Виды аргументов в убеждающей речи юриста (риторический пафос)
1. Аргумент к человеку 1 (аргумент к личности) –указание на недостатки оппонента (реальные или вымышленные) с целью внушить недоверие к его позиции по какому-то вопросу, делу и, следовательно, склонить к своей позиции. |
«Уже по неправильности его речи вы поняли, что Формион – варвар, который по справедливости достоин презрения, но он тем более варвар, что ненавидит тех, кого ему надлежало бы почитать» (Демосфен. Первая речь против Стефана) |
2. Аргумент к человеку 2– указание на достоинство кого-либо с целью вызвать к данному лицу симпатию, доверие и тем самым отвести от них подозрение в совершении отрицательных поступков, нейтрализовать плохое мнение о них. |
«Торговый человек, раз отказавшийся от своей подписи, подрывает свой кредит; кроме того, чтобы отказаться от своей подписи, надо быть человеком нравственно глубоко испорченным, чтобы заведомо ложно обвинять других в подлоге на суде, надо не иметь понятия ни о чести, ни о добродетели. Все, что мы знаем о Лебедеве, свидетельствует о других качествах: все говорят о его честности, прямоте, да и другие факты этого дела характеризуют Лебедева с этой же стороны» (Жуков А. Обвинительная речь по делу игуменьи Митрофании) |
3. Аргумент к жалости –аргумент, рассчитанный на то, чтобы вызвать жалость, сочувствие к обсуждаемому лицу. |
«Ничто так скоро не сохнет, как слезы. Жалобы не надо излагать долго – слушатель утомляется и от первого движения сострадания переходит к рассудку» (Квинтилиан). |
4. Коммизерация (жалеть, скорбеть) –часть речи оратора, рассчитанная на то, чтобы растрогать судей участью обвиняемого. |
«Не в казни сила, а в любви к человеку. Когда вы будете в вашей совещательной комнате обсуждать судьбу Бориса, вспомните о его нравственных страданиях, о том тяжелом уроке, который дала ему жизнь в такие годы, когда люди еще сидят на школьной скамье; не откажите ему протянуть руку вашей помощи во имя его спасения и отпустите его с миром; не лишайте его средств в будущем загладить вину прошедшего и дайте ему возможность начать другую, новую и лучшую жизнь» (Пржевальский В. М. Речь в защиту Б. Мельницкого). |
5. Аргумент к публике – взывание к чувствам, настроениям, предубеждениям слушателей с целью отвлечь их от серьезного и объективного рассмотрения какого-либо вопроса и склонить в его решении в нужном выступающему направлении. |
«Вспоминаю, какое влияние, какое впечатление произвела во время суда над Манием Аквилием речь Марка Антония. Как оратор будучи не только умен, но и решителен, он, заканчивая речь, сам схватил Мания Аквилия за руку, поставил его у всех на виду и разорвал ему на груди тунику, чтобы римский народ и судьи могли видеть рубцы от ранений, полученных им прямо в грудь; в то же время он долго говорил о ране в голову, нанесенной Аквилию военачальником врагов, и внушил судьям, которым предстояло вынести приговор, сильные опасения, что человек, которого судьба уберегла от оружия врагов, когда он сам не щадил себя, окажется сохраненным не для того, чтобы слышать хвалу от римского народа, а чтобы испытать на себе суровость судей» (Цицерон. Против Гая Вереса (О казнях)). |
6. Аргумент к тщеславию – неумеренные похвалы оппоненту, чтобы смягчить его. |
«И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны, - порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь» (Гюго В. Свобода печати: Речь в законодательном собрании). |
7. Аргумент из народного единодушия – аргумент, основанный на том, что утверждаемое всеми принимается за истину. |
«Далее Карицкий старался бросить тень на Костылева и других, которые будто бы уговаривали Дмитриеву. Господа! Эти недостойные инсинуации не заслуживают возражения. Честное имя товарища прокурора, господина Костылева слишком хорошо известно всей Рязани, и, конечно, не Корицкому его поколебать» (Урусов А. И. Речь в защиту Дмитриевой). |
Задания.
1. Какие приемы психологического воздействия использованы в следующих высказываниях? Ответ аргументируйте.
1) Господа присяжные заседатели, господин судья! Мой клиент признался, что воровал. Это ценное и искреннее признание. Я бы даже сказал, что оно свидетельствует о необыкновенно цельной и глубокой натуре, человеке честном и смелом. Но возможно ли, господа, чтобы человек, обладающий такими редкостными качествами, был вором? (Ивин А. А. Основы теории аргументации)
2) Стремясь опорочить моего отца, они сказали, что он говорит с чужеземным акцентом. При этом они не упомянули, что он во время Декелейской войны был взят в плен врагами и продан в рабство на Левкаду; и только много времени спустя … он смог освободиться и вернуться к родным в Афины. И теперь они поставили ему в вину его акцент, как будто справедливо, чтобы несчастья того периода погубили его сейчас. (Демосфен. Против Евбулида).
3) О, страшное и тяжкое время провинции Сицилии! О, памятное нам событие, пагубное и роковое для многих, ни в чем не повинных людей! О, неслыханная подлость и злодейство Вереса! В одну и ту же ночь, когда претор пылал позорнейшей страстью, флот римского народа пылал в огне, подожженный разбойниками. (Цицерон. Против Гая Вереса («О казнях»)).
4) …Где вы увидите много проявлений алчности, дерзости, бесчестности и вероломства, там, будьте уверены, среди стольких гнусных поступков скрывается и преступление. Впрочем, как раз оно менее всего бывает скрыто, так как оно столь явно и очевидно, что нет надобности доказывать его теми злодеяниями, которыми запятнал себя этот человек; оно даже само служит доказательством наличия преступления, в котором могли быть сомнения. (Цицерон В защиту Секста Росция).
2.Составьте фрагмент защитительной речи, в которой увяжите положительную характеристику личности подзащитного с мыслями о необходимости его оправдания или смягчения наказания.
3. Составьте фрагмент обвинительной речи на суде или политической речи на митинге, увязав отрицательную характеристику чьей-то личности с существом рассматриваемого дела.