Общее языкознание как раздел науки о языке
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Учебное пособие
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва
ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ
ББК 81(075.8) УДК81я73-1 1158
Подписаио в печагь14.11.06. Формат 84x108 'п.. Усл. нсч. л. 21.84. Тираж 2000 экз. Заказ № 4-127 :)
Попова, З.Д.
П58 Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408, [8] с. — Лингвистика и межкультурная коммуникация. Золотая серия).
[SBN 5-17-042099-4 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-478-00516-9 (ООО «Восток — Запад»)
В пособии по курсу «Общее языкознание» раскрываются основные проблемы теоретического языкознания с учетом современных достижений отечественной и зарубежной лингвистики и исследований теоретико-лингвистической школы Воронежского государственного университета.
Для студентов старших курсов, магистров и аспирантов филологических специальностей университетов.
Рецензенты:
Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института языкознания РАН
В. К. Харченко, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей филологии Белгородского государственного университета
© 3. Д. Попова, И. А. Стернин, 2007 © «Восток — Запад», 2007
От авторов
Теоретическое языкознание, решающее фундаментальные вопросы, которые выдвигает перед языковедами научный и технический прогресс, быстро и безостановочно развивается. Этот отдел науки о языке, известный в XIX и XX веках как общее языкознание, в последнее время получил новое название — теория языка.
Всем этим объясняется появление новых учебников по общему языкознанию через сравнительно небольшие промежутки времени. Вот только некоторые из них: Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974; Головин Б. Н., Березин Ф. М. Общее языкознание. М., 1979; Общее языкознание / Под общ. ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983; Савченко А. Л., Иоффе В. В. Общее языкознание. Ростов-на-Дону, 1985; Чесноков П. В. Спорные проблемы курса «Общее языкознание». Таганрог, 1996; Гречко В. А. Теория языкознания. Ч. 1. НН., 1995. Ч. 2. НН., 1998; Хроленко А. Т. Теория языка. Курск, 2002; Пищачь-никова В. А. Общее языкознание. М., 2003 и другие. В каждом новом учебнике или пособии отражены какие-то новые идеи, более подробно и обстоятельно рассмотрены вопросы, которые ранее были только намечены, предложены решения вопросов, ранее вызывавших бурные дискуссии и т. п. Наша работа не является исключением.
В 1987 г. в Воронеже вышло учебное пособие 3. Д. Поповой «Общее языкознание». За прошедшие после этого почти два десятилетия были выполнены новые, исследования и накоплены новые материалы по ряду теоретических проблем, что потребовало нового издания. В 2004 г. расширенное и дополненное «Общее языкознание» было переиздано 3. Д. Поповой и И. А. Стерниным. Расширенным и дополненным является и новое предлагаемое вниманию читателей издание (2007).
Авторы учебника разрабатывали проблему системности языка (3. Д. Попова), проблемы речевой деятельности и рече-
От авторов
вого воздействия (И. А. Стернин). а также и другие теоретические проблемы языкознания (совместно). Откорректированы в соответствии с новыми разработками отечественных и зарубежных теоретиков языка и все стальные разделы, б которые также вошли результаты исследований как самих авторов, так и их учеников ч рамках теоретико-лингвистической школы
Воронежского университета
Краткость изложения некоторых тем, а также исключение деталей и подробностей в изложении полемических точек зрения в пособии объясняются его учебной направленностью. Поясняя теоретические положения не более чем одним-двумя примерами, авторы исходят из того, что студенты старших курсов филологических факультетов, магистры и аспиранты уже располагают достаточным запасом лингвистических знании и не нуждаются в разъяснении многих категорий и терминов, известных из курса «Введение в языкознание» и других уже изученных ими лингвистических дисциплин.
