Физиология высшей нервной деятельности. работа 106. образование условного зрачкового рефлекса на звук метронома у человека


Работа 106. ОБРАЗОВАНИЕ УСЛОВНОГО ЗРАЧКОВОГО РЕФЛЕКСА НА ЗВУК МЕТРОНОМА У ЧЕЛОВЕКА.

Дата________

Цель работы:ознакомиться с условиями образования условных рефлексов.

Методика.Среди студентов группы отбирают лиц со светлой окраской радужной оболочки глаз и усаживают их лицом к окну или к другим источникам света. Для каждого испытуемого назначают экспериментатора, который должен наблюдать за реакцией зрачка и соблюдением условий эксперимента. Вначале экспериментатор убеждается в наличии у испытуемого безусловного зрачкового рефлекса, для чего, отметив ширину зрачка, предлагает ему закрыть глаз ладонью и через 15 секунд открыть. Расширение зрачка в темноте и сужение его на свету свидетельствует о наличии безусловного зрачкового рефлекса. Затем включают на 15 секунд метроном, отмечая отсутствие реакции зрачка, убеждаются в индифферентности избранного раздражителя. Приступают к образованию условного рефлекса на звук метронома. Для этого испытуемому предлагают после включения метронома закрывать ладонью глаз на весь период его звучания (15 секунд). Такое сочетание двух раздражителей – безусловного (закрывание глаза) и индифферентного (звук метронома) – повторяют 7-10 раз с интервалом в 50 секунд. После этого включают метроном, не затемняя глаз, и наблюдают за реакцией зрачка; если при включении метронома, несмотря на яркое освещение, он расширяется, это свидетельствует об образовании условного зрачкового рефлекса. Если реакция отсутствует или выражена слабо, необходимо выполнить еще 5–7 сочетаний безусловного и индифферентного раздражителей и вновь проверить наличие условного рефлекса. Полученные результаты описывают, анализируют и делают выводы.

Полученные результаты:

_________

ВЫВОД:___________________________

___ ___

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Особенности структурно-функциональной организации коры больших полушарий головного мозга. Типы корковых нейронов.

2. Методы исследования функции коры больших полушарий головного мозга.

3. Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Биологическая роль инстинктов.

4. И. П. Павлов – создатель учения о высшей нервной деятельности.

5. Условные рефлексы, их биологическое значение. Отличия условных рефлексов от безусловных.

6. Условия образования условных рефлексов.

7. Механизмы образования условных рефлексов, их структурно-функциональная основа.

8. Стадии образования условных рефлексов. Ориентировочный рефлекс и его биологическое значение.

9. Виды условных рефлексов и их особенности.

10. Методы исследования условных рефлексов.

Работа 107. ВЫРАБОТКА ДИФФЕРЕНЦИ-РОВОЧНОГО ТОРМОЖЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА.   Дата_________

Цель работы: ознакомиться с условиями образования дифференцировочного торможения.

Методика. Пользуясь методикой работы № 106, вырабатывают условный зрачковый рефлекс у человека на звук метронома с частотой ударов 120 в минуту (М-120). После образования прочного условного рефлекса вместо условного сигнала (М-120) действуют раздражителем той же физической природы, но другой частоты - метроном 60 уд/мин (М-60) без подкрепления, наблюдая за реакцией зрачка. После этого 2-3 раза применяют условный раздражитель (М-120) с подкреплением его безусловным (затемнение глаза), затем опять применяют М-60 без подкрепления и наблюдают за реакцией зрачка. Чередуя применение условного сигнала с подкреплением и индифферентного (М-60) без подкрепления, отмечают отсутствие реакции зрачка на М-60 в результате развития дифференцировочного торможения. Полученные результаты заносят в таблицу, анализируют и делают вывод.

Полученные результаты:

№ раздражения Вид раздражения Наличие подкрепления Реакция зрачка   № раздражения Вид раздражения Наличие подкрепления Реакция зрачка
М-120 +          
М-60          
               
               
               
               
               
               
               

ВЫВОД:__________________________

______

Преподаватель:

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация видов торможения условных рефлексов, их характеристика, условия возникновения и значение.

2. Врожденное торможение. Внешнее (постоянный и гаснущий тормоз) и запредельное торможение.

3. Приобретенное торможение. Угасательное, дифференцировочное и запаздывательное торможение, условный тормоз, их особенности, условия формирования и значение.

4. Динамика основных нервных процессов в коре головного мозга (иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения). Понятие об индукции одновременной и последовательной, положительной и отрицательной.

