Капиталистическое развитие Китая

Проникновение иностранного капитала в Китай сопровождалось ростом товарно-денежных отношений и формированием внутри феодального общества капиталистического уклада. Наряду с предприятиями, принадлежащими иностранцам, в 70—80-х го­дах возникли первые предприятия с применением машинной техники, построенные 'китайцами. Среди них были текстильные фабрики, шахты и металлообрабатывающие предприятия. Уси­лилось проникновение товарно-денежных отношений в китай­скую деревню.

Цель иностранных колонизаторов в Китае заключалась от­нюдь не в том, чтобы преобразовать феодальный Китай в капи­талистическую страну. Они стремились превратить его в коло­нию, в аграрно-сырьевой придаток собственной капиталистиче­ской промышленности. Становление капитализма в Китае осуществлялось в чрез!вычайно неблагоприятных условиях. По­теря таможенной независимости, беспрепятственный и почти беспошлинный ввоз иностранных товаров затрудняли развитие первых китайских предприятий. Пограничные заставы между отдельными провинциями и даже округами, где у китайских купцов взимались высокие внутренние пошлины, препятствова­ли созданию единого общекитайского рынка. Для разбогатев­шего купца или ремесленника открытие своего промышленного предприятия было почти безнадежным делом. Когда в 1881 г., группа гуандунских купцов попыталась организовать пароходную компанию для установления непосредственной связи с Англией, это было запрещено Ли Хунчжаном. Неблагоприятные условия для предпринимательской деятельности и особенно: сильное аграрное перенаселение толкали многих китайцев, к эмиграции, в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии, гдеиздавна существовали китайские общины. Большинство хуацяо (эмигранты из Китая и их потомки) были трудящимися. Но из числа хуацяо сформировался и влиятельный в ряде стран слой зарубежной китайской буржуазии.

Первые относительно крупные промышленные предприятия капиталистического типа создавались в Китае на государствен­ные средства людьми, занимавшими видное положение в пра­вящей иерархии феодального Китая и являвшимися одновре­менно крупными землевладельцами. Строительство казенных верфей, арсеналов и других предприятий было одним из эле­ментов политики «самоусиления». Числясь собственностью пра­вительства, эти предприятия фактически находились под кон­тролем создававших их крупных сановников вроде Ли Хунчжа-на, наместника центральных провинций Чжан Чжидуна и им подобных, которые ломимо создания предприятий на государ­ственные средства приобщались и к частнопредпринимательской деятельности, вкладывая свои капиталы в отрасли промышлен­ности, не охваченные государственным предпринимательством. Появились и смешанные предприятия — с участием государ­ства и частного капитала.

Зарождавшийся китайский капитализм был, таким образом, тесно связан с государственной властью и феодально-помещичь­им землевладением.

Многие китайские капиталисты становились под покрови­тельство иностранных фирм, брали иностранные патенты, при­влекали иностранцев к соучастию в своих предприятиях, стре­мились поставить эти предприятия под защиту иностранного флага.

Но наряду с крупными помещиками и сановниками, став­шими на путь капиталистического предпринимательства, и компрадорами постепенно формировалась средняя китайская национальная буржуазия, не связанная непосредственно с го­сударственным аппаратом и феодальным землевладением, стра­давшая от засилья иностранных колонизаторов. Однако нацио­нальная буржуазия в Китае была крайне слаба.

Начиная с 80-х годов в Китае развернулось железнодорож­ное строительство. Росло число промышленных предприятий, принадлежащих иностранным фирмам и китайским капитали­стам. На побережье вырастали новые промышленные центры. Крупнейшим из них стал Шанхай. На севере рос Тяньцзинь. Большое экономическое значение приобрел захваченный англи­чанами Сянган (Гонконг).

Японо-китайская война

В 70—80-х годах XIX в. капиталистические державы Европы и США пожинали плоды «открытия» Китая. В 90-х годах они пе­реходят к прямым захватам территории китайского государ­ства. К этому времени к колониальным хищникам, осуществляв­шим экспансию против Китая, присоединилось новое капитали­стическое государство Азии — Япония, расположенная рядом с Китаем и обладавшая в силу этого, по выражению В. И. Лени­на, монополией особого удобства грабить Китай.

Крестьянская война в Корее и приглашение корейским пра­вительством китайских войск привели к конфликту между Ки­таем и Японией, оккупировавшей Корею. Англия и особенно США, прикрываясь миролюбивыми заявлениями, на деле под­держивали агрессивные устремления японских милитаристов против Китая. Они рассчитывали использовать Японию как та­ран, который нанесет удар по Китаю и откроет дорогу более сильным >в экономическом отношении американским и англий­ским монополиям.