Учебный жанр издания побудил авторов отойти от распространенной практики указывать в пособии всю использованную литературу. Теоретические положения создателей фундаментальных лингвистических концепций и авторов работ, содержание которых излагается в пособии, как правило, даются без отсылок к их трудам. В конце ряда разделов в списке литературы указываются книги, на основе которых написан данный раздел, а также те, которые содержат авторитетное изложение концепций, критикуемых в разделе. Таким образом, список литературы содержит лишь указание на более подробное изложение тех теорий, которые рассматриваются к разделе, но не является библиографическим указателем по данной теме. При необходимости критически мыслящий читатель по этим источникам сможет прокорректировать наше изложение.
Учебным целям служит и система подачи собственных имен лингвистов. При первом упоминании автора той или иной концепции сообщается его полное имя и некоторые сведения о нем. В дальнейшем при частом повторении фамилии этогс ученого его инициалы не воспроизводятся в соответствии с практикой устной научной речи.
От авторов
Пособие рассчитано на студентов, говорящих и обучающихся на русском языке: теоретические положения разъясняются в основном на примерах из русского языка; иноязычные примеры толкуются с помощью русских эквивалентов.
Переработка пособия завершена в 2006 г. и отражает состояние разработки освещенных в нем теоретических проблем на этот период.
Общее языкознание как раздел науки о языке
«Изучать язык с лингвистической точки зрения — это значит прийти к построению системы общей лингвистики».
Ж. Вандриес. Язык. М, /957. C.2I7.
Все языки человечества являются средством общения людей; их устройство и функционирование определяются особенностями устройства и функционирования человеческого мозга, органов речи и слуха, которые одинаковы у всех людей. Возникновение и развитие языков также зависит от общих для всех народов основных закономерностей социально-экономического и культурно-исторического развития. Поэтому в развитии и жизни разных языков действуют общие закономерности.
Чтобы лучше разобраться в истории, устройстве и функционировании отдельного языка, необходимо понимать общие законы происхождения и развития, устройства и функционирования человеческих языков вообще: ведь каждый язык — только часть общей языковой картины человечества. Вот почему изучение конкретного языка — русского, английского, испанского, арабского, японского и любого другого — обязательно дополняется изучением теоретических проблем.
Теоретическое языкознание (или «общее языкознание», как называется этот курс в учебных планах филологических факультетов университетов) — отдел науки о языке, который изучает основные закономерности происхождения, развития, устройства и функционирования языков в тесной связи с проблемами философии, нейрофизиологии, психологии, социологии, логики, антропологии, этнографии, культурологии и других смежных наук.
Общее языкознание как раздел науки о языке 7
Теоретическое языкознание разрабатывает методы и приемы лингвистического исследования, которые используются в частных разделах языкознания.
Теоретическое языкознание также выявляет, обобщает и ищет пути прикладного использования результатов лингвистических исследований.
В настоящее время основными прикладными сферами использования теоретических достижений языкознания являются следующие: преподавание родного и иностранного языков в опоре на описание этих языков, сделанное лингвистами; исследование истории народа и его культуры по данным языка — по этимологии слов и фразеологизмов, лингвокультуро-логическому анализу развития словаря; расшифровка древних текстов и рукописей; лингвистическая идентификация личности по устной речи и почерку; установление авторства и интерпретация смысла текстов; разработка новых систем связи; создание эффективных рекламных текстов; машинный перевод; разработка систем синтеза и анализа речи для автоматических систем (роботов); реабилитация людей, страдающих расстройствами речи; лингвистическая экспертиза текстов и др.
Теоретические знания рождаются из результатов практического изучения конкретных языков. В свою очередь они оказывают влияние на совершенствование принципов и методов изучения конкретных языков. Изучение отдельных языков и групп языков (русистика, германистика, индология, арабистика и т. д.) и теория языка находятся в постоянном взаимодействии: все новое, что находят в изучаемых языках лингвисты, сразу же осмысляется и входит в теорию языка; каждое новое теоретическое достижение обогащает практику исследования конкретных языков, отражается на трактовках и определениях, ведет к изменениям в изучении и преподавании языков.
Тема 1