Виды аргументации и аргументов
Существуют различные виды аргументации. Прежде всего по признаку цели принято выделять четыре вида аргументации:
− логическую (Говорящий обращается к уже имеющимся ценностям адресата, сравнивает их со своими, устанавливает степень соответствия и делает выводы о значимости тезисов; этот вид аргументации рассчитан главным образом на левополушарную стратегию обработки информации (объяснения, оценки, установление причины, тождества, подобия и т.д.));
− эмоциональную (Говорящий предполагает, что система ценностей адресата устойчива, даже консервативна, поэтому сводит рассудочное начало к минимуму и рассчитывает на непосредственное эмоциональное воздействие; этот вид аргументации ориентирован на правополушарную стратегию обработки информации);
− диалектическую (Говорящий осознает разницу в структуре ценностей своих и адресата, старается сблизить позиции, найти компромисс и изменить положение ценностей в иерархии адресата; в основном рассчитано на левополушарную стратегию);
− порождающую (Говорящий намерен уничтожить ценностные категории в сознании адресата и создать новые; для этого требуется активизировать и логико-понятийные и образно-эмоциональные стратегии обработки информации).
Кроме того, по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу речи, различается аргументация восходящая и нисходящая.
Бывает аргументация односторонняя и двусторонняя. Первая предполагает либо только аргументы «за», либо только аргументы «против». При двусторонней аргументации оратор приводит доводы как в защиту своей позиции («за»), так и «против» доводов противника.
Виды доказательств с точки зрения логической формы обоснования:
− прямое,когда тезис выводится непосредственно из аргументов;
− косвенное–в ходе косвенного доказательства вначале доказывают ложность отрицания предложенного тезиса и из этого выводят истинность заданного тезиса.
В свою очередь, можно предложить классификацию аргументов (аспектов), к которым относятся:
− рациональные (логические) (Говорящий использует реальные факты, статистику, законы природы, положения официальных документов);
− иллюстративные (Говорящий опирается на конкретные примеры из жизни, из научно-публицистических произведений, приводит предположительные примеры);
− ссылки на авторитет (Говорящий придерживается мнения выдающихся людей, приводит цитаты из авторитетных источников, опирается на мнение очевидцев или общественное мнение).
Рассмотрим на примере теоретические выкладки.
Рассуждение | |
О глобальном потеплении сейчас много говорится и пишется. Чуть ли не каждый день появляются новые гипотезы, опровергаются старые. | |
Тезис | |
Одни исследователи считают, что на глобальное потепление климата влияет деятельность человека, другие убеждены в том, что это естественный процесс. Кто прав? Попробуем в этом разобраться. | |
Аргумент 1 | Аргумент 2 |
Так, согласно первой гипотезе, виновником глобальных климатических изменений является Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Он во многом определяет направление и скорость движения тёплых океанических, а также воздушных масс на Земле, которые в сильной степени влияют на климат планеты. | Виновником глобального потепления в последнее время называют человека. Высокая скорость климатических изменений, происходящих в последние десятилетия, действительно может быть объяснима всё возрастающей интенсификацией антропогенной деятельности (например, развитие предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности), которая оказывает заметное влияние на химический состав атмосферы нашей планеты в сторону увеличения содержания в ней парниковых газов. |
Вывод | |
Как нам представляется, имеющее место в настоящее время глобальное потепление – результат действия многих факторов. Однако, и мы в этом убеждены, антропогенную деятельность человека нельзя не учитывать. |
СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
При написании сочинения-рассуждения необходимо помнить, что тезисом и двумя аргументами (аспектами), подтверждающими авторскую точку зрения, должна просматриваться четкая связь. Такую связь называют «логическими переходами» – факты, суждения, доказательства, подтверждающие одну из точек зрения исследователей на поставленную в задании проблему. Более того, каждый аргумент сопровождается «микровыводом» – высказыванием, подводящим итог некоторым размышлениям и служащим «мостиком», связывающим оба аргумента с тезисом и выводом эссе.
