Концепция «законоведения»
Концепция законоведения, разработанная Неволиным, имеет важное значение, так как она послужила теоретической основой составленного ученым плана преподавания юридических дисциплин, введенного им в Киевском университете. Предложенная Неволиным программа высшего юридического образования затем была воспринята в Петербургском, Московском, Харьковском и Казанском университетах.
Под законоведением Неволин понимал юридическую науку в целом как «совокупность сведений о законах». Необходимость изучения юриспруденции обосновывается им как с теоретической, так и с практической точек зрения.Теоретическое познание юриспруденции открывает ученому понимание того, «какие ступени проходит в своем раскрытии идея вечной правды Божией; как она мало-помалу уясняется в сознании человеческом; как она созидает для себя различные общества, дабы найти в них место для своего существования; как она проникает все отношения в роде человеческом, искореняет вражду между людьми, уничтожает между ними владычество силы и вводит владычество закона».Практическая жецель изученияюридических наук состоит не в удовлетворении «мелочных расчетов корыстолюбия» (с. 88), но в том, чтобы человек мог наилучшим образом выполнить лежащую на нем «обязанность осуществлять в своем круге идею правды». Таким образом, делает вывод Неволин, «устремлена ли деятельность человека к тому, чтобы обнять своим умом область истины, или он действует в этой самой области, —-в обоих случаях он имеет дело с Божественным» (с. 70-71). Неволин подчеркиваетвзаимосвязь целей изучения науки законов: «изучая
Глаеа4 |
К. А. НЕВОЛИН |
чаконодательство для целей теоретических во всей обширности его пазвития, мы не можем обойтись без особенного познания действующих отечественных законов; изучая действующие отечественные законы для целей практических, мы не можем обойтись без законоведения в обширнейшем его виде», — полагает ученый (с. 77).
Неволиным впервые в истории российского правоведения была разработана стройная классификация юридических наук. В зависимости от особенностей предмета ученый делил науки законоведения на четыре разряда: 1) науки, имеющие своим предметомсодержание и форму законов; 2) науки, предметом которых является «осуществление и приложение законов»; 3)история самой науки законоведения; 4)энциклопедия законоведения, представляющая собой «обзор всех наук законоведения в общей их связи» (с. 72-73).
Далее науки, имеющие своим предметомсодержание законов,подразделялись Неволиным на три вида.
1. Разделение законов наестественные и положительные обусловливает выделение в составе законоведения двух наук:философии законодательства и положительного законоведения. Первая имеет своим предметом естественные законы, которые данная наука рассматривает «как в них самих, так и в их приложении к местным и временным обстоятельствам, показывая, как от тех и других они получают определеннейший вид, и какое вообще влияние имеют различные причины на образ их развития». Философия законодательства «излагает высшие начала всякого законодательства, познаваемые из ума» (с. 77). При этом философия законодательства есть, по мнению Неволина, наука собственно философская, поэтому философии законодательства нельзя узнать, не зная всей вообще философии (с. 80). Предмет положительного законоведения — «изложение законодательств положительных». Вместе с тем Неволин полагает, что задача данной науки состоит не только в уяснении истинного смысла законодательства, но и в понимании исторических причин, «давших бытие» законам. Таким образом, методами науки положительного законоведения являются, по мнению ученого,догматический — как метод толкования законов иисторический.
2. Вместе с тем законы, как естественные, так и положитель-иые, имеют определенные «ступени развития», ступени раскрытия в них «вечной правды Божией». Хотя естественные законы, полагает Неволин, «сами в себе остаются всегда одни и те же», однако «сознание их со стороны людей может иметь различные ступени, понятие
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХГХ н
о них может быть темнее или яснее». Этим обусловлено выделение в составе законоведения двух историко-юридических наук —истории философии законодательства, завершением которой является «современный философский взгляд на предметы законодательства» а такжеистории законодательства положительного, непосредствен^ но переходящей в науки законодательства действующего. Необходимость изучения историко-правовых наук Неволин объясняет тем что «законы настоящего времени не могут быть поняты и усовершенствованы в отдельности от законов прошедшего времени». При этом по его мнению, изучаться должна не только история отечественных законов, но и «законодательство всех вообще народов и всех времен, частью потому, что иначе не может быть постигнута всеобщая идея всякого законодательства, частью потому, что особенные свойства отечественного законодательства могут открыться только из сравнения его со всеми другими законодательствами и эти последние могут служить для него обильнейшим источником совершенствования» (с. 77).