Работа 108. ВЫРАБОТКА УГАСАТЕЛЬНОГО ТОРМОЖЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКА.   Дата_______

Цель работы: ознакомиться с условиями образования угасательного торможения.

Методика. Пользуясь методикой работы 106, вырабатывают условный зрачковый рефлекс на звук метронома 120 уд/мин. После образования прочного условного рефлекса продолжают с интервалом 30 секунд подавать условный раздражитель без подкрепления. Экспериментатор каждый раз наблюдает за реакцией зрачка, обычно после нескольких воздействий раздражителя без подкрепления условный рефлекс угасает. Полученные результаты вносят в таблицу, анализируют и делают вывод.

Полученные результаты:

№ раздражения Наличие подкрепления Реакция зрачка   № раздражения Наличие подкрепления Реакция зрачка
+ расширение      
расширение      
           
           
           
           
           
           
           

ВЫВОД:___________________________

______

Преподаватель

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Условия образования угасательного торможения.

2. Влияние на скорость развития угасательного торможения интервала времени между воздействиями условного раздражителя без подкрепления.

3. Зависимость скорости развития условного торможения от биологической значимости угашаемого условного рефлекса и его «возраста».

4. Понятие о первично- и вторично-угашенных условных рефлексах.

Работа 109. Определение типа высшей нервной деятельности человека методом тестирования (по Первомайскому).   Дата_______

Цель работы: установить тип ВНД человека, определив у себя психофизиологическим методом силу, уравновешенность, подвижность основных нервных процессов и выраженность сигнальных систем.

Методика. Прочитайте перечисленные ниже свойства и оцените их выраженность у себя по пятибалльной шкале: 1 - свойство отсутствует, 2 - свойство выражено слабо, 3 - удовлетворительно, 4 – хорошо и 5 - отлично. Если невозможно оценить выраженность качества, вместо оценки поставьте прочерк. Это должно быть учтено при подсчете числа ответов для определения среднего балла. Оценки можно ставить с десятыми: 4,5; 3,5 и т. д. При оценке качества не следует подходить с точки зрения "хорошее оно или нет". Хороших и плохих качеств нет, т.к. эти понятия сугубо относительны и условны. Одно и то же качество при одних условиях может рассматриваться как положительное, а при других - как отрицательное.

Полученные результаты

Критерии для определения общей силы нервных процессов и их оценка

Критерий Балл Критерий Балл
1. Работоспособность   17.Глубина переживаний  
2. Выносливость   18.Настойчивость (не смешивать с упрямством)  
3. Смелость   19.Энергичность  
4. Храбрость   20. Глубина и сила выраженности увлечений (чем они сильнее, тем выше оценка)  
5. Способность преодолевать трудности   21. Сила выраженности желаний  
6. Самостоятельность   22. Оценка самочувствия  
7. Решительность   23. Инициативность  
8. Активность общественной деятельности   24. Способность терпеть  
9. Активность деятельности вообще   25. Выдержка  
10. Размах деятельности   26. Способность длительно ожидать  
11. Широта деятельности   27. Способность к терпимости  
12. Объем деятельности   28. Сдержанность  
13. Глубина сна   29. Спокойствие  
14. Выраженность аппетита   30. Способность отказаться от желаемого  
15. Выносливость к голоду   31. Самообладание  
16. Выносливость к инфекциям, интоксикациям   32. Состояние инстинктов в целом  
  Сумма баллов_________ Число ответов_________ Средний балл М1_________

Критерии для определения силы возбудительного процесса

Критерий Балл Критерий Балл
1.(33) Степень выраженности смелости   14.(46) Степень выраженности независимости  
2.(34) Высота подъема настроения   15.(47) Выраженность самостоятельности  
3.(35) Глубина и выраженность положительных эмоций   16.(48) Горячность  
4.(36) Инициативность   17.(49) Степень активности  
5.(37) Настойчивость   18.(50) Степень выражения уверенности в своих силах  
6.(38) Интенсивность деятельности   19.(51) Выраженность аппетита  
7.(39) Степень расточительности сил   20.(52) Выраженность чувства внутренней мобилизованности при выполнении трудной задачи  
8.(40) Выраженность чувства "излишка сил"   21.(53) Выраженность удовлетворения от труда (умственного, физического, смешанного)  
9.(41) Степень склонности к риску   22.(54) Степень готовности к преодолению трудностей  
10.(42) Выраженность непокорности   23.(55) Оценка положительного настроения при выполнении трудной задачи  
11.(43) Степень выраженности азартности   24.(56) Сила выраженности желаний  
12.(44) Решительность   25.(57) Сила выраженности стремлений  
13.(45) Оценка силы энергичности   26.(58) Выраженность чувства внутренней собранности при опасности  
  Сумма баллов___________ Число ответов___________ Средний балл М2_________

