Борсученко С. Деятельность омбудсменов по защите прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы // Ведомости УИС.
Для России институт омбудсмена (Уполномоченного по правам человека) является новым правовым средством защиты прав человека, поэтому для его развития важен и полезен мировой опыт.
Надо сказать, что тюрьмы – это постоянный объект внимания и контроля со стороны омбудсмена любого государства. О значимости этой работы свидетельствует практика.
В своей книге «У всех на виду» Эва Лэнтовска (первый польский омбудсмен) проблемам заключенных посвятила главу XIII «Попытка приоткрыть двери тюрем». Она пишет: «с самого начала я понимала, что мы должны проникать на территории тюрем, и от того, удастся мне это или нет, будет зависеть дальнейшее существование института Уполномоченного. В 1988 году попасть на территорию тюрьмы можно было с большим трудом. Это сегодня польские тюрьмы посещают и Иоанн Павел II, и английская принцесса Анна».
Благодаря ее усилиям, в Польше с тюремной темы было снято табу, о существовавших там проблемах стало известно всем. Теперь для Уполномоченного и сотрудников его аппарата все тюрьмы открыты 24 часа в сутки.
Польша – первая страна в Восточной Европе, где был введен пост омбудсмена. Это событие послужило началом демократических реформ, поэтому для России, которая все еще переживает переходный период, опыт Польши особенно интересен.
Деятельность польского Уполномоченного по защите прав осужденных к лишению свободы заключается в рассмотрении жалоб, проведении инспекций тюрем, подготовке докладов, во взаимодействии с руководством Министерства юстиции и другими государственными органами, комиссиями Сейма, различными объединениями, прессой, научными работниками.
Жалобы, адресованные Уполномоченному по правам человека в Польше, во многом напоминают те, которые получает российский Уполномоченный. Это прежде всего жалобы на условия содержания заключенных: переполненность тюрем, нарушение санитарных норм (старые помещения, отсутствие канализации и водоснабжения, плохое освещение и т. п.).
… Жалобы продолжают поступать на безразличие и грубость со стороны персонала, на отсутствие какой бы то ни было помощи осужденным женщинам в их жизненных проблемах. У многих польских заключенных нет работы, в связи с чем они не могут выплачивать алименты семье, нет денег и на покупку продуктов в тюремном магазине.
Однако благодаря усилиям Уполномоченного, есть и положительные результаты. Так, сократилось количество жалоб на организацию свиданий, на то, что не доходят письма, посылки, на плохое питание. Было создано специальное отделение заключенных, больных диабетом. Все они собраны в одной тюрьме, что дало возможность организовать для них необходимую диету. Удалось найти 170 врачей, которые согласились работать с Уполномоченным. По жалобам заключенных их направляют за счет собственных средств на медицинское обследование вне тюрьмы.
Уполномоченный и сотрудники его аппарата добились того, что каждый тюремный надзиратель имеет бирку с указанием фамилии и должности. На основе материалов, полученных в ходе инспекций, Уполномоченным издается брошюра для сотрудников пенитенциарной системы.
Полагаем, что этот позитивный опыт может быть использован и в работе российского Уполномоченного.
Переполненность тюрем и следственных изоляторов является постоянно растущей проблемой для Словении. Омбудсмен Словении отмечает, что, несмотря на самое низкое в Европе процентное соотношение количества заключенных к населению страны, их положение не лучшее, чем в других странах. К этой серьезной проблеме омбудсмен пытается привлечь внимание властей и общественности.
В своем ежегодном докладе Парламентский омбудсмен Финляндии отмечает, что на его имя от заключенных, находящихся в тюрьмах, поступило 166 жалоб (в предыдущем году – 177). Для сравнения, на работу полиции поступило 276 жалоб, судов – 177, организаций социальной сферы – 186. Большинство жалоб связано с перемещением заключенных, а также с получением и отсылкой писем. В связи с этими нарушениями тюремному департаменту министерства юстиции были даны рекомендации для принятия необходимых мер. Финский омбудсмен отмечает необходимость дальнейшего развития пенитенциарного законодательства в стране.