Например:
Абзац 1 | Рассуждение | О глобальном потеплении сейчас много говорится и пишется. |
Логический переход | Чуть ли не каждый день появляются новые гипотезы, опровергаются старые. | |
Тезис | Одни исследователи считают, что на глобальное потепление климата влияет деятельность человека, другие убеждены в том, что это естественный процесс. | |
Логический переход | Кто прав? Попробуем в этом разобраться. | |
Абзац 2 | Аргумент 1 | Нас постоянно пугают тем, что ожидает человечество в будущем. И эти страшные картины могут стать реальностью. Так, согласно первой гипотезе, виновником глобальных климатических изменений является Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Он во многом определяет направление и скорость движения тёплых океанических, а также воздушных масс на Земле, которые в сильной степени влияют на климат планеты. |
Логический переход | Потепление климата вызывает также и вулканическая активность. | |
Абзац 3 | Аргумент 2 | Крупные извержения первоначально сопровождаются похолоданием вследствие поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и частиц сажи. Впоследствии, поступивший в ходе извержения CO2 вызывает рост среднегодовой температуры на Земле. Последующее долговременное снижение вулканической активности способствует увеличению прозрачности атмосферы, а значит и повышению температуры на планете. |
Логический переход | Эти две гипотезы объясняют естественное изменение климата. Однако есть исследователи, которые считают иначе. | |
Абзац 4 | Аргумент 3 | Виновником глобального потепления в последнее время называют человека. Высокая скорость климатических изменений, происходящих в последние десятилетия, действительно может быть объяснима всё возрастающей интенсификацией антропогенной деятельности (например, развитие предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности), которая оказывает заметное влияние на химический состав атмосферы нашей планеты в сторону увеличения содержания в ней парниковых газов. |
Логический переход | Заметим, это самая популярная на сегодняшний день гипотеза. | |
Абзац 5 | Вывод | Как нам представляется, имеющее место в настоящее время глобальное потепление – результат действия многих факторов. Однако антропогенную деятельность человека нельзя не учитывать. |
Задание 4.
Вопрос о том, как возникла Земля, занимает умы людей уже не одно тысячелетие. Ответ на него всегда зависел от уровня знаний людей. Первоначально существовали наивные легенды о сотворении мира некоей божественной силой. Затем Земля в работах ученых приобрела очертания шара, который являлся центром Вселенной. Потом в XVI веке появилось учение Н. Коперника, которое поместило Землю в ряд планет, вращающихся вокруг Солнца. Это был первый шаг в подлинно научном решении вопроса о происхождении Земли. В настоящее время есть несколько гипотез, каждая из которых по-своему описывает периоды становления Вселенной и положение Земли в Солнечной системе.
Перечислите известные вам гипотезы возникновения Земли. Какой из гипотез вы придерживаетесь? Аргументируйте свою точку зрения. Ответ запишите в таблицу.
Гипотезы | |
Собственное мнение | |
Аргументы |
При написании эссе важно учитывать следующие правила:
1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении-рассуждении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
2. Необходимо выделять не только абзацы, но и устанавливать между ними логическую связь (переход). Это позволяет работе предать целостность.
3. Особое внимание следует уделить стилю изложения, так как эссе присущи эмоциональность и художественность. Должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире.
Успешное написание эссе – это трудоемкая работа. Наиболее распространенными ошибками при написании эссе являются:
1. Композиционный строй эссе не имеет четкого плана. Автор допускает логические ошибки. Имеют место случаи отсутствия абзацного членения текста.
2. Экзаменуемый выразил свое мнение в ответе по сформулированной проблеме задания, но не аргументировал его, опираясь на знания по географии.
3. Плохая проверка: важно не только проверить правописание, но и убедиться, что в тексте нет двусмысленных предложений, неудачных оборотов.
4. Утомительное предисловие. Недостаточное количество деталей: слишком часто эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами.
5. Многословие: эссе ограничено определенным набором слов, поэтому важно уметь разумно распорядиться этим объемом и отказаться от некоторых подробностей и фактов, не имеющих непосредственного отношения к делу.
6. Длинные фразы: «чем длиннее предложение, тем лучше» – так считают некоторые. Это грубая ошибка. Помните, что «краткость – сестра таланта». Длинные предложения лишь отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.
Включение такого варианта проверки знаний по географии, требуют от ученика умение правильно составить структуру эссе (по общепринятым литературным критериям), предусматривает демонстрацию знаний по выделенной/обозначенной проблеме.
Вопросы для повторения.
1. Какие требования предъявляются к структуре эссе?
2. Перечислите виды аргументации и аргументов.
3. Нарисуйте схему структуры аргумента.
4. Какие правила следует учитывать при написании эссе?