Критерии для оценки силы тормозного процесса

Критерий Балл Критерий Балл  
1(59) Степень выраженности осторожности   12(70) Степень выраженности сдержанности    
2(60) Сила выраженности плохого настроения   13(71) Степень выраженности скрытности    
3(61) Степень выраженности осмотрительности   14(72) Оценка способности длительно хранить тайну    
4(62) Степень выраженности спокойствия   15(73) Оценка хранить свои и чужие секреты    
5(63) Самообладание   16(74) Оценка способности переносить невозможность осуществления желаемого    
6(64) Сила выдержки   17(75) Оценка способности к воздержанию    
7(65) Способность длительно ожидать   18(76) Способность задержать реакцию на длительное время    
8(66) Оценка способности терпеть   19(77) Степень выраженности склонности к соблюдению принятого, установленного, традиционного    
9(67) Как спокойно Вы можете выслушивать несправедливые замечания   20(78) Способность сдержать (не показывать) волнение    
10(68) Степень выраженности внутренней собранности в ожидании опасности   21(79) Способность задержать проявление чувств, эмоций    
11(69) Степень выраженности недоверчивости        
  Сумма баллов___________ Число ответов___________ Средний балл М3__________
           

Критерии для определения подвижности возбудительного процесса

Критерий Балл Критерий Балл  
1(80) Скорость перехода от деятельности к покою (чем быстрее, тем выше оценка)   6(85) Как быстро вы можете замолчать    
2(81) Как быстро вы можете прервать начатую работу   7(86) Как быстро проходит сильное волнение    
3(82) Как легко вас прервать беседе   8(87) Как быстро проходит отрицательное чувство ук другому человеку (чем быстрее, тем выше оценка)    
4(83) Быстрота засыпания (чем быстрее, тем выше оценка)   9(88) Как быстро вы можете остановиться    
5(84) Как быстро вы успокаиваетесь   10(89) Насколько легко вам удается прервать, оставить начатое действие или деятельность (чем легче, тем выше оценка)    
  Сумма баллов__________ Число ответов__________ Средний балл М4_________
             

Критерии для определения инертности (устойчивости) возбудительного процесса

Критерий Балл Критерий Балл
1(90)Стремление добиться, достичь желаемого, во что бы то ни стало   9(98) Степень склонности говорить об одном и том же слишком долго  
2(91) Склонность продолжать начатое действие даже после исчезновения необходимости в нем   10(99) Степень одинаковости, стандартности действий, мыслей, привычек (чем они стандартней, тем выше оценка)  
3(92) Степень выраженности упорства в действиях   11(100) Степень выраженности неуступчивости при требовании изменить направление деятельного акта  
4(93) Как медленно, с нежеланием вы переходите от деятельности к покою (чем медленнее, тем выше оценка)   12(101) Степень затруднения при засыпании днем (чем меньше выражена склонность прервать деятельность дневным сном, тем выше оценка)  
5(94) Степень выраженности неприятного ощущения при необходимости прервать начатое дело   13(102) Насколько характерно для вас медленное успокоение  
6(95) Степень выраженности неприятного ощущения, когда постоянно перебивают в беседе   14(103) Выражение склонности "перехватывать через край"  
7(96) Как медленно вы успокаиваетесь после волнения (чем медленнее, тем выше оценка)   15(104) Как часто вы упорно доводите начатое до конца, если даже необходимости в этом уже нет (чем чаще, тем выше оценка)  
8(97) Степень затруднения при засыпании после волнения      
  Сумма баллов__________ Число ответов__________ Средний балл М5_________

