Исследование фекалий (кала)
Фекалии состоят из непереваренных остатков корма, пищеварительных соков, эпителия, минеральных веществ и микробов.
Макроскопические исследования.Определяют разовое и суточное количество кала, свойства и наличие посторонних примесей в нем.
Количество выделенного кала колеблется в больших пределах и зависит от объема и качества съеденного корма. При обычном кормовом режиме у крупного рогатого скота в течение суток выделяется 15—35кг кала, у лошадей— 15—20, у овец, коз и свиней — 1—3 кг и у собак 200—500 г. При патологических состояниях количество выделенного кала зависит также от функционального состояния пищеварительной системы. Оно увеличивается при быстром прохождении кормовой массы через кишечник из-за ускорения перистальтики, что препятствует достаточному перевариванию и всасыванию, при пониженной всасывающей способности кишечной стенки; при экссудации в кишечник. В случаях длительного запора и копростаза выделение кала может быть незначительным вследствие более усиленного, чем в норме, процесса всасывания в кишечнике. Поэтому для правильного суждения о количестве вьщеленных плотных веществ иногда учитывают массу сухого остатка кала.
Консистенция и форма кала зависят от вида и возраста животных, рациона, содержания воды, клетчатки, а у больных животных от примеси продуктов воспаления, газов.
У крупного рогатого скота, если в рационе количество грубых кормов оптимально, кал содержит около 85 % воды, при дефекации принимает вид «волнистой лепешки». У новорожденных телят меконий представляет собой неоформленную, густую, вязкую массу, а у телят в возрасте 2—15 дней кал не оформленный, гомогенный, мазевидной или кашицеобразной консистенции. Кал мелкого рогатого скота содержит около 55 % воды, продолговато-овальной формы; у новорожденного молодняка меконий имеет вид густой массы, а в последующие дни кал приобретает мазевид-ную или кашицеобразную консистенцию и к 15—20-му дню жизни — форму, свойственную калу взрослых животных. У лошадей кал содержит около 75 % воды и представляет собой плотноватые продолговато-овальные скибалы. У свиней и собак он цилиндрической формы.
При болезнях органов пищеварения кал может быть плотным, жидким, водянистым, при брожении в кишечнике — пенистым.
Цвет кала зависит от содержания стеркобилина в нем и вида корма. У травоядных в случае пастбищного содержания кал зеленоватого цвета, при кормлении грубыми кормами — желтовато-бурый. Зерновые корма, особенно кукуруза, придают калу сероватый оттенок. У свиней фекалии глинисто-желтого цвета, после дачи зеленого корма — буровато-зеленые. У плотоядных при мясном кормлении — темно-коричневые. Желтовато-зеленый цвет мекония у молодняка первых дней жизни обусловлен наличием билирубина, в последующие дни фекалии приобретают темно-желтый цвет, а затем цвет их определяется характером корма. Висмут, уголь придают калу черный цвет, препараты железа — зеленовато-черный, каломель и осарсол — зеленый, ревень и сантонин —желто-коричневый.
При патологии кал приобретает глинистый цвет вследствие угнетения секреторной функции печени, особенно при обтурации желчных путей. Ахоличный кал характерен для молодняка раннего возраста. При ускоренной перистальтике, приеме внутрь антибиотиков и других средств, подавляющих кишечную микрофлору, билирубин восстанавливается лишь частично, в результате кал приобретает золотисто-желтую окраску, которая хорошо заметна у молодняка раннего возраста.
Кровотечения в заднем отделе кишечника придают каловым массам вишнево-красный цвет; кровотечения в переднем отделе — темно-коричневый, а кровотечения в желудке и двенадцатиперстной кишке — почти черный (дегтярный) цвет. Небольшие кровотечения могут быть обнаружены химически. При тяжелых воспалениях кишечника в кале землистого цвета можно обнаружить желтоватые комочки или сероватые прожилки. Гной с калом выделяется при язвенных поражениях толстой кишки, вскрытии абсцессов. Макроскопически видимая кровь встречается в кале в виде сгустков различной величины или смешанной со слизью или гноем. Кишечные паразиты, обнаруженные макроскопически, имеют непосредственное диагностическое значение.
