Развитие права в различные исторические эпохи
Исторически первым принято считать древневосточное или рабовладельческое право. Основные его источники: правовой обычай, законы, распоряжения правителей, решения по судебным делам. Характерными чертам древневосточного права являются: закрепление в праве пережитков первобытнообщинного строя, тесная связь с религией, формализм и казуистичность.
Древнейшими правовыми памятником предполагаются свод законов шумерского царя Ур-Намму (III тыс. до н. э.), законы вавилонского царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н. э.). В основу кодекса царя Хаммурапи легли решения самого царя и высших судебных инстанций. В кодексе естественно отсутствует деление права по отраслям, нормы материального и процессуального характера чередуются между собой. Основное внимание уделено нормам, регулирующим право собственности, брачно-семейные отношения. Существенное место в кодексе уделено договорным отношениям.
В Древней Индии общественные отношения регулировались на основе правил поведения, представляющих собой совокупность морально-этических предписаний, основанных на религиозных догмах. Основные источники права в Древней Индии: веды – сборники гимнов и магических заклинаний; дхармашастры – сборники религиозно-правовых предписаний, переплетенных с нормами морали, традициями, правилами торговли, медицины; артхашастры – светские правовые нормы о государственном строе и государственном управлении.
Одним из наиболее известных памятников древнеиндийского права являются Законы Ману (дхармашастры) – легендарного составителя законов, носящего имя мифического бога. Этот памятник представляет из себя сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось добродетелью. Главное место в законах отводится закреплению системы варн, их наследственного и профессионального характера, привилегий высших варн. В законах подробную разработку получили обязательственные отношения, вопросы брачно-семейного, уголовного права и процессуальные нормы.
Древнекитайские политические и правовые представления выражены в философской форме: даосов, моистов и т.п. Конфуций (Кун Фу-Цзы 551–479 гг. до н. э.) изложил свои взгляды на государство и право в книге Лунь юй («Беседы и высказывания»). Конфуций был сторонником патриархально-патерналистского понимания государства, согласно которому государство рассматривается как большая семья. Императорская власть уподобляется отеческой власти, а отношения правящих и подданных как отношения старших и младших. Правильный путь (дао) составляют такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие».
В античном мире наиболее известным первым правовым памятником являются Законы Драконта. В них оформлялось право частной собственности, устанавливались правила судопроизводства. Наиболее совершенным для своего времени было римское право, которое получило признание в ходе рецепции в средние века в Европе.
Древнейшим источником феодального права являлись сборники правовых обычаев, которые назывались варварскими правдами. Наиболее известные из них Русская Правда, а также Салическая правда, Рипуарская, Бургундская и другие.
С начала IX в. ведущая роль переходит к местному обычному праву. К примеру, во Франции эти обычаи носили название «кутюмы». Кутюмы были как общие, так и местные, вследствие чего отсутствовала единая правовая система страны. Однако в процессе централизации королевской власти, начиная с XV в., делается попытка упорядочения источников права. Появились официальные сборники кутюмов. Ведущее место стали занимать ордонансы – королевские указы, действовавшие на всей территории страны.
В XII–XIV вв. получило широкое развитие городское право. Наиболее известные правовые системы, представляющее средневековое городское право: право Любека, право Магдебурга и др.
Существенное влияние на развитие права, особенно гражданского и семейного оказало каноническое право.
Особая правовая система сложилась в средневековой Англии. Эта правовая система получила название «общее право». Оно было основано на решении королевских судов. Эти решения основывались в свою очередь на нормах обычного права. Наряду с общим правом в Англии существовало «право справедливости», которое было основано на решениях суда короля или канцлера.
Буржуазные революции XVII–XVIII вв. положили начало существенным изменениям в общественных и политических отношениях, способствовали становлению принципиально нового права, основанного на всеобщем юридическом равенстве.
Формирование буржуазных государств, развитие торгово-экономических отношений вызвало необходимость рецепции римского права, т. е. заимствования его основных принципов и положений и переработка их применительно к новым историческим условиям.
Таким образом, государство и право возникли в результате эволюционного развития общества и явились закономерным результатом взаимодействия целого ряда важнейших факторов. |
Вопросы для самоконтроля
1. Социально-экономическая характеристика первобытного общества.
2. Основные теории возникновения государства и права.
3. Общие закономерности возникновения государства.
4. Особенности возникновение государственности в различных странах.
5. Возникновение права.
6. Развитие права в различные исторические эпохи.
Темы рефератов
1. Нормы, регулирующие отношения в первобытном обществе.
2. Особенности возникновения государства и права в России.
Глава 3
Теория государства
Власть – сложный многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах её осуществления, целях, системе отношений и т. д. Существуют различные взгляды на этот феномен: определенная функция, присущая любому коллективу, обществу; волевое подчиняющее отношение властвующего и подвластного субъектов; способность управляющего субъекта навязывать свою волю другим; организованная сила, способная подчинить воле определенной социальной группы всех членов общества; управление, связанное с принуждением; государство или его органы, осуществляющие власть.
Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на убеждение и принуждение. Она является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов.
Главными характеризующими чертами социальной власти являются воля и сила. Это означает: власть принадлежит той социальной группе, волю которой она выражает; любая социальная власть опирается на силу (убеждения или принуждения).
Власть придает обществу целостность, управляемость, защищенность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.