Критерии для определения подвижности тормозного процесса

Критерий Балл Критерий Балл
1(105) Степень быстроты двигательных реакций (чем они быстрее, тем выше оценка)   10(114) Как быстро вы знакомитесь с новой обстановкой  
2(106) Быстрота речи   11(115) Общительность  
3(107) Живость мимики, пантомимики   12(116) Желание часто менять внешний и внутренний вид жилья, рабочего места  
4(108) Как быстро наступает возбуждение   13(117) Степень быстроты вообще  
5(109) В какой степени выражена готовность действовать   14(118) Оценка положительного настроения при смене обстановки, окружающих людей  
6(110) Степень постоянной готовности реагировать   15(119) Как быстро вы сердитесь, "вспыхиваете" (чем быстрее, тем выше оценка)  
7(111) Насколько окружающие считают вас деятельным   16(120) Насколько быстро выражено включение в новое дело (чем быстрее, тем выше оценка)  
8(112) Склонность к переездам, поездкам, экскурсиям   17(121) Способность оправдаться, выкрутиться, выйти "сухим из воды"  
9(113) Склонность быстро знакомиться с новыми людьми      
  Сумма баллов____________ Число ответов____________ Средний балл М6____________

Критерии для определения инертности (устойчивости) торможения

Критерий Балл Критерий Балл
1(122) Степень склонности реагировать с промедлением   9(130) Степень задержки в сохранении верности, преданности принятому, установленному даже после исчезновения необходимости в этом  
2(123) Степень склонности к медленному переходу от покоя к деятельности (чем медленнее, тем выше оценка)   10(131) Степень задержки чувства ожидания после свершения ожидаемого  
3(124) Степень выраженности медлительности   11(132) Насколько для вас слово "нельзя" является законом после отмены запрета  
4(125) Степень склонности соблюдать правила, запреты даже когда в этом уже нет необходимости   12(133) Насколько медленно вы сердитесь (чем медленнее, тем выше оценка)  
5(126) Степень склонности к излишней продолжительности хранения тайны   13(134) Насколько медленная у вас "раскачка" (чем медленнее, тем выше оценка)  
6(127) Степень склонности к излишней продолжительности скрывать что-либо   14(135) Насколько медленно вы просыпаетесь  
7(128) Степень выраженности склонности включаться в новое дело с промедлением   15(136) Насколько вам не нравится спешка и суетливость (чем сильнее не нравится, тем выше оценка)  
8(129) Степень излишнего застревания в привязанностях   16(137) Насколько вам приятнее выполнить задание потруднее, но не разу, а через несколько дней, нежели более легкое, но тотчас же, немедленно  
  Сумма баллов____________ Число ответов____________ Средний балл М7___________

Критерии для определения функционального уровня первой сигнальной системы

Критерий Балл Критерий Балл
1(138) Практичность в конкретных делах (чем больше практичность. тем выше оценка)   15(152) В какой степени желания сопровождаются яркими представлениями  
2(139) Степень яркости восприятия природы   16(153) Сообразительность в конкретных ситуациях  
3(140) Степень яркости восприятия вообще   17(154) Любовь к живописи  
4(141) Степень яркости представлений   18(155) Любовь к оперетте  
5(142) Насколько выражена образность мышления   19(156) Увлечение играми, самодеятельностью  
6(143) Конкретность суждений, умозаключений   20(157) Любовь к танцам  
7(144) Выраженность модуляции речи   21(158) Любовь к природе, цветам, лесу, лугу, полю, рекам, морю  
8(145) Выразительность мимики, пантомимики   22(159) Увлечение красочными вещами  
9(146) Четкость интонаций   23(160) Стремление красиво и оригинально одеваться  
10(147) Склонность к артистической деятельности   24(161) Стремление соблюдать моду  
11(148) Частота непродуманности поступков (чем чаще не продумываются поступки, тем выше оценка)   25(162) Насколько вы любите фотографироваться  
12(149) Степень склонности к декламации   26(163) Насколько любите картины, рисунки, изображения  
13(150) Степень склонности к конкретным наукам   27(164) Насколько выражено увлечение архитектурой, скульптурой  
14(151) Насколько выражена непосредственность      
  Сумма баллов____________ Число ответов____________ Средний балл М8____________

Критерии для определения функционального уровня второй сигнальной системы

Критерий Балл Критерий Балл
1(165) Склонность тщательно продумывать свои поступки   11(175) Предусмотрительность  
2(166) Часто ли мысли предшествуют действию (чем чаще, тем выше оценка)   12(176) Стремление к обсуждению отвлеченных вопросов  
3(167) Степень склонности продумывать взаимоотношения между людьми   13(177) Выраженность борьбы мотивов перед принятием решения  
4(168) Степень склонности к тщательному анализу своих намерений и поступков   14(178) Степень склонности к умственной работе  
5(169) Продумывание своих высказываний   15(179) Невыразительность мимики (чем менее яркая мимика, тем выше оценка)  
6(170) Степень склонности к сомнениям   16(180) Жестикуляция (чем менее выражена, тем выше оценка)  
7(171) Степень склонности к отвлеченным наукам   17(181) Насколько вам легче запомнить смысл события, чем подробности о том, когда, где и как оно случилось)  
8(172) Предпочтение бесед на отвлеченные темы   18(182) Степень склонности продумывать вопросы о происхождении вселенной, о вечности, бесконечности, смысле жизни  
9(173) Насколько вам нравится обсуждать сложный и запутанный вопрос   19(183) Увлечение лекциями на отвлеченные темы  
10(174) Степень склонности к обобщениям   20(184) Самокритичность к своим суждениям, умозаключениям  
  Сумма баллов____________ Число ответов____________ Средний балл М9____________  