Запах кала у травоядных своеобразный кисловатый; у свиней и плотоядных при кормлении мясом — зловонный. У новорожденных меконий запаха не имеет; в молозивный период запах слабокислый, в последующие дни становится слегка кислым или гнилостным, особенно у поросят, щенят и котят. При превалировании в кишечнике гнилостных процессов (гнилостная диспепсия, щелочной катар, распад опухоли) кал приобретает гнилостный запах вследствие содержания в нем сероводорода и метилмеркаптана. В случаях преобладания бродильных процессов (бродильная диспепсия, «кислый» катар кишечника) кал имеет кислый запах, что обусловлено присутствием летучих жирных кислот — масляной, уксусной, валериановой. При запорах кал обладает относительно слабым запахом, так как при длительном пребывании его в кишечнике часть ароматических вещество всасывается.
Остатки непереваренного корма можно найти в кале любого здорового животного (шелуха зерен, неперевари-мая клетчатка). Патологическим признаком служит присутствие в кале значительного количества остатков корма, который в норме переваривается, например овса, переваримой клетчатки в большом количестве у травоядных или жир, пленки соединительной ткани у плотоядных.
Примеси в кале могут иметь различное происхождение (песок, конкременты, безоары).
У животных всех видов при заболеваниях в кале находят слизь, кровь, гной, пузырьки газов, кишечных паразитов. Слизь присутствует и в нормальном кале, но в небольшом количестве в виде блестящего налета. При воспалительных процессах, илеусах ее выделяется много, иногда в виде тяжей и комков. Примесь пузырьков газов придает калу пенистый вид. Гной, когда его много, можно увидеть в кале невооруженным глазом.
Микроскопические исследованияпроводят для оценки переваривающей способности желудочно-кишечного тракта, выявления элементов патологического отделяемого кишечной стенки, а также при бактериологическом и гельминтологическом исследованиях.
При изучении переваривающей способности желудочно-кишечного тракта большое значение имеет определение кормовых остатков в кале, количество и характер которых зависят от корма и функционального состояния органов пищеварения. В нормальном кале больше всего детрита, не поддающихся распознаванию кормовых составляющих распавшихся клеток и микробов. При микроскопии кала основной фон составляет детрит, на котором распределяются разнообразные включения (остатки корма, слизь, клетки эпителия, крови). Чем полнее переваривание, тем больше детрита в кале.
В кале можно выявить клетчатку и крахмал. Различают два вида клетчатки — переваримую и непереваримую. Первая содержится в растительном корме, состоит из клеток нежного строения с тонкой оболочкой, а после переваривания крахмала от таких клеток остаются только слабые очертания (табл. III, А). В кале здоровых животных переваримая клетчатка отсутствует или содержится в виде единичных клеточных групп. Наличие большого количества переваримой клетчатки свидетельствует о недостатке пищеварения. Непереваримая клетчатка под микроскопом распознается по резким очертаниям, толстым двухконтурным оболочкам и межклеточным перегородкам клеток (табл. III, Б).
Анализ кала на присутствие крахмала (табл. IV, А) проводят в препарате, обработанном люголевским раствором. Он может находиться внутри и вне клеток клетчатки. Под влиянием йода крахмальные зерна окрашиваются по-разному: неизмененный крахмал приобретает сине-черный цвет, амилодекстрин — фиолетовый, эритродекстрин — красно-бурый. В дальнейших стадиях расщепления, начиная с ахродекстрина, крахмал не окрашивается. При нормальном пищеварении он в кале отсутствует; его наличие указывает на плохое пищеварение.
У плотоядных и всеядных обнаруживают остатки мясного корма: мышечные волокна и соединительную ткань (табл. IV, Б и V, А). Мышечные волокна с поперечной исчерченностью по мере переваривания теряют эту структуру. Большое количество в кале мышечных волокон, как и наличие соединительной ткани в виде полупрозрачных волокнистