Общее языкознание как раздел науки о языке

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Учебное пособие

Издание второе, переработанное и дополненное

Москва

Общее языкознание как раздел науки о языке - student2.ru

Общее языкознание как раздел науки о языке - student2.ru ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЗОЛОТАЯ СЕРИЯ

Общее языкознание как раздел науки о языке - student2.ru ББК 81(075.8) УДК81я73-1 1158

Подписаио в печагь14.11.06. Формат 84x108 'п.. Усл. нсч. л. 21.84. Тираж 2000 экз. Заказ № 4-127 :)

Попова, З.Д.

П58 Общее языкознание. Учебное пособие / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: Восток - Запад, 2007. — 408, [8] с. — Лингвистика и меж­культурная коммуникация. Золотая серия).

[SBN 5-17-042099-4 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-478-00516-9 (ООО «Восток — Запад»)

В пособии по курсу «Общее языкознание» раскрываются основные проблемы теоретического языкознания с учетом современных достиже­ний отечественной и зарубежной лингвистики и исследований теорети­ко-лингвистической школы Воронежского государственного универси­тета.

Для студентов старших курсов, магистров и аспирантов филологи­ческих специальностей университетов.

Рецензенты:

Н. В. Уфимцева, доктор филологических наук, профессор, старший научный сотрудник Института языкознания РАН

В. К. Харченко, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей филологии Белгородского государственного универ­ситета

© 3. Д. Попова, И. А. Стернин, 2007 © «Восток — Запад», 2007

От авторов

Теоретическое языкознание, решающее фундаментальные вопросы, которые выдвигает перед языковедами научный и технический прогресс, быстро и безостановочно развивается. Этот отдел науки о языке, известный в XIX и XX веках как общее языкознание, в последнее время получил новое назва­ние — теория языка.

Всем этим объясняется появление новых учебников по общему языкознанию через сравнительно небольшие проме­жутки времени. Вот только некоторые из них: Кодухов В. И. Общее языкознание. М., 1974; Головин Б. Н., Березин Ф. М. Общее языкознание. М., 1979; Общее языкознание / Под общ. ред. А. Е. Супруна. Минск, 1983; Савченко А. Л., Иоффе В. В. Общее языкознание. Ростов-на-Дону, 1985; Чесноков П. В. Спорные проблемы курса «Общее языкознание». Таганрог, 1996; Гречко В. А. Теория языкознания. Ч. 1. НН., 1995. Ч. 2. НН., 1998; Хроленко А. Т. Теория языка. Курск, 2002; Пищачь-никова В. А. Общее языкознание. М., 2003 и другие. В каждом новом учебнике или пособии отражены какие-то новые идеи, более подробно и обстоятельно рассмотрены вопросы, которые ранее были только намечены, предложены решения вопросов, ранее вызывавших бурные дискуссии и т. п. Наша работа не является исключением.

В 1987 г. в Воронеже вышло учебное пособие 3. Д. По­повой «Общее языкознание». За прошедшие после этого поч­ти два десятилетия были выполнены новые, исследования и накоплены новые материалы по ряду теоретических проблем, что потребовало нового издания. В 2004 г. расширенное и дополненное «Общее языкознание» было переиздано 3. Д. Поповой и И. А. Стерниным. Расширенным и допол­ненным является и новое предлагаемое вниманию читателей издание (2007).

Авторы учебника разрабатывали проблему системности языка (3. Д. Попова), проблемы речевой деятельности и рече-

От авторов

Общее языкознание как раздел науки о языке - student2.ru вого воздействия (И. А. Стернин). а также и другие теоретиче­ские проблемы языкознания (совместно). Откорректированы в соответствии с новыми разработками отечественных и зару­бежных теоретиков языка и все стальные разделы, б которые также вошли результаты исследований как самих авторов, так и их учеников ч рамках теоретико-лингвистической школы

Воронежского университета

Краткость изложения некоторых тем, а также исключение деталей и подробностей в изложении полемических точек зре­ния в пособии объясняются его учебной направленностью. По­ясняя теоретические положения не более чем одним-двумя примерами, авторы исходят из того, что студенты старших курсов филологических факультетов, магистры и аспиранты уже располагают достаточным запасом лингвистических зна­нии и не нуждаются в разъяснении многих категорий и терми­нов, известных из курса «Введение в языкознание» и других уже изученных ими лингвистических дисциплин.

