Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин, характеризующий те компоненты общения, которые связаны с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействием. Взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, а также это непосредственная организация совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность [Крысько В.Г.].
В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:
- из физического контакта;
- перемещения в пространстве;
- восприятия и отношения его участников;
- духовного вербального контакта;
- невербального информационного контакта;
- совместной групповой деятельности.
В структуру взаимодействия обычно входят:
- субъекты взаимодействия;
- взаимная связь его субъектов;
- взаимное воздействие их друг на друга;
- взаимные изменения субъектов взаимодействия.
В психологии все многообразие взаимодействий между людьми принято подразделять на следующие типы [Макарова]:
1) сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;
2) противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;
3) уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активно сотрудничества;
4) однонаправленное содействие: когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;
5) однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым;
6) контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);
7) компромиссное взаимодействие: оба партера проявляют отдельные элементы, как содействия, так и противодействия.
Следует отметить, что высшим уровнем взаимодействия выступает исключительно эффективная совместная деятельность людей, сопровождающаяся взаимопониманием. «Взаимопонимание людей – это такой уровень их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также содействуют достижению единой цели. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой2 антипод – взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком »[Давыдов Г. А.].
В социальной психологии существует несколько подходов к пониманию структуры взаимодействия. Одним из самых оригинальных подходов к структурному описанию интерактивного взаимодействия является концепция трансактного анализа Эрика Берна.
С точки зрения Э. Берна, каждый участник взаимодействия находится в одной из трех позиций, которые условно обозначаются как «Дитя», «Родитель» и «Взрослый». Эти позиции не обязательно должны быть связаны с соответствующей социальной ролью. Это всего лишь психологическое описание определенной стратегии в поведении: позиция «Дитя» — «Хочу!», позиция «Родителя» — «Надо!», позиция «Взрослого» — интеграция «Хочу» и «Надо», компромисс между ними.
По мнению Э. Бэрна эффективность общения зависит от того какие позиции вступают во взаимодействие. Позиции взаимодействия Бэрн называл трансакциями. Трансакция – это единица общения, состоящая из стимула (S) и реакции (R). Он выделил три вида трансакций:
1. Параллельные трансакции – взаимодействие осуществляется на одном уровне позиций («Родитель-Родитель», «Взрослый – Взрослый» и т. д.).
2. Пересекающиеся трансакции – взаимодействие осуществляется на различных уровнях позиций («Родитель – Дитя», «Родитель – Взрослый» и т. д.).
3. Дополнительные трансакции – взаимодействие осуществляется одновременно на двух уровнях позиций («Взрослый – «Врослый» - «Дитя – Дитя»).
С позиции Родителя «играются» роли отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ребенка — роли молодого специалиста, аспиранта, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену, и др.
Основные характеристики | Родитель | Взрослый | Ребенок |
Характерные слова и выражения | "Все знают, что ты не должен никогда..."; "Я не понимаю, как это допускают..." | "Как?"; "Что?"; "Когда?"; "Где?"; "Почему?"; "Возможно..."; "Вероятно..." | "Я сердит на тебя!"; "Вот здорово!"; "Отлично!"; "Отвратительно!" |
Интонации | Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие | Связанные с реальностью | Очень эмоциональные |
Состояние | Надменное, сверхправильное, очень приличное | Внимательность Поиск информации | Неуклюжее Игривое Подавленное Угнетенное |
Выражение лица | Нахмуренное Неудовлетворенное Обеспокоенное | Открытые глаза Максимум внимания | Угнетенность Удивление |
Позы | Руки в бока Указующий перст Руки сложены на груди | Наклонен вперед к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним | Спонтанная подвижность (сжимают кулаки, ходят, дергают пуговицу) |
Позиции Родителя могут иметь две разновидности: 1) «карающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
В позиции Ребенка выделяют: «послушного Ребенка» и «бунтующего Ребенка» («Не хочу. Не буду, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т. п.).
Таким образом, интерактивная сторона общения предполагает не только обмен информацией, но и обмен действиями, организацию совместной деятельности. Наиболее отчетливо взаимодействие проявляется в поведении человека в ситуации общения. Высшим уровнем взаимодействия выступает взаимопонимание.