ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ № 3 ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ: ЗВЕРИ, ПТИЦЫ, НАСЕКОМЫЕ, РЫБЫ, ВРЕМЕНА ГОДА
Косинова Елена Михайловна
Главный редактор Т.В. Цветкова Научный редактор О.Е, Громова Редактор Т.Е. Пивоварова Художник АВ. Копырин Дизайнер обложки О.В. Максимова Корректоры Т.Э. Баяоунова, Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в аТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 7 7.99,60.953.Д.001909,03.09 от 02.03.2009 г.
Подписано в печать 12.10.09. Формат 70- 108'/к. Гарнитура Букварная. Печать офсетная. Усл. п. л. 2,80. Тираж 5000 экз. Заказ №2255
Издательство чТЦ Сфера*. Москва, Сельскохозяйственная ул., д. 1вн корп. 3. Тел.: («5) 656-75-05, 656-72-05. Отпечатано в ОАО "Кострома», 156010, г. Кострома, ул. Самоювсиая. 10.
ISBN 978-5-9949-0296-7 ' -' © ООО «ТЦ Сфера*, 2009
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Вы держите в руках «Лексическую тетрадь» № 3 из серии «Предшколь-ная подготовка; развитие речи шаг за шагом». В ней представлены задания и упражнения для формирования, обогащения и систематизации словарного запаса детей, способствующие своевременному и правильному развитию речи.
Необходимо помнить, что хорошо развитая речь — это не только правильное звукопроизношение, но и богатый словарный запас, умение строить фразы различной сложности с соблюдением всех грамматических норм, владение связной речью. Чем лучше будет развита устная речь к началу школьного обучения, тем легче ребенок в школе овладеет письменной речью и усвоит систему знаний. Хорошо развитая речь — фундамент для развития словесно-логического мышления.
Систему упражнений для формирования грамматического строя речи вы найдете в «Грамматических тетрадях» № 1, 2, 3, 4 (издательство «ТЦ Сфера»).
Для формирования словарного запаса, развития словообразовательных навыков служит новое пособие в серии «Развитие речи: шаг за шагом» — «Лексические тетради» № 1, 2 и 3.
В «Лексической тетради» № 1 представлены темы: «Семья», «Имена», «Дом», «Мебель», «Посуда», «Продукты», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
В «Лексической тетради» № 2 вы познакомитесь с темами: «Транспорт», «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Цветы», «Грибы».
«Лексическая тетрадь» № 3 — продолжение тетрадей № 1 и № 2, но может использоваться и самостоятельно. Эта тетрадь включает темы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Насекомые», «Рыбы», «Времена года».
Каждая тема включает задания на формирование словообразовательных навыков, развитие фразовой и связной речи, внимания и слухоречевой памяти. Упражнения в каждой теме расположены по принципу «от простого к сложному», что позволяет подбирать задания в зависимости от возраста и речевых возможностей детей. Например, если у ребенка ограниченные речевые возможности, можно выполнить сначала только простые задания, направленные на развитие понимания речи, обогащение пассивного словарного запаса и не требующие от ребенка развернутых ответов. На следующий год нужно выполнить все остальные задания. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо прорабатывать все задания, приучая к развернутым ответам.
Все задания в «Лексических тетрадях» представлены в интерактивной форме. Ребенок не просто рассматривает картинки и отвечает на вопросы взрослого, а активно действует: обводит, соединяет, запоминает. Это способствует более эффективному усвоению материала, уменьшает утомление, развивает внимание, память, словесно-логическое мышление.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Рассмотри и назови домашних животных на с. 4 и 5. Закрой книгу и расскажи, каких домашних животных ты запомнил1.
2. Расскажи, какую пользу приносят домашние животные, и соедини подходящие картинки друг с другом. (Например, собака охраняет дом.)
' Здесь и далее текст задания ребёнку читает взрослый.
3. «Угости» домашних животных на с. 4, 5 тем, что они любят (маленькие картинки внизу).
4. Представь, что всех животных по 5, посчитай их. Считать надо так: одна корова, две коровы, три коровы, четыре коровы, пять коров.
5. Расскажи, каких домашних животных можно встретить в деревне. (Например, в деревне много коров, коз, лошадей, свиней, овец и т.д.)
Детёныши домашних животных. Кто как голос подаёт?
1. Помоги мамам найти своих детей! Соедини подходящие картинки друг с другом и расскажи, у кого какие детёныши. (Например, у коровы — телёнок и т.д.)
2. Давай поиграем в «хвастунишек»: у меня телёнок, а у тебя — телята, у меня котёнок — ...
