Концепция «законоведения»

Концепция законоведения, разработанная Неволиным, имеет важное значение, так как она послужила теоретической основой со­ставленного ученым плана преподавания юридических дисциплин, введенного им в Киевском университете. Предложенная Неволиным программа высшего юридического образования затем была воспри­нята в Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском уни­верситетах.

Под законоведением Неволин понимал юридическую науку в це­лом как «совокупность сведений о законах». Необходимость изуче­ния юриспруденции обосновывается им как с теоретической, так и с практической точек зрения.Теоретическое познание юриспруден­ции открывает ученому понимание того, «какие ступени проходит в своем раскрытии идея вечной правды Божией; как она мало-помалу уясняется в сознании человеческом; как она созидает для себя раз­личные общества, дабы найти в них место для своего существова­ния; как она проникает все отношения в роде человеческом, искоре­няет вражду между людьми, уничтожает между ними владычество силы и вводит владычество закона».Практическая жецель изученияюридических наук состоит не в удовлетворении «мелочных расче­тов корыстолюбия» (с. 88), но в том, чтобы человек мог наилучшим образом выполнить лежащую на нем «обязанность осуществлять в своем круге идею правды». Таким образом, делает вывод Неволин, «устремлена ли деятельность человека к тому, чтобы обнять своим умом область истины, или он действует в этой самой области, —-в обоих случаях он имеет дело с Божественным» (с. 70-71). Неволин подчеркиваетвзаимосвязь целей изучения науки законов: «изучая


Глаеа4

К. А. НЕВОЛИН



чаконодательство для целей теоретических во всей обширности его пазвития, мы не можем обойтись без особенного познания действу­ющих отечественных законов; изучая действующие отечественные законы для целей практических, мы не можем обойтись без законо­ведения в обширнейшем его виде», — полагает ученый (с. 77).

Неволиным впервые в истории российского правоведения была разработана стройная классификация юридических наук. В зависи­мости от особенностей предмета ученый делил науки законоведе­ния на четыре разряда: 1) науки, имеющие своим предметомсодер­жание и форму законов; 2) науки, предметом которых является «осуществление и приложение законов»; 3)история самой науки законоведения; 4)энциклопедия законоведения, представляющая собой «обзор всех наук законоведения в общей их связи» (с. 72-73).

Далее науки, имеющие своим предметомсодержание законов,подразделялись Неволиным на три вида.

1. Разделение законов наестественные и положительные обуслов­ливает выделение в составе законоведения двух наук:философии законодательства и положительного законоведения. Первая имеет своим предметом естественные законы, которые данная наука рас­сматривает «как в них самих, так и в их приложении к местным и временным обстоятельствам, показывая, как от тех и других они получают определеннейший вид, и какое вообще влияние имеют различные причины на образ их развития». Философия законода­тельства «излагает высшие начала всякого законодательства, позна­ваемые из ума» (с. 77). При этом философия законодательства есть, по мнению Неволина, наука собственно философская, поэтому фило­софии законодательства нельзя узнать, не зная всей вообще филосо­фии (с. 80). Предмет положительного законоведения — «изложение законодательств положительных». Вместе с тем Неволин полагает, что задача данной науки состоит не только в уяснении истинного смысла законодательства, но и в понимании исторических причин, «давших бытие» законам. Таким образом, методами науки положи­тельного законоведения являются, по мнению ученого,догматиче­ский — как метод толкования законов иисторический.

2. Вместе с тем законы, как естественные, так и положитель-иые, имеют определенные «ступени развития», ступени раскрытия в них «вечной правды Божией». Хотя естественные законы, полагает Неволин, «сами в себе остаются всегда одни и те же», однако «созна­ние их со стороны людей может иметь различные ступени, понятие

Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХГХ н

о них может быть темнее или яснее». Этим обусловлено выделение в составе законоведения двух историко-юридических наук —исто­рии философии законодательства, завершением которой является «современный философский взгляд на предметы законодательства» а такжеистории законодательства положительного, непосредствен^ но переходящей в науки законодательства действующего. Необ­ходимость изучения историко-правовых наук Неволин объясняет тем что «законы настоящего времени не могут быть поняты и усовершен­ствованы в отдельности от законов прошедшего времени». При этом по его мнению, изучаться должна не только история отечественных законов, но и «законодательство всех вообще народов и всех времен, частью потому, что иначе не может быть постигнута всеобщая идея всякого законодательства, частью потому, что особенные свойства оте­чественного законодательства могут открыться только из сравнения его со всеми другими законодательствами и эти последние могут служить для него обильнейшим источником совершенствования» (с. 77).