В докладе Парламентских омбудсменов Швеции (в Швеции институт омбудсмена создан по отраслевому принципу, на основании специализации), в частности, омбудсмена по вопросам юстиции, приводятся данные, согласно которым на администрацию тюрем за год поступило 359 жалоб от заключенных.
На основании этих жалоб 90 сотрудников уволены без расследования; 41 – подвергся серьезной критике; в 226 случаях результаты расследования не подтвердились; было направлено два предложения в парламент и правительство.
Большое количество жалоб связано с нарушением права заключенных на переписку. Поэтому в докладе контролю за перепиской заключенных посвящена отдельная статья. Вигелиус отмечает, что письма заключенных, адресованные шведским властям, юристам или в общественный совет по защите, должны быть отправлены без промедления и всякого контроля. Что касается иной корреспонденции, то она может быть проверена только в том случае, если есть основания для подозрения, и только начальником тюрьмы.
Так, заключенный, содержащийся в «специальном крыле» закрытой тюрьмы, направил жалобу Парламентскому омбудсмену по вопросам юстиции в связи с тем, что письмо от его адвоката было вскрыто старшим офицером. В ходе проверок выяснилось, что в тюрьме отсутствовала четкая инструкция (в письменном виде) и информация не была доведена до персонала. За эти нарушения начальник тюрьмы был подвергнут строгой критике.
В соответствии с законом каждое лицо может направить жалобу омбудсмену юстиции. Если лицо, которое лишено свободы (находится в тюрьме, в психиатрической больнице или в другом учреждении), желает передать ему конфиденциальную жалобу, то она должна быть послана независимо от ограничений права на корреспонденцию. В законе отсутствует требование о том, чтобы жалобщик был лично заинтересован в деле; чтобы он исчерпал все иные средства правовой защиты, хотя омбудсмен юстиции обычно не вмешивается до тех пор, пока вопрос находится на рассмотрении в суде. В пенитенциарной сфере рекомендации и предложения омбудсмена юстиции касались также таких вопросов, как право применять к арестованным наручники; принятие мер, направленных на устранение переполненности мест заключения в Стокгольме; уточнение положений закона о компенсации ущерба лиц, лишенных свободы в результате ошибки; дополнение правил, регулирующих право осужденного на апелляцию.
В Великобритании с 1995 года функционирует омбудсмен по контролю за исправительными учреждениями. В докладе за 1997 год отмечается, что за три года работы его службы количество жалоб от заключенных увеличилось, однако за это время значительно возросло и число самих осужденных. Сотрудники ведомства сумели оперативно отреагировать на эти изменения, и жалобы рассматривались без задержки в обычный срок (12 недель). Доклад содержит статистические данные. Так, в ведомство омбудсмена в 1995 году от заключенных поступило 1698 обращений, в 1996 году — 1898, в 1997 году — 1960. Омбудсмен и сотрудники его аппарата в 1995 году провели расследование по 521 жалобе, в 1996 году – по 520, в 1997 году – по 553, остальные были признаны необоснованными. Большинство жалоб поступает на членов Жюри – 30,5%. Как правило, они связаны также с перемещением осужденных – 9%; общими условиями содержания – 8,5%; письмами, свиданиями – 4,5%; медицинским обслуживанием – 1,6%; едой – 0,9%...
Большое количество жалоб связано с тем, что перечень предметов, разрешенных заключенным, значительно сокращен, причем администрация устанавливает его самостоятельно, в каждой тюрьме по-разному. Омбудсмен не согласен с таким положением дел и признал многие требования администрации необоснованными.
Прежде чем обратиться к тюремному омбудсмену, заключенным необходимо направить свою жалобу в Тюремную службу (Prison Service). Большинство заключенных не довольны работой этой службы, в связи с чем омбудсмен считает, что его ведомство должно быть первой инстанцией рассмотрения жалоб.
В своем годовом докладе он предложил ускорить процесс подачи жалоб, дал рекомендации по улучшению работы Prison Service, а также предложения по совершенствованию деятельности своего ведомства.
Тюремный омбудсмен считает, что серьезным пробелом в работе является отсутствие учета жалоб и результатов их рассмотрения, в связи с чем он предложил специальную компьютерную программу и отметил необходимость доступа ко всем документам, которые имеют отношение к жалобам.
В большинстве стран мира, например, в Испании, в ежегодном докладе омбудсмена обязательно указываются основные сведения о лице, чьи действия обжалуются (это касается всех чиновников, на которых поданы жалобы), а также о заявителе, предмете жалобы и результате расследования.
Согласно закону к омбудсмену может обращаться без каких-либо ограничений любое физическое или юридическое лицо.
Корреспонденция, которая направляется к омбудсмену из мест заключения, не может быть предметом какой-либо цензуры.
Соединенные Штаты и Канада пошли по пути создания института специализированных омбудсменов.
В Канаде с 1973 года в качестве омбудсмена работает Федеральный следователь по исправительным заведениям, подчиненный Генеральному прокурору, который его назначает и которому он представляет годовой доклад о своей деятельности. В компетенцию Федерального следователя по исправительным заведениям входит рассмотрение жалоб заключенных на администрацию пенитенциарных заведений. Расследование в связи с действиями тюремной администрации может проводиться по его собственной инициативе, запросу Генерального прокурора Канады или жалобам заключенных. Исключены из расследований жалобы лиц, которые не исчерпали доступных административных или судебных средств защиты прав, или жалобы, касающиеся событий, имевших место более чем за год до обращения к Федеральному следователю по исправительным заведениям. Не принимаются также жалобы, находящиеся в сфере ведения Генерального прокурора Канады и являющиеся предметом рассмотрения национального управления по вопросам условного освобождения.
США приняли идею омбудсмена не на федеральном уровне, а только на уровне отдельных штатов. Первый омбудсмен по делам тюрем начал работать в штате Миннесота в 1972 году. Затем его опыт использовали штаты Канзас, Коннектикут, Гавайи, Айова, Мичиган, Небраска, Мэриленд, Нью-Джерси, Огайо, Орегон, Южная и Северная Каролина.
В женской тюрьме штата Миннесота был начат эксперимент по созданию должности омбудсмена, к которому заключенные могли бы обращаться с жалобами на внутренний режим, поведение персонала, нарушение прав и т.п. Этот Уполномоченный по надзору за исправительными заведениями назначается губернатором и имеет бюро по приему посетителей. В соответствии с законом «О поддержке исправительных заведений» в его распоряжение ежегодно выделяется 88 тыс. долларов. Уполномоченный имеет прямой контакт с колонией и прямой доступ к губернатору на тот случай, если тюремные власти не пожелают прислушаться к его рекомендации. Эффективность деятельности очевидна – за первые полгода работы было рассмотрено 380 жалоб.
Особенностью деятельности омбудсменов в США является то, что она акцентирована на посещении тюрем. Американские заключенные охотнее излагают свои жалобы в процессе неформального общения, чем в письменной форме. В Швеции омбудсмен юстиции расследование проводит в основном путем изучения корреспонденции, получаемой от заключенных. Омбудсмены по делам тюрем в США имеют право неограниченного доступа к документам, связанным с пребыванием в заключении.
Анализ свидетельствует, что права заключенных нарушаются в различных странах, независимо от их экономического благополучия, однако масштаб и характер нарушений существенно отличаются. Тем не менее работа омбудсменов в этой сфере очень важна и полезна для любого государства…
Положительный опыт зарубежных стран может быть учтен в работе российского Уполномоченного. Однако это не должно быть слепым копированием. Примером могут служить США, где в последние годы престиж института омбудсмена заметно снизился. Исследователи этой проблемы утверждают, что основная причина заключается в введении данного института по иностранной модели, которая не всегда соответствовала реалиям США.