Япония начала военные действия против Китая без офици­ального объявления войны. 25 июля 1894 г. японцы потопили транспортное судно китайского военного флота. Почти одновре­менно японская армия напала на китайские войска в Корее.

Начав войну, японские капиталисты, помещики, военщина стремились не только обеспечить контроль над Кореей, но и за­хватить китайские территории.

Как и раньше, феодальные правители Китая не могли, да и не хотели организовать оборону родины. Несмотря на то что войне предшествовали три с половиной десятилетия политики «самоусиления» и к этому времени Ли Хунчжаном были созда­ны войска «новой армии», вооруженной современным европей­ским оружием, закуплены военные корабли, построены крепо­сти и т. д., Китай был не подготовлен к войне. Ли Хунчжан рас­сматривал «новую армию» прежде всего как орудие господства своей (клики. Значительная часть средств, отпускаемых на ар­мию и флот, расхищалась. Китайское командование почти ни­чего не знало ни о своем противнике, ни о театре военных дей­ствий. К тому же накануне войны в Пекине обострилась борьба дворцовых клик.

С 1889 г. император Гуансюй начал управлять страной. Цыси заявила, что «удаляется от дел». Но между сторонниками Гуан-сюя и Цыси шла борьба за власть. Приверженцы императора стояли за отпор японцам. Между тем Цыси и Ли Хунчжан с самого начала занимали капитулянтскую позицию. Группа чле­нов китайской академии направила императору доклад, обви­нявший Ли Хунчжана в измене. «Он... самолично, — говорилось в докладе, — освобождал захваченных японских шпионов, если не открыто, так тайно».

Не удивительно, что военные действия развертывались не­благоприятно для Китая. В сентябре 1894 г. китайские войска, возглавленные ставленником Ли Хунчжана бездарным генера­лом Е Чжичао, потерпели крупное поражение под Пхеньяном. Изданный по этому поводу рескрипт гласил: «Е Чжичао заслу­живает награды, и его действия не должны служить предметом сплетен. Ли Хунчжан вместе с ним заслуживает всяческих ми­лостей и не должен быть наказан».

В октябре японцы форсировали р. Ялуцзян и вступили в Се­веро-Восточный Китай. В дальнейшем, действуя одновременно с суши и с моря, они захватили ряд важных пунктов, в ноябре в их руки перешли недавно выстроенная крепость и город Люй­шунь (Порт-Артур) на л-ове Ляодун. В начале 1895 г. японцы высадили десант близ важной крепости Вэйхайвэй (пров. Шань-дун). Вместо помощи гарнизон получил приказ сдать крепость. В руки японцев попали суда китайской эскадры и богатые трофеи.

Китай потерпел поражение. В марте 1895 г. в г. Симоносеки начались мирные переговоры, закончившиеся 17 апреля подпи­санием мирного договора.

Цинское правительство отказывалось от притязаний на сю­зеренитет над Кореей. Китайские территории — п-ов Ляодун, о-в Тайвань и о-ва Пэнхуледао — передавались Японии. Китай обязывался выплатить крупную контрибуцию, открыть для Япо­нии четыре порта в бассейне Янцзы и Великого канала с по­стоянным пребыванием там японских консулов, предоставить яцрнским судам право плавания по внутренним водам. Кроме того, Китай вынужден был заключить с Японией специальный «Торговый договор удовлетворения», который распространил на Японию все привилегии, вырванные колонизаторами у Китая ранее. Япония получила право строить и эксплуатировать в Китае промышленные предприятия.

Японо-китайская война серьезным образом изменила обста­новку и соотношение сил на Дальнем Востоке. Захват Японией территорий, расположенных вблизи сухопутных границ России, в то время, когда еще не было завершено строительство Сибир­ской магистрали, крайне встревожил царское правительство. К тому же царизм имел собственные замыслы насчет Маньчжу­рии и Кореи. Царское правительство стремилось к пересмотру Симоносекского договора в части, относящейся к передаче Япо­нии Ляодунского полуострова. Россию поддержали ее союзница Франция и Германия, заинтересованная в том, чтобы перенести дипломатическую активность России из Европы на Дальний Восток. Три державы направили Японии идентичные ноты с тре­бованием пересмотреть Симоносекокий договор. За некоторое увеличение контрибуции Япония отказалась от Ляодунского полуострова.

Поражение Китая свидетельствовало о полном провале по­литики «самоусиления», провозглашенной в Китае раньше, чем в Японии начали осуществляться «реформы Мэйдзи». Ход вой­ны отразил коренное различие путей развития и результатов, достигнутых Китаем и Японией за 25—30 лет, непосредственно предшествовавших войне. В то время как Япония стала неза­висимым капиталистическим государством, правящая клика Китая своей политикой лишь способствовала полуколониально­му закабалению страны.

Наши рекомендации