3. По различию прав и обязанностей, определяемых или охраняемых законом, Неволин выделял следующие виды наук:наука государственных законов, наука законов гражданских, наука законов союза народов, а такженаука законов определительных и наука законов охранительных.
Кроме того, ученый признавал также необходимостьсравнительного законоведения: нам должны быть известны, полагает Неволин, «законодательства народов современных, с которыми находится наше отечество в сношениях и с законами которых, следовательно, надо бывает сообразоваться в этих сношениях» (с. 77).
Законы, полагает Неволин, имеют не только содержание, но и форму, «образ изложения», а потому могут рассматриваться «с тех же сторон, с каких и всякое словесное произведение ума человеческого». Науки, имеющие своим предметом форму, или образ изложения, законов, изучают: 1) язык, которым они изложены; 2) состав и порядок мыслей; 3) смысл, заключающийся в словах закона и определяемый по правилам герменевтики, и др. В числе этих наук особенно важное значение имеетюридическая герменевтика, «коренные начала» которой были заложены Савиньи и которая представляет собой, по мнению Неволина, систему правил нахождения смысла, заключающегося в словах закона.
Цель юридических наук, имеющих своим предметомспособ осуществления и приложения законов, состоит в том, чтобы «представить общие, хотя извлеченные из опыта и потому имеющие силу
Глава 4 |
К. А. НЕВОЛИН |
только для известных государств правила о том, как на основании законов управлять государством в его различных отношениях и вести различные дела частной жизни, подлежащие действию закона, — как для этого действовать, говорить и писать». Данная цель обусловливает необходимость выделенияполитики права, которая «излагает правила действия в отправлении дел общественных и частных, чтобы цель, предположенная законом, была достигнута наилучшим образом», инауки о деловом слоге, излагающей «правила, как надо для этой цели говорить и писать».
Вместе с тем законоведение, полагал Неволин, «сознает себя как науку», что обусловливает существование такой отрасли знания, какученая история законоведения, предмет которой — «история ученой обработки законов» (с. 75).
Наконец,энциклопедия законоведения, которая, по мнению Неволина, должна преподаваться «для начинающих и оканчивающих курс наук юридических», имеет своим предметом обзор наук законоведения «в общей их связи и соединяет их в одно нераздельное целое». При этом его замысел состоял в том, чтобы представить энциклопедию законоведения не только в виде «обзора наук законоведения в общей их связи между собой», но и в связи «со всем человеческим ведением» (с. 24-25), т. е. со всей совокупностью наук, которые для законоведения являются «вспомогательными», в частности, с философией, логикой, математикой, историей, богословием, филологией и др. (с. 78).
Все науки законоведения Неволин рассматривает как «части одного целого» и поэтому «нельзя опустить ни одной из них, не сделав целой науки неполной». Вместе с тем, полагает ученый, «в какой бы обширности и подробности мы ни изучали законы, мы всегда должны Удерживать связь между всеми частями и предметами законоведения» (с. 76).
Познание законоведения, направленное к тому, чтобы «разъяснить для человека идею правды», должно, по мысли Неволина, воспитать в человеке «чувство законности», которое «дает возможность судить о праведном и неправедном» и без которого «одни сведения составляют мертвое богатство». Это чувство законности позволяет «о каждом случае и предмете сказать, как этот случай должен быть решен и по общим началам правды, и по особенным началам известного законодательства» (с. 88).