Ответив на все вопросы, испытуемый подсчитывает сумму баллов в каждом разделе, делит ее на число ответов, определяя средней балл. Затем проводится контроль достоверности ответов. Это делается двумя способами.

М1 - (М2 + М3) : 2=

Если между средним баллом общей силы нервных процессов М1 и полусуммой средних баллов силы возбудительного и тормозного процессов (М2 и М3) разница будет больше 0,25 балла, материал следует перепроверить. Аналогичный способ контроля заключается в сопоставлении оценок одинаковых или сходных по содержанию качеств. Допустимая разница между оценками - не более 1 балла. Если имеются 2-3 двойки, соответствующие оценки нужно перепроверить. При большом количестве двоек или наличии троек, а тем более четверок, материал исследования бракуется. Сопоставляются оценки следующих качеств:

1. 3 - 33 = 4. 7 - 44 = 7. 18 - 37 = 10. 24 - 66 = 13. 28 - 70 = 16. 31 - 63 =

2. 5 - 54 = 5. 9 - 49 = 8. 21 - 56 = 11. 25 - 64 = 14. 29 - 62 =

3. 6 - 47 = 6. 14 - 51 = 9. 23 - 36 = 12. 26 - 65 = 15. 30 - 74 =

Если ответы достоверны, сравнением средних баллов выводится формула типа высшей нервной деятельности:

Если М8 - М9 = или > 0,3 - испытуемый относится к художественному типу (1>2)

Если М9 - М8 > 0,3 - к мыслительному типу (2>1)

Если М8 - М9 < ±0,3 - к среднему типу (1=2)

Если М1 < 3,5 баллов - испытуемый относится к слабому типу (Сл), остальные к сильному (Сн),

Если М2 - М3 < ±0,3 нервные процессы уравновешенны: (Ур),

Если М2 - М3 = или > 0,3 - нервные процессы не уравновешенны, преобладает возбуждение: Нр (В>Т)

Если М3 - М2 = или > 0,3 - преобладает торможение: Нр (Т>В)

Если М4 = или > М5 - возбудительный процесс подвижен: Вп

Если М5 > М4 - возбудительный процесс инертен: Ви

Если М6 = или > М7 - тормозный процесс подвижен: Тп

Если М7 > М6 - тормозный процесс инертен: Ти

Общая формула выводится, исходя из следующей таблицы:

