Интерактивная сторона общения: основные формы взаимодействия
Разделение трех сторон общения — коммуникативной, перцептивной и интерактивной — возможно только как прием анализа. В действительности нельзя выделить «чистую» коммуникацию без восприятия и взаимодействия, или «чистое» восприятие. Как познание другого в общении, так и воздействие — всегда действие, одно без другого существовать не может. Но если коммуникация и восприятие еще как-то поддаются отделению от «целого», то вычленение самостоятельного взаимодействия практически невозможно.
Интерактивная сторона общения выделяет те его компоненты, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Таким образом, действие — главное содержание общения. Описывая его, мы чаще всего используем термины действий.
В зависимости от цели все многообразие вариантов общения условно можно разделить на три основные формы: ролевое, коммуникация «масок», экспрессивное.
Ролевое (инструментальное, функциональное) общение имеет целью выполнение совместных действий, а также получение конкретной информации. Ролевое взаимодействие — это взаимодействие в рамках функций и стереотипов, которые соответствуют содержанию ролей партнеров:
• инструментальная роль и инструментальное общение — это общение по поводу совместной деятельности, регламентируется оно документами — актами, приказами, указами, инструкциями и т.п. (например, начальник и подчиненные);
• ролевое межличностное общение — это общение в рамках той структуры отношений, которая сложилась между людьми (например, старого сотрудника назначили начальником, он сразу попадает в сложную ситуацию, управлять ему трудно, так как его воспринимают как коллегу).
Коммуникация масок. Это промежуточная форма между ролевым и экспрессивным взаимодействием. Маска — это совокупность знаков, передача которых обеспечивает бесконфликтность общения в случаях, когда имеются ограничения в нем. Ограничения могут бьггь конвенциональные. Например, в общественном транспорте предполагается маска индифферентности; на свадьбе «надевается» маска веселья, на похоронах — скорби. Если перепутать их, то люди просто не поймут наше отношение, все может закончиться конфликтом. Данная форма взаимодействия имеет целью не получение информации, а избегание конфликтов. Эффективной коммуникация «масок» может быть только при учете региональных и этнокультурных особенностей.
Экспрессивное общение является основой всего того, что мы говорим и делаем. Главное здесь — чувства, получение эмоций. Причем каждому человеку постоянно нужна своя доля эмоций, особенно положительных. Исследователи выделяют довольно большое количество разновидностей экспрессивного общения; однако среди разнообразия форм можно вычленить три основные, которые являются общепризнанными: ритуалы; психологические игры; манипуляция. Сущность ритуалов и психологических игр заключается в гласном или негласном подтверждении нашего статуса.
Ритуальное общение ведет свое происхождение от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, в которых каждый участвует только как некоторая маска с заранее заданными свойствами и которые требуют от участников только одного, по мнению Ю. С. Крижанской и В. П. Третьякова, — знания правил игры.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной. Поэтому восприятие друг друга схематично. Целью ритуального общения является не изменение другого, не воздействие на него, а подтверждение себя — своих мнений, своих представлений. Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений.
При манипулятивном общении к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Существенной особенностью в манипулятивном общении является точный выбор позиции в общении.
Следовательно, позиция, занимаемая в общении и задающая определенное направление действиям, с одной стороны, определяется пониманием ситуации, а с другой — формирует ситуацию. Важно, что осознание своей позиции в общении и позиции другого дает принципиальную возможность изменить складывающуюся ситуацию через изменение своей позиции.
Опознание ситуации — сложный субъективный процесс. Вместе с тем разное видение одной и той же ситуации часто является причиной конфликтов и отсутствия взаимопонимания между людьми.
Известный психолог А.Н. Леонтьев выявил три вида взаимодействия:
• социально-ориентированное;
• предметно-ориентированное;
• личностно-ориентированное.
Под первым подразумевается общение, направленное на изменение психологических характеристик группы людей в сторону либо их унификации, либо рассогласования. Такое общение происходит между людьми как представителями социальных групп. Предметно-ориентированное общение направлено на урегулирование совместной деятельности людей. Личностно-ориентированное — на изменение отдельной личности. Основа этой классификации — целевые характеристики.
Таким образом, каждое новое действие создает новую ситуацию, которая может продолжать старую, а может и менять ее. Умение правильно действовать состоит в умении узнавать ситуацию и вести себя в ней соответственно так, чтобы в наибольшей степени удовлетворять свои главные потребности. Именно для этого так важно уметь распознавать смысл действий партнера и знать возможное понимание наших собственных действий. Неправильное определение ситуации и неправильное ее развитие могут привести к неудаче в общении.
Рассмотрение все трех сторон общения в единстве — важный принцип анализа межличностных отношений и обеспечения успешного взаимодействия юриста в процессе правоприменительной деятельности.