слов.

Словообразовательный ряд (тип) –ряд слов, образованных по одной словообразовательной модели.

Словосложение –морфологический способ словообразования, объединение двух или реже трёх основ.

Сложное слово –объединение двух или реже трёх основ, функционирующее как одно целое и выделяющееся в составе предложения как особая лексическая единица благодаря своей цельнооформленности.

Сокращение –морфологический способ словообразования, при котором некоторая часть звукового состава исходного слова опускается. Сокращение делится на аббревиацию и усечение.

Составляющие нового слова – а) время появления нового слова; б) наличие – отсутствие конкретного творца; в) ощущение – неощущение новизны слова; г) вхождение – невхождение в язык.

Социализация слова – принятие слова в обществе.

Социолингвистический фактор – проблемы словообразовательной активности – экстралингвистические условия создания новых слов: кто, в каких обстоятельствах, почему создает новое слово.

Структура акта номинации нового слова – а) сложное переплетение интенций говорящего и его личностных смыслов, т.е. индивидуальное смысловое задание говорящего; б) стадии социализации нового слова через посредников (преподаватели, работники СМИ); в) процесс лексикализации; г) приобретение навыков адекватного употребления нового слова, т.е. приобретение коммуникативно-прагматической компетенции носителями языка.

Суффикс –словообразовательная морфема, стоящая после корня и участвующая вместе с основой в создании лексического значения слова.

Телескопия (словослияние, контаминация) –стяжение двух разных слов, дающее новое слово, имеющее в результате простую структуру (слово – слиток: hurry+bustle=hustle).

Теория номинации – теория, направленная на объяснение пути от вещи к её обозначению, т.е. пути от предметного мира к наречению отдельных его фрагментов.

Трансноминация – неологизм, сочетающий новизну формы слова со значением, уже передававшемся ранее другой формой с целью дать новое, более эмоциональное имя предмету.

Усечение – 1) образование новых слов путём сокращения (килограмм – кило) 2) образование новых слов путём отбрасывания окончаний (10 грамм(ов)).

Фонологический неологизм – уникальная конфигурация из отдельных звуков.

Языковая картина мира (ЯКМ) – отражение в языке представлений о мире, осуществляемого человеческим менталитетом данного языкового коллектива.

Учебно-методическое обеспечение ГЛОССАРИЯ

1. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка. – Уч. пособие – 2-е изд., перераб. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 376 с.

2. Бабич Г.Н. Lexicology: A Current Guide = Лексикология английского языка: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.

3. Заботкина И.Н. Слово и смысл. М.: РГГУ, 2012. – 428 с.

4. Заботкина В.И. Новая лексика современного английского языка: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. – М.: Высшая школа, 1989.–126 с.

5. Иванова Е.В. Лексикология и фразеология современного английского языка: учеб. пособие. СПб.: Фил. Фак СПбГУ; М.: Академия, 2011.

Наши рекомендации