2 > 1 Сн Ур Вп Тп   1=2 Сн Нр В>Т Ви Ти   2 > 1 Сл Ур Вп Тп   1=2 Сл Нр В>Т Ви Ти
2 > 1 Сн Ур Вп Ти 1=2 Сн Нр В>Т Ви Тп 2 > 1 Сл Ур Вп Ти 1=2 Сл Нр В>Т Ви Тп
2 > 1 Сн Ур Ви Ти 1=2 Сн Нр Т>В Вп Тп 2 > 1 Сл Ур Ви Ти 1=2 Сл Нр Т>В Вп Тп
2 > 1 Сн Ур Ви Тп 1=2 Сн Нр Т>В Вп Ти 2 > 1 Сл Ур Ви Тп 1=2 Сл Нр Т>В Вп Ти
2 > 1 Сн Нр В>Т Вп Тп 1=2 Сн Нр Т>В Ви Ти 2 > 1 Сл Нр В>Т Вп Тп 1=2 Сл Нр Т>В Ви Ти
2 > 1 Сн Нр В>Т Вп Ти 1=2 Сн Нр Т>В Ви Тп 2 > 1 Сл Нр В>Т Вп Ти 1=2 Сл Нр Т>В Ви Тп
2>1 Сн Нр В>Т Ви Ти 1>2 Сн Ур Вп Тп 2 > 1 Сл Нр В>Т Ви Ти 1>2 Сл Ур Вп Тп
2>1 Сн Нр В>Т Ви Тп 1>2 Сн Ур Вп Ти 2 > 1 Сл Нр В>Т Ви Тп 1>2 Сл Ур Вп Ти
2>1 Сн Нр Т>В Вп Тп 1>2 Сн Ур Ви Ти 2 > 1 Сл Нр Т>В Вп Тп 1>2 Сл Ур Ви Ти
2>1 Сн Нр Т>В Вп Ти 1>2 Сн Ур Ви Тп 2 > 1 Сл Нр Т>В Вп Ти 1>2 Сл Ур Ви Тп
2>1 Сн Нр Т>В Ви Ти 1>2 Сн Нр В>Т Вп Тп 2 > 1 Сл Нр Т>В Ви Ти 1>2 Сл Нр В>Т Вп Тп
2>1 Сн Нр Т>В Ви Тп 1>2 Сн Нр В>Т Ви Тп 2 > 1 Сл Нр Т>В Ви Тп 1>2 Сл Нр В>Т Вп Ти
1=2 Сн Ур Вп Тп 1>2 Сн Нр В>Т Ви Ти 1=2 Сл Ур Вп Тп 1>2 Сл Нр В>Т Ви Ти
1=2 Сн Ур Вп Ти 1>2 Сн Нр В>Т Вп Ти 1=2 Сл Ур Вп Ти 1>2 Сл Нр В>Т Ви Тп
1=2 Сн Ур Ви Ти 1>2 Сн Нр Т>В Вп Тп 1=2 Сл Ур Ви Ти 1>2 Сл Нр Т>В Вп Тп
1=2 Сн Ур Ви Тп 1>2 Сн Нр Т>В Вп Ти 1=2 Сл Ур Ви Тп 1>2 Сл Нр Т>В Вп Ти
1=2 Сн Нр В>Т Вп Тп 1>2 Сн Нр Т>В Ви Ти 1=2 Сл Нр В>Т Вп Тп 1>2 Сл Нр Т>В Ви Ти
1=2 Сн Нр В>Т Вп Ти 1>2 Сн Нр Т>В Ви Тп 1=2 Сл Нр В>Т Вп Ти 1>2 Сл Нр Т>В Ви Тп

Вывод: Испытуемый (ая) ____________

(Ф.И.О.)

имеет следующий тип высшей нервной деятельности:___________(формула) ___

Преподаватель

Контрольные вопросы

1. Учение И. П. Павлова о типах ВНД животных.

2. Свойства основных нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность). Их характеристика и способы определения типов ВНД животных и человека.

3. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах. Типы ВНД человека в зависимости от соотношения функциональной активности сигнальных систем.

  Работа 110. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА ПО ТЕСТУ Г. АЙЗЕНКА     Дата____
Цель работы: ознакомиться с методикой определения типов темперамента личности с помощью двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка; Методика.Испытуемому предлагают ознакомиться с вопросами, изложенными в таблице, и на каждый предлагаемый вопрос дать ответ «да» или «нет». Определить тип темперамента у каждого студента этим способом.
     

Вопрос Ответ   Вопрос Ответ
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы «встряхнуться», испытать возбуждение?   30. Вы иногда сплетничаете?  
2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?   31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?  
3. Вы человек беспечный?   32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете узнать об этом в книге, нежели спросить?  
4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать «нет»?   33. Бывают ли у вас сердцебиения?  
5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?   34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?  
6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?   35. Бывают ли у вас приступы дрожи?  
7. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?   36. Всегда ли вы бы платили за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?  
8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?   37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?  
9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?   38. Раздражительны ли вы?  
10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?   39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?  
11. Возникает ли у вас чувство робости и ощущение стыда, когда вы хотите завести разговор с симпатичной (ным) незнакомкой (цем)?   40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?  
12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь ли?   41. Вы ходите медленно и неторопливо?  
13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?   42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?  
14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?   43. Часто ли вам снятся кошмары?  
15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?     44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая поговорить с незнакомым человеком?  
16. Легко ли вас обидеть?   45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?  
17. Любите ли вы часто бывать в компании?   46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?  
18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?   47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?  
19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?   48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?  
20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких вам?   49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?  
21. Часто ли вы мечтаете?   50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?  
22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?   51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?  
23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?   52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?  
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?   53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?  
25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?   54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?  
26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?   55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?  
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?   56. Любите ли вы подшучивать над другими?  
28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?   57. Страдаете ли вы от бессонницы?  
29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?      

Наши рекомендации