3. По различию прав и обязанностей, определяемых или охра­няемых законом, Неволин выделял следующие виды наук:наука государственных законов, наука законов гражданских, наука законов союза народов, а такженаука законов определительных и наука законов охранительных.

Кроме того, ученый признавал также необходимостьсравни­тельного законоведения: нам должны быть известны, полагает Неволин, «законодательства народов современных, с которыми на­ходится наше отечество в сношениях и с законами которых, следо­вательно, надо бывает сообразоваться в этих сношениях» (с. 77).

Законы, полагает Неволин, имеют не только содержание, но и форму, «образ изложения», а потому могут рассматриваться «с тех же сторон, с каких и всякое словесное произведение ума человече­ского». Науки, имеющие своим предметом форму, или образ изло­жения, законов, изучают: 1) язык, которым они изложены; 2) состав и порядок мыслей; 3) смысл, заключающийся в словах закона и опре­деляемый по правилам герменевтики, и др. В числе этих наук осо­бенно важное значение имеетюридическая герменевтика, «корен­ные начала» которой были заложены Савиньи и которая представляет собой, по мнению Неволина, систему правил нахождения смысла, заключающегося в словах закона.

Цель юридических наук, имеющих своим предметомспособ осуществления и приложения законов, состоит в том, чтобы «пред­ставить общие, хотя извлеченные из опыта и потому имеющие силу


Глава 4

К. А. НЕВОЛИН



только для известных государств правила о том, как на основании законов управлять государством в его различных отношениях и вести различные дела частной жизни, подлежащие действию закона, — как для этого действовать, говорить и писать». Данная цель обусловли­вает необходимость выделенияполитики права, которая «излагает правила действия в отправлении дел общественных и частных, что­бы цель, предположенная законом, была достигнута наилучшим об­разом», инауки о деловом слоге, излагающей «правила, как надо для этой цели говорить и писать».

Вместе с тем законоведение, полагал Неволин, «сознает себя как науку», что обусловливает существование такой отрасли знания, какученая история законоведения, предмет которой — «история ученой обработки законов» (с. 75).

Наконец,энциклопедия законоведения, которая, по мнению Неволина, должна преподаваться «для начинающих и оканчивающих курс наук юридических», имеет своим предметом обзор наук зако­новедения «в общей их связи и соединяет их в одно нераздельное целое». При этом его замысел состоял в том, чтобы представить энцик­лопедию законоведения не только в виде «обзора наук законоведе­ния в общей их связи между собой», но и в связи «со всем челове­ческим ведением» (с. 24-25), т. е. со всей совокупностью наук, которые для законоведения являются «вспомогательными», в част­ности, с философией, логикой, математикой, историей, богословием, филологией и др. (с. 78).

Все науки законоведения Неволин рассматривает как «части одного целого» и поэтому «нельзя опустить ни одной из них, не сделав целой науки неполной». Вместе с тем, полагает ученый, «в какой бы обширности и подробности мы ни изучали законы, мы всегда должны Удерживать связь между всеми частями и предметами законоведе­ния» (с. 76).

Познание законоведения, направленное к тому, чтобы «разъяс­нить для человека идею правды», должно, по мысли Неволина, вос­питать в человеке «чувство законности», которое «дает возможность судить о праведном и неправедном» и без которого «одни сведения составляют мертвое богатство». Это чувство законности позволяет «о каждом случае и предмете сказать, как этот случай должен быть решен и по общим началам правды, и по особенным началам извест­ного законодательства» (с. 88).

Наши рекомендации