Понятие правовой системы общества и подходы к их типологии
Правовая система – совокупность юридических норм, принципов, институтов, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства в конкретный исторический период времени.
В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Наибольшую известность получили типологии правовых систем предложенные французским специалистом Рене Давидом и немецкими авторами Конрадом Цвайгертом и Хайном Кетцем.
Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группы правовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семью социалистического права1. Эта классификация наиболее популярна в современной юридической науке. Даже преподавание учебного курса «Основные правовые системы современности» во французских университетах ведется именно в соответствии с этой классификацией.
Известный германский юрист К. Цвайгерт в качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль», учитывающий пять факторов: 1) происхождение и эволюцию правовой системы; 2) своеобразие юридического мышления; 3) специфические правовые институты; 4) природу источников права и способы их толкования; 5) идеологические факторы. С учетом этих факторов К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право. Оговариваясь, что они ставят перед собой цель уточнения существующих классификаций правовых систем, а не создания совершенно новой типологии, К. Цвайгерт и X. Кетц, опираясь на выдвинутую до них П. Армижоном, Б. Нольде и М. Вольфом концепцию, сгруппировали «все национальные правовые системы... в восемь правовых семей: 1) романская; 2) германская; 3) скандинавская; 4) общего права; 5) социалистического права; 6) права стран Дальнего Востока; 7) исламского права; 8) индусского права».
Из фундаментальных исследований российских ученых и ученых с постсоветского пространства следует упомянуть работы С. С. Алексеева, М. Н. Марченко (Россия) и А. X. Саидова (Узбекистан).
С. С. Алексеев полагает, что в зависимости от доминирующего положения того или иного элемента разнородного содержания правовой системы следует выделять романо-германское право (где исходным началом является право как система норм), англосаксонское общее право (где исходным началом является юридическая практика), религиозно-общинные (неотдифференцированные) системы ряда стран Азии и Африки (где исходным началом является правовая идеология), заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах'.
М. Н. Марченко, отталкиваясь от тезиса, по которому невозможно найти удовлетворяющий всех критерий (критерии) классификации правовых систем приходит к выводу, что пытаться свести здесь различные точки зрения и подходы к общему знаменателю и невозможно, и не нужно. Соответственно, «сложившееся многообразие точек зрения и подходов... с безусловным выделением среди прочих двух основных, наиболее распространенных и влиятельных правовых семей — англосаксонской и романо-германской — является более полезным и конструктивным, чем некое мнимое их единообразие». Как следствие, М. Н. Марченко выделяет романо-германскую правовую семью, англосаксонскую правовую семью (систему общего права), правовые системы социалистических и постсоциалистических стран, религиозные правовые системы и иудейское право, мусульманское право.
По мнению А. X. Саидова, в основе типологии правовых семей лежат «те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правовой культуры, традиций, особенностей правоприменительной деятельности, юридического мышления и т. д.». Признавая при этом возможную множественность классификаций правовых систем, он полагает, что «для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три взаимосвязанные группы критериев: история правовых систем; система источников права; структура правовой системы; ведущие правовые институты и отрасли права». Как следствие, на правовой карте современного мира А. X. Саидов выделяет семьи общего права, романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, социалистическую, мусульманскую, индусскую, обычную, дальневосточную.
Следует подчеркнуть, во-первых, потенциальную множественность классификаций и, во-вторых, логически следующий из этого относительный характер любой классификации.
В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:
- Романо-германская правовая система ( Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина ,защищаемые судом.
- Англосаксонская правовая система. (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
- Мусульманская правовая система. В странах, образующих «семью религиозного права» (мусульманские страны : Иран, Ирак, Пакистан и др.; индусские общины Индии, Малайзии и др.), отсутствует деление права на частное и публичное. Есть законодательство, но нормативно-правовые акты как источник права имеют вторичное значение, поскольку не государство, общество, а Бог является главным творцом права, которым нормы даны раз и навсегда. Основной источник права для мусульман - Коран, Сунна и др., для индусов - Шастры, Веды и др. Главное в содержании права - обязанности , а не права ( их идея ).
- Социалистическая правовая система. Социалистическая правовая система возникла в России в 1917 г. Причины ее формирования обусловлены марксистско-ленинской идеологией, ее принципами политического устройства общества. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В настоящее время к семье социалистической правовой системы относятся Китай, Вьетнам, КНДР, Куба.
- Система обычного права (Мадагаскар, ряд стран Африки, Дальнего Востока), отсутствует деление права на частное и публичное. Основной субъект правотворчества - само общество. Ведущий источник права - обычаи и традиции (неписаные, архаичные).Главный адресат обычаев и традиций - социальная группа (сообщество), а не отдельный член общества. Основа судебных решений - идея восстановления согласия в общине (этого требует «общинное сознание»).