5. Перечислите наиболее распространенные ошибки при написании эссе.
КОМПОЗИЦИЯ ЭССЕ
Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер. Принято считать, что для эссе, небольшого по объему прозаического сочинения, характерна свободная композиция.
Вместе с тем, эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций, гипотез и аргументов, выражающих авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики задания формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной проблемы с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
РАЗБЕРЕМСЯ С ПОНЯТИЯМИ
Композиция – это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей.
Эссе может строиться по стандартной трехчастной схеме: вступление – основная часть – заключение.
Эссе по географии представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из географических наук (физической или социально-экономической географии).
В настоящее время эссе по географии не имеет конкретных требований оформления. Тем не менее, оно должно подчиняться общепринятым нормам, а именно, сохранности структуры:
1. Вступление (20% к общему объему работы / 2-3 предложения).
2. Основная часть (тезис ↔ аргумент, 60%).
3. Заключение (20% / 2-3 предложения).
Вступление – обоснование заявленной проблемы; вводит читающего в основное содержание сочинения; состоит из одного-двух предложений, связанных логически и стилистически с основной частью.
Правило: Сформулируйте правильно вопрос, на который вы собираетесь дать ответ в ходе своего рассуждения. Помните, что при работе над вступлением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в задании?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?» Например, при работе над темой «Глобальное потепление климата» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие гипотезы сегодня выдвигают ученые, пытаясь выявить причины глобального потепления климата?»
Основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС – формулой:
П – Положение (утверждение) – Я считаю, что ...
О – Объяснение – Потому что…
П – Пример, иллюстрация – Например, ...
С – Суждение (итоговое) – Таким образом, ...
Правило:Прокомментируйте проблему, выразите свое собственное отношение к ней и аргументируйте его.
Заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.
Правило: Подытоживайте эссе, используя повторение, иллюстрацию, цитату, впечатляющее утверждение. Это позволит подкрепить смысл и значение изложенного в основной части.
Не смотря на то, что композиция эссе может быть свободной, работу лучше всего строить в соответствии с признанными критериями, предъявляемым к литературным жанрам:
Композиция эссе | Содержание эссе |
Вступление | Проблема. Существующие точки зрения ученых на данную проблему. (Можно задать риторический вопрос.) |
Основная часть | Комментарий к проблеме. |
Собственное мнение. Какую точку зрения разделяет экзаменуемый? | |
Аргумент 1 | |
Аргумент 2 | |
Аргумент n (Перечислить и раскрыть все аргументы, подтверждающие точку зрения экзаменуемого по вопросу данной проблемы) | |
Заключение | Вывод. (Дать ответ на риторический вопрос, заданный во вступлении эссе.) |
Вопросы для повторения.
1. Дайте определение понятию «композиция» сочинения.
2. Из каких основных частей состоит композиция эссе? Перечислите их принципиальные отличия.
ПЛАН НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий:
обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.
Планирование – определение цели, основных идей, источников географической информации, структуры работы.
Правило:Прежде чем приступить к написанию текста эссе, составьте план своего сочинения-рассуждения с учетом требований композиционного строя.
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Правило: Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Рассмотрим на примере теоретические выкладки.
План эссе | Эссе |
Вступление. | |
I. Глобальное потепление: старые и новые гипотезы. | О глобальном потеплении сейчас много говорится и пишется. Чуть ли не каждый день появляются новые гипотезы, опровергаются старые. Одни исследователи считают, что на глобальное потепление климата влияет деятельность человека, другие убеждены в том, что это естественный процесс. Кто прав? Попробуем в этом разобраться. |
Основная часть. | |
II. Что ожидает человечество в будущем? 1. Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. 2. Вулканическая активность. | Нас постоянно пугают тем, что ожидает человечество в будущем. И эти страшные картины могут стать реальностью. Так, согласно первой гипотезе, виновником глобальных климатических изменений является Мировой океан – огромный инерционный аккумулятор солнечной энергии. Он во многом определяет направление и скорость движения тёплых океанических, а также воздушных масс на Земле, которые в сильной степени влияют на климат планеты. Потепление климата вызывает также и вулканическая активность. Крупные извержения первоначально сопровождаются похолоданием вследствие поступления в атмосферу Земли аэрозолей серной кислоты и частиц сажи. Впоследствии, поступивший в ходе извержения CO2 вызывает рост среднегодовой температуры на Земле. Последующее долговременное снижение вулканической активности способствует увеличению прозрачности атмосферы, а значит и повышению температуры на планете. Эти две гипотезы объясняют естественное изменение климата. Однако есть исследователи, которые считают иначе. |
3. Человек – виновник глобального потепления. | Виновником глобального потепления в последнее время называют человека. Высокая скорость климатических изменений, происходящих в последние десятилетия, действительно может быть объяснима всё возрастающей интенсификацией антропогенной деятельности (например, развитие предприятий черной и цветной металлургии, химической промышленности), которая оказывает заметное влияние на химический состав атмосферы нашей планеты в сторону увеличения содержания в ней парниковых газов. Заметим, это самая популярная на сегодняшний день гипотеза. |
Заключение. | |
III. Глобальное потепление – результат действия многих факторов. | Как нам представляется, имеющее место в настоящее время глобальное потепление – результат действия многих факторов. Однако антропогенную деятельность человека нельзя не учитывать. |
Задание 5.