3. Исправь ошибки: у кошки — козлёнок, у коровы — жеребёнок, у лошади — котёнок, у собаки — поросёнок, у овцы — щенок, у козы — ягнёнок.
4. Расскажи, как мамы на с. 6, 7 звали своих детей.
Ребёнок может назвать только звукоподражание: кошка звала «мяу-мяу» и т.д. Более сложный вариант, когда ребёнок употребляет глагол, образованный от звукоподражания: кошка мяукала, «мяу-мяу», овечка блеяла. «бе-бе» и т.д.
Домашние животные. Части тела
1. Обведи кота в том порядке, как я скажу: сначала — уши и голову; теперь — глаза, нос и усы; затем — туловище, хвост и когти; и, наконец, — лапы и шерсть.
2. Обведи лошадь в том порядке, как я скажу: сначала — голову, уши и гриву; теперь — шею, глаза и туловище; затем — хвост, копыта и ноги.
3. Расскажи, как ты обводил кота и лошадь. Раскрась рисунки.
4. Посмотри на рисунки на с. 4 и назови части тела коровы и козы.
Учимся сравнивать животных
1. Сравни, чем отличаются коты друг от друга.
Обязательно сравнить: цвет, шерсть (гладкий — пушистый), усы, хвосты, когти.
2. Сравни, чем отличаются лошади друг от друга.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Назови, какие животные живут в лесу (см. с. 10, 11).
2. Узнай и расскажи, кто где живёт (см. с. 10, 11). (Например, волк живёт в логове, белка — в дупле...)
3. Расскажи, зачем животным дома.
4. Закрой книгу и назови как можно больше диких животных.
5. Кому не досталось жилья? (Лосю.) Узнай у взрослых, где спят лоси.
6. Расскажи, какие животные живут в лесу. В лесу много ежей, много лис, много...
Семьи диких животных. Учимся образовывать новые слова
1. Расскажи, кто нарисован на картинках на с. 12, 13: медведь, медведица, медвежонок и т.д.
2. Чем занимаются все члены звериных семей? Ответ должен быть полным. (Например, медведь ловит рыбу, медведица ест малину и т.д.)
3. Закрой книгу и расскажи по памяти, чем занимаются все звери.
4. Представь, что всех детёнышей по 5, и посчитай их. (Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат.)
ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ И ЖАРКИХ СТРАН
1. Расскажи, где живут животные: в жарких или холодных странах (см. с. 14, 15)? Соедини подходящие картинки друг с другом.
2. Закрой книгу и назови животных, которые живут в жарких и холодных странах.
3. Чем отличаются друг от друга: тигр и лев, зебра и жираф?
4. Как называются детёныши у тигра, льва, слона, оленя и верблюда?
Учимся описывать животных и загадывать загадки
1. Опиши внешний вид животных, а помогут тебе карточки-подсказки: первая означает цвет, т.е. сначала надо описать, какой цвет животного; вторая — размер; третья подсказывает тебе, что надо описать уши животного; четвертая — хвосты; пятая — чем питается животное; шестая — где живёт.
Ребенок должен понимать, что обозначают карточки. Для этого можно задавать тренировочные вопросы. Что нам подсказывает первая карточка, третья и т.д.?
2. Я загадаю тебе загадку, а ты отгадай, про какого она зверя: он серый, очень большой, уши у него огромные, хвостик тонкий, питается он травой и листьями, живёт в жарких странах. Это... Теперь ты загадывай мне загадки, а я буду отгадывать.
3. Раскрась животных до конца.
НАЙДИ ЧЕТВЁРТОГО ЛИШНЕГО
Посмотри внимательно и в каждом ряду найди «лишнюю» картинку, т.е. ту, которая не подходит. Объясни, почему эта картинка здесь «лишняя». (Например, в первом ряду «лишняя» лиса, потому что лиса — дикое животное, а все остальные животные — домашние.)
ДИКИЕ ПТИЦЫ
1. Назови птиц, которые нарисованы на с. 18 и 19. Запомни — это дикие птицы. Расскажи, что они делают.
2. Помоги птицам найти свой дом и расскажи, где они живут. (Например, скворец живёт в скворечнике, ласточка живёт в маленьком гнезде и т.д.)
3. Закрой книгу и назови диких птиц, которых ты запомнил.
Зимующие и перелётные птицы
1*. Птицы, которые нарисованы на этой странице, на зиму никуда не улетают, поэтому они называются зимующие. Птицы, которые нарисованы на с. 18, с наступлением холодов улетают в тёплые края, поэтому они называются перелётные.
2. Закрой книгу и назови по памяти зимующих и перелётных птиц.