Поэтому зарубежный опыт должен использоваться только в контексте правовых, социальных, экономических и иных национальных условий. Его следует адаптировать с учетом сложившихся традиций и «индивидуального плана» работы Уполномоченного в уголовно-исполнительной сфере, тем более что омбудсмен представляет собой тот редкий тип государственно-правовых институтов, который сохраняет способность к модификации в различных социально-политических условиях, не изменяя при этом своей основной природы и содержания…
Борсученко С. Защита прав и законных интересов осужденных и сотрудников УИС – важная функция уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Ведомости УИС. – 2003. – №6. – С. 24-29.
… В условиях актуализации правозащитной проблематики вполне закономерным стало обращение к вопросам соблюдения прав человека при отбывании наказания в местах лишения свободы и рассмотрение их как составной части проблемы защиты прав человека в целом…
Курс на гуманизацию уголовно-исполнительной системы, взятый мировым сообществом, имеет как своих сторонников, так и противников. Первые - любят повторять известные слова У. Черчиля: «Покажите мне тюрьму, и я скажу, в каком обществе вы живете». Вторые - ссылаются на то, что еще ни в одной стране не смогли доказать того, что более гуманное отношение к преступникам повлекло бы снижение роста преступности. Но в то же время нет доказательств и того, что жесткие наказания и бесчеловечные условия содержания осужденных в местах лишения свободы создают мир в обществе, обеспечивают безопасность граждан…
Очевидно одно, чтобы сформулировать у осужденных навыки правопослушного образа жизни, уголовно-исполнительная система должна стать для них эталоном соблюдения прав человека.
Поиск путей совершенствования уголовно-исполнительной системы, ее социальная переориентация обусловливают обращение к новому средству защиты прав граждан - институту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Прежде всего, это связано с массовыми и грубыми нарушениями прав человека в местах лишения свободы; необходимостью реформирования уголовно-исполнительной системы, улучшения материально-технической базы, повышения уровня правовой культуры и профессиональной подготовки сотрудников указанного ведомства, искоренения правового нигилизма и развития правосознания в обществе, а также с тем, что традиционные правовые институты не справляются с решением перечисленных проблем.
Не менее остро стоит вопрос и с соблюдением прав сотрудников исправительных учреждений.
Условия содержания осужденных очень важны для сохранения достоинства человека, физического и психического здоровья, безопасности, последующей реабилитации. Сотрудники исправительных учреждений работают там, где осужденные живут. Они находятся в одних и тех же условиях.
Международные акты свидетельствуют о том, что практические работники играют очень важную роль в обеспечении уважения и реализации прав людей, лишенных свободы. Для того чтобы требования закона выполнялись, сотрудники исправительных учреждений должны иметь достойные условия жизни и службы, их права должны быть защищены.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) неоднократно ставил вопросы об увеличении финансирования уголовно-исполнительной системы, о социальной защите сотрудников, повышении престижа их службы перед высшими должностными лицами государства. Эта проблема также находит отражение в ежегодных докладах Уполномоченного, в выступлениях перед депутатами и сенаторами Федерального Собрания, в публикациях СМИ, теле-и радиопередачах.
В настоящее время существует около 100 омбудсманов в различных странах мира. В одних государствах это должностное лицо называется Парламентский Омбудсман, в других - Посредник (Медиатор), Парламентский Уполномоченный, Парламентский Комиссар, Общественный прокуратор, Уполномоченный по правам граждан, Общественный адвокат, Защитник народа, Публичный Советник и т. д. Список терминов можно продолжить. В теоретическом плане термин «омбудсман» является собирательным, представляет собой родовое понятие, образ специальной службы, не похожей на другие государственные и общественные структуры (в отечественной литературе можно встретить термин «омбудсмен», что связано с переводом). В 20 субъектах Российской Федерации действуют региональные уполномоченные по правам человека.
Исходя из концепции Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный призван осуществлять на территории России контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод (ст. 3 Закона).
При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу. Ее текст свидетельствует о том, что он принимает на себя не только правовые, но и нравственные обязательства. Присяга символизирует высокую ответственность за принимаемые решения.
Деятельность Уполномоченного по защите прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, регламентирована названным Законом, частично - УИК РФ и Федеральным законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Уполномоченный защищает права и законные интересы лиц, подпадающих в сферу деятельности уголовно-исполнительной системы, а именно - осужденных, их родственников, персонала органов, исполняющих наказания. Данная деятельность осуществляется путем контроля за учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, а также совершенствования уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения…
Уголовно-исполнительный кодекс не предусматривает специальной нормы, регулирующей деятельность Уполномоченного в данной сфере. Следовательно, УИК РФ закрепляет неполную структуру органов, контролирующих деятельность исправительных учреждений, поскольку такая обязанность вытекает из смысла Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
На Уполномоченного возложено обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 настоящего Закона).
Согласно п. 1 ст. 16 Закона Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих...
Исключением являются жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона).
Закон наделяет Уполномоченного контрольными полномочиями, предпринимаемые меры носят рекомендательный характер (однако заключение Уполномоченного имеет юридические последствия).
Так, Уполномоченный не вправе, в отличие от прокурора, вносить протесты и представления; возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, находящихся в местах принудительного содержания; немедленно освобождать их своими постановлениями из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Уполномоченный не может осуществлять функции иных правоохранительных органов. Он не вправе сам принять другое решение или совершить действие вместо государственного органа или должностного лица, но может рекомендовать те или иные решения, действия, а также усовершенствование существующих процедур.
Уполномоченный акцентирует внимание компетентных органов на нарушениях прав осужденных в местах лишения свободы, просит разобраться в каждом отдельном случае и устранить их. Даже если в результате проверки по жалобе они не обнаружены, Уполномоченный предпринимает меры по предупреждению в будущем таких нарушений со стороны персонала исправительных учреждений.
Таким образом, в вопросах обеспечения прав человека в местах лишения свободы контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется через Уполномоченного. Указанный контроль выражается в следующих формах: в процессе рассмотрения обращений и жалоб осужденных, посещения исправительных учреждений и ознакомления на месте с условиями отбывания ими наказания, при личном приеме, ознакомлении с личными делами осужденных и другими документами, анализе пенитенциарного законодательства.
Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения обращений осужденных.
Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией не подлежат и направляются ему в течение 24 часов…
В п. 1 ст. 16 указанного Закона закреплено правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана Уполномоченному только после того, как заявитель использовал административные или судебные способы правовой защиты, но остался не согласен с принятым решением. Такое ограничение законодателя вполне оправдано, поскольку назначение института омбудсмана – дополнять существующие средства правовой защиты и активизировать их.
Жалоба, адресованная Уполномоченному, подается в письменной форме. В ней должны быть указаны фамилия, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и законные интересы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подписана заявителем. Таким образом, Закон устанавливает минимум требований для того, чтобы граждане не испытывали формальных затруднений при обращении в соответствующую службу. Однако форма жалобы является неотъемлемым условием обращения к Уполномоченному. Несоблюдение требований настоящего Закона, может служить основанием для отказа в принятии жалобы.
Лица, обращающиеся в службу Уполномоченного, освобождаются от уплаты государственной пошлины (ст. 18 Закона). Данная норма имеет важное значение, поскольку расширяет возможность доступа малообеспеченных граждан.
Важной формой контроля Уполномоченного является его посещение исправительных учреждений и ознакомление на местах с условиями отбывания наказания осужденных. Эта форма контроля особенно действенна при массовых или грубых нарушениях прав человека при исполнении наказания в виде лишения свободы.