Выполняя одно из заданий, вы, основываясь на характерных признаках литературного жанра эссе, предложили свой пошаговый алгоритм написания сочинения-рассуждения. Сопоставьте составленный вами алгоритм с планом написания эссе. Стоит ли доработать ваш алгоритм? К какому выводу вы пришли? Обоснуйте свой ответ.
Задание 6.
В задании 4 вы перечислили известные вам гипотезы возникновения Земли и аргументированно высказали свою точку зрения. Используя материал предыдущего задания, составьте и запишите план эссе.
Задание 7.
Прочтите эссе по географии. Составьте план данного сочинения-рассуждения. Согласно плана разделите текст эссе на абзацы. Соответствует ли композиция данного сочинения структуре: проблема → комментарий проблемы → собственное мнение → аргументы → вывод. Обоснуйте свой ответ.
Для меня эта тема является актуальной, так как в нашей стране существует проблема чистой воды. Складывается непростая ситуация: Россия – одна из стран, обладающих богатейшими водными ресурсами, и пресной воды в нашей стране много. Но проблема питьевой воды не обошла и ее. Треть жителей Российской Федерации используют воду, не прошедшую очистку, и по качеству воды наша страна отстает от западноевропейских государств. С одной стороны, на территории России около 2 миллионов озер, а мелких озер – превеликое множество. Здесь протекают крупнейшие реки мира, много болот и огромные запасы подземных вод. С другой стороны, их размещение по территории России неравномерно. Наиболее заселенные и освоенные территории испытывают недостаток в чистой пресной воде. Используя ресурсы рек, озер, подземных вод, люди в своей хозяйственной деятельности загрязняют их. Мы живем в крупном и индустриально развитом городе Волгоград, который расположен на берегу самой протяженной в Европе реке Волга. Но какую воду мы пьем? Зачастую водопроводная вода не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам. Перед непосредственным применением ее необходимо отстаивать, кипятить, фильтровать. Ежегодно на приобретение воды в магазинах тратится 45 миллиардов рублей. Однако купленная вода может оказаться опаснее водопроводной. 20-30 миллионов рублей ежегодно люди тратят на покупку фильтров, которые не спасают от болезнетворных микробов, так как водопроводные трубы изношены на 70% и на их ремонт необходимо свыше 50 миллиардов рублей в год. Таким образом, каждый из нас, живущий в такой богатой водными ресурсами стране, должен заботиться о сохранности этого богатства. Необходимо строить очистные сооружения, отдыхая на берегу реки, не загрязнять ее, беречь земные насаждения. Мы начинаем понимать, как дорога нам капелька воды, Но получив ее, опять про цену забываем.
Источник: http://corolyowa.ucoz.ru/publ/obrazec_napisanija_ehsse_na_gia_po_geografii_v_11_klasse/1-1-0-20
РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭССЕ
Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.
Вступление | |
I. | Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над (о)… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея (гипотеза, предположение, вопрос) о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой (утверждением, предположением), приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… |
Основная часть | |
II. | Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить… |
Заключение | |
III. | Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя выше изложенное, следует отметить… |
Важно помнить, что главное отличие эссе по географии – наличие и умение оперировать географическими фактами, которые будут являться аргументами, опровергающими или подтверждающими выдвинутый тезис.
ГЛАВА II.