* Здесь и далее звёздочкой отмечены задания повышенной сложности.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
1. Назови птиц, которых ты видишь на с. 20 и 21. Запомни — это домашние птицы. Расскажи, что они делают.
2. Помоги домашним птицам найти своих птенцов, соедини подходящие картинки друг с другом. Расскажи, как называются птенцы домашних птиц. (Например, у гуся — гусёнок.)
3. Угадай, кто так голос подаёт: кря-кря, га-га-га; ко-ко-ко; ку-ка-ре-ку, пи-пи-пи?
Угадай, кто кудахчет, гогочет, кукарекает, пищит, крякает, кулдыкает?
4. Расскажи сам, как подают голос домашние птицы. (Например, курица кудахчет, индюк кулдыкает, утка крякает, петух кукарекает, цыплёнок пищит.)
5. Закрой книгу и назови всех домашних птиц. Раскрась птиц до конца.
Домашние птицы. Части тела
1. Обведи части тела петуха в том порядке, как я скажу: сначала — гребешок и бородку; теперь — голову и клюв; затем — шею, шпоры и остальные пальцы; и, наконец, — ноги, туловище и хвост.
2. Расскажи, как ты обводил петуха.
3. Ответь, чьи лапы видны из-за забора (ответ должен быть в форме прилагательного): петушиные, куриные, собачьи, гусиные.
4. Сколько петухов, кур, гусей и собак прячется за забором?
Домашние птицы. Сравниваем и находим четвёртого лишнего
1. Расскажи, чем отличаются друг от друга петух и курица? Петух и гусь? Чем отличаются друг от друга петухи?
2. В ряду картинок найди «лишнюю» и объясни, почему ты так думаешь?
НАСЕКОМЫЕ
1. Назови насекомых, которых ты видишь на с. 24 и 25.
2. Расскажи, где живут насекомые, нарисованные на этой странице. Соедини подходящие картинки друг с другом.
3. Назови правильно: у пчелы крылья какие? (Пчелиные.) У осы? У шмеля?
4. Где чаще всего можно увидеть насекомых, которые нарисованы на этой странице?
Например, кузнечика можно увидеть в траве, стрекозу — над водой и т.д.
Соедини подходящие картинки друг с другом.
5. Закрой книгу и назови всех насекомых, которых ты запомнил. 6*. Придумай предложения про всех насекомых.
РЫБЫ
1. Назови рыб, которых ты видишь.
2. Расскажи, где они живут: в море или в реке. Соедини подходящие картинки друг с другом.
3. Закрой книгу и назови морских и речных рыб, которых ты запомнил.
Рыбы. Части тела. Учимся сравнивать
1. Обведи рыбу в том порядке, как я скажу: сначала жабры и голову; теперь — плавники и хвост; после — туловище и чешую.
2. Расскажи, как ты обводил рыбу.
3. Расскажи, чем отличаются друг от друга рыбы внизу страницы.
ВРЕМЕНА ГОДА
Лето
1. Как ты думаешь, какое время года здесь нарисовано? Почему ты так думаешь?
2. Ответь на вопросы. Какое небо летом? (Голубое, высокое, безоблачное...) Какие летом солнце, деревья? Что летом растёт в лесу? Придумай красивые слова о цветах, грибах, ягодах. Что делают птицы, насекомые, дети?
3*. Придумай рассказ о лете, постарайся использовать красивые летние слова.
4. Догадайся, откуда эти маленькие кусочки? Соедини подходящие картинки.
Осень
1. Как ты думаешь, какое время года здесь нарисовано? Почему ты так думаешь?
2. Какое осенью небо, солнце, дождь, листья? Что происходит с травой и цветами? Что делают птицы, животные, люди?
3. Добавь словечко! Закончи предложения.
Наступила осень. Небо осенью... . Часто идёт... . Листья на деревьях... . Только ели и сосны стоят... . Перелётные птицы... . Звери... . Люди... .
4. Расскажи сам об осени, используя красивые осенние слова.
5. Догадайся, откуда эти маленькие кусочки? Соедини подходящие картинки.
Зима
1. Какое время года здесь нарисовано? Объясни, почему ты так думаешь?
2. Какие зимой чаще всего небо, солнце? Чем покрыты земля, деревья и кусты? Придумай красивые слова о снеге: снег белый, пушистый, лёгкий... Чем покрыты реки и озёра? Что делают зимой звери? Что делают птицы? Что делают дети?
3*. Придумай свой рассказ о зиме, постарайся использовать в рассказе красивые зимние слова.
4. Догадайся, откуда эти маленькие кусочки? Соедини подходящие картинки.