Учебный жанр издания побудил авторов отойти от рас­пространенной практики указывать в пособии всю использо­ванную литературу. Теоретические положения создателей фундаментальных лингвистических концепций и авторов ра­бот, содержание которых излагается в пособии, как правило, даются без отсылок к их трудам. В конце ряда разделов в списке литературы указываются книги, на основе которых написан данный раздел, а также те, которые содержат авто­ритетное изложение концепций, критикуемых в разделе. Та­ким образом, список литературы содержит лишь указание на более подробное изложение тех теорий, которые рассматри­ваются к разделе, но не является библиографическим указа­телем по данной теме. При необходимости критически мыс­лящий читатель по этим источникам сможет прокорректиро­вать наше изложение.

Учебным целям служит и система подачи собственных имен лингвистов. При первом упоминании автора той или иной концепции сообщается его полное имя и некоторые све­дения о нем. В дальнейшем при частом повторении фамилии этогс ученого его инициалы не воспроизводятся в соответст­вии с практикой устной научной речи.

От авторов

Пособие рассчитано на студентов, говорящих и обучаю­щихся на русском языке: теоретические положения разъясня­ются в основном на примерах из русского языка; иноязычные примеры толкуются с помощью русских эквивалентов.

Переработка пособия завершена в 2006 г. и отражает со­стояние разработки освещенных в нем теоретических проблем на этот период.

Общее языкознание как раздел науки о языке

«Изучать язык с лингвистической точки зрения — это значит прийти к построению системы общей лин­гвистики».

Ж. Вандриес. Язык. М, /957. C.2I7.

Все языки человечества являются средством общения лю­дей; их устройство и функционирование определяются осо­бенностями устройства и функционирования человеческого мозга, органов речи и слуха, которые одинаковы у всех людей. Возникновение и развитие языков также зависит от общих для всех народов основных закономерностей социально-экономического и культурно-исторического развития. Поэтому в развитии и жизни разных языков действуют общие законо­мерности.

Чтобы лучше разобраться в истории, устройстве и функ­ционировании отдельного языка, необходимо понимать общие законы происхождения и развития, устройства и функциони­рования человеческих языков вообще: ведь каждый язык — только часть общей языковой картины человечества. Вот по­чему изучение конкретного языка — русского, английского, испанского, арабского, японского и любого другого — обяза­тельно дополняется изучением теоретических проблем.

Теоретическое языкознание (или «общее языкознание», как называется этот курс в учебных планах филологических факультетов университетов) — отдел науки о языке, который изучает основные закономерности происхождения, развития, устройства и функционирования языков в тесной связи с про­блемами философии, нейрофизиологии, психологии, социоло­гии, логики, антропологии, этнографии, культурологии и дру­гих смежных наук.

Общее языкознание как раздел науки о языке 7

Общее языкознание как раздел науки о языке - student2.ru Теоретическое языкознание разрабатывает методы и приемы лингвистического исследования, которые используют­ся в частных разделах языкознания.

Теоретическое языкознание также выявляет, обобщает и ищет пути прикладного использования результатов лингвисти­ческих исследований.

В настоящее время основными прикладными сферами использования теоретических достижений языкознания явля­ются следующие: преподавание родного и иностранного язы­ков в опоре на описание этих языков, сделанное лингвистами; исследование истории народа и его культуры по данным язы­ка — по этимологии слов и фразеологизмов, лингвокультуро-логическому анализу развития словаря; расшифровка древ­них текстов и рукописей; лингвистическая идентификация личности по устной речи и почерку; установление авторства и интерпретация смысла текстов; разработка новых систем связи; создание эффективных рекламных текстов; машинный перевод; разработка систем синтеза и анализа речи для авто­матических систем (роботов); реабилитация людей, стра­дающих расстройствами речи; лингвистическая экспертиза текстов и др.

Теоретические знания рождаются из результатов практи­ческого изучения конкретных языков. В свою очередь они ока­зывают влияние на совершенствование принципов и методов изучения конкретных языков. Изучение отдельных языков и групп языков (русистика, германистика, индология, арабисти­ка и т. д.) и теория языка находятся в постоянном взаимодей­ствии: все новое, что находят в изучаемых языках лингвисты, сразу же осмысляется и входит в теорию языка; каждое новое теоретическое достижение обогащает практику исследования конкретных языков, отражается на трактовках и определениях, ведет к изменениям в изучении и преподавании языков.

Тема 1

Наши рекомендации