Во время посещения исправительных учреждений Уполномоченный непосредственно знакомится с условиями содержания осужденных, проводит осмотр жилья, коммунально-бытовых и иных помещений, а также знакомится с деятельностью персонала. Он вправе вести личный прием осужденных, проводить беседы с персоналом и администрацией. По смыслу Закона беседы, проводимые Уполномоченным с кем-либо из указанных лиц, не могут подвергаться прослушиванию или осложняться помехами. Уполномоченный вправе знакомиться с необходимыми документами, например, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации исправительного учреждения, с личными делами осужденных и т. п. Каждое такое посещение заканчивается подведением итогов, нередко пресс-конференцией, на которых Уполномоченный делится с администрацией и персоналом исправительного учреждения своими наблюдениями, замечаниями, пожеланиями, предлагает пути возможных решений, выслушивает позицию администрации, ищет точки взаимодействия, оказывает помощь в правовых вопросах. Полученная информация обобщается и находит свое отражение в ежегодных и специальных докладах Уполномоченного, а также в публикациях и выступлениях в средствах массовой информации. Таким образом, о проблемах уголовно-исполнительной системы становится известно как должностным лицам высших органов государственной власти, так и широкому кругу населения.
На основании п. 3 ст. 1 указанного Закона можно выделить пять направлений деятельности Уполномоченного по защите лиц, находящихся в местах лишения свободы: 1) восстановление нарушенных прав и законных интересов осужденных; 2) совершенствование пенитенциарного законодательства и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; 3) развитие международного сотрудничества, изучение и применение позитивного зарубежного опыта; 4) правовое просвещение по вопросам прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы, форм и методов их защиты; 5) правовое просвещение и повышение уровня правовой культуры сотрудников исправительных учреждений.
Способы восстановления нарушенных прав Уполномоченным довольно разнообразны. Это могут быть обращения в суд, прокуратуру, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы; обращения к компетентным органам с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях которого усматриваются нарушения прав человека при исполнении наказания в виде лишения свободы. Закон предоставляет Уполномоченному право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, однако не наделяет российского омбудсмана правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с ходатайством о проверке конституционности международных договоров или подзаконных актов.
В соответствии со ст. 27 указанного Закона Уполномоченный обязан направить должностным лицам учреждений и органов, исполняющих наказания, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав. Заключение омбудсмана – это рекомендательный акт, однако он имеет юридические последствия. Так, согласно ст. 35 Закона должностные лица учреждений и органов, исполняющих наказания, получившие заключение Уполномоченного, обязаны в месячный срок рассмотреть его и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.
Заключение Уполномоченного, содержащее рекомендации, не имеет аналогов среди форм реагирования на нарушения прав граждан, используемых другими правообеспечительными органами, в частности, прокуратурой. Согласно ст. 30 Закона Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение…
По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: направлять должностным лицам учреждений и органов, исполняющих наказания, свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, способствующие устранению недостатков в работе персонала и ее совершенствованию. Он может обратиться также к субъектам права законодательной инициативы с ходатайством об изменении или дополнении закона, нарушающего права лиц указанной категории.
К наиболее действенным способам восстановления нарушенных прав лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, можно отнести совершенствование пенитенциарного законодательства, поскольку таким способом удается устранить массовое нарушение прав осужденных. Закон не наделяет Уполномоченного правом законодательной инициативы, что существенно осложняет выполнение данной функции…
Действенной формой реагирования Уполномоченного на нарушения прав человека в местах лишения свободы являются ежегодные и специальные доклады, которые имеют официальное опубликование, а также направляются высшим должностным лицам, в федеральные органы государственной власти, в заинтересованные министерства и ведомства…
Согласно ст. 34 Закона должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы и документы, а также иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок…
По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и должностными лицами федеральных органов государственной власти, в частности, руководителями и должностными лицами уголовно-исполнительной системы, администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (п. 2 ст. 23 Закона).
Неправомерное воздействие на Уполномоченного, вмешательство в его деятельность с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации…