Патофизиология высшей нервной деятельности

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Высшая нервная деятельность включает сложные рефлекторные реакции, обеспечивает наиболее совершенное приспособление организма к внешней среде и определяет социальную ценность человека. Расстройство высшей нервной деятельности может быть вызвано патогенным воздействием как биологических, так и социальных факторов. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения высшей нервной деятельности и умения правильно оценивать клинические данные необходимы врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- этиологию и патогенез общих расстройств высшей нервной деятельности;

- основные проявления и механизмы их развития при нарушениях высшей нервной деятельности;

- общие закономерности расстройства ВНД при травматическом поражении КГМ.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы ”Патофизиология высшей нервной деятельности” необходимо знать:

- условно-рефлекторную деятельность коры больших полушарий;

- анализ и синтез раздражения в коре больших полушарий;

- взаимоотношения возбуждения и торможения в коре больших полушарий;

- типы высшей нервной деятельности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Роль структур головного мозга в формировании высшей нервной деятельности. Классификация типов высшей нервной деятельности.

2. Неврозы. Этиология неврозов. Теория "дефицита адаптационной энергии", биологическая и информационная теории возникновения неврозов. Факторы, способствующие развитию неврозов. Основные формы неврозов (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний). Патофизиологическая характеристика и механизмы развития неврозов. Понятие о соматогенных неврозах. Основные принципы профилактики и лечения неврозов.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 449-450.

3. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1985. - С. 547-550.

б) дополнительная:

1. Литвак Т.Е. Неврозы. Профилактика и лечение. - М., 1993. - 108 с.

2.Плотников В.В., Плотников Д.В., Северьянова Л.А. Психофизиологический анализ поведенческого фактора риска (тип А) ишемической болезни сердца. – Курск, 2004. – 320 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Роль структур головного мозга в формировании высшей нервной деятельности.

2. Принципы классификации типов высшей нервной деятельности.

3. Определение понятия "невроз".

4. Теории возникновения неврозов.

5. Сущность информационной теории возникновения неврозов.

6. Сущность биологической теории возникновения неврозов.

7. Теория "дефицита адаптационной энергии". Ее роль в возникновении неврозов.

8. Факторы, способствующие развитию неврозов.

9. Основные патофизиологические изменения при неврозах.

10. Механизмы развития фазовых явлений при неврозах.

11. Клинические формы неврозов и их характеристика.

12. Основные принципы профилактики и лечения неврозов.

13. Соматогенные неврозы. Определение понятия, причины и механизмы развития.

14. Патофизиология нарушений сна.

15. Современные представления о механизмах развития психосоматических расстройств.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить схему, отражающую основные принципы получения неврозов и их проявления.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Проверка выполнения обязательного задания.

2. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

3. Самостоятельное выполнение работы согласно ООД.

4. Самостоятельное решение проблемных задач.

5. Фронтальный разбор решений проблемных задач и основных вопросов темы.

ООД

к выполнению работы

"Влияние звукового раздражителя на организм животного в зависимости

от функционального состояния центральной нервной системы"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Подготовка животных к эксперименту. 1. Взять 8-10 мышек, пометить их краской и поместить в ящик со звонками.
2. Определение исходной реактивности на действие звука. 2. Включить звонки в ящике на 2-3 мин и наблюдать за реакцией животных на звук. По ответной реакции на звуковой раздражитель животных разделить на две группы: 1 - спокойных, 2 - возбудимых.
3. Воздействие на функциональное состояние нервной системы. 3. Животным 1-й группы для повышения их возбудимости ввести под кожу спины кофеин по 0,1 мл 10% раствора на 10 граммов веса мышки. Животным 2-й группы для снятия повышенной возбудимости ввести подкожно бромистый натрий из расчета 0,1 мл 3% раствора на 10 граммов веса.
4. Оценка ответной реакции на звуковой раздражитель после коррекции функционального состояния нервной системы. 4. Через 15-20 мин после введения препарата животных снова поместить в ящик со звонками и, включив звонки на 2-3 минуты, наблюдать за реакцией животных на звук.
5. Анализ результатов опыта. 5. Объяснить характер ответной реакции мышки на действие звукового раздражителя, исходя из факторов, определяющих тип нервной деятельности. Выяснить характер изменения функционального состояния нервной системы у мышек под действием введенных препаратов. Объяснить изменение ответной реакции мышек на звуковой раздражитель после коррекции функционального состояния центральной нервной системы.
6. Оформление протокола. 6. Результаты опыта представить в протоколе в виде таблицы, записать их объяснение и вывод.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
И НЕЙРОГЕННЫЕ ДИСТРОФИИ

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Вегетативная нервная система обеспечивает афферентную и эфферентную иннервацию всех внутренних органов, сосудов, потовых желез, а также регуляцию трофики скелетной мускулатуры, рецепторов и самой нервной системы, координирует их деятельность в соответствии с текущими потребностями организма. Поэтому знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения вегетативной нервной системы и умение правильно оценивать клинические данные необходимо врачу любой специальности.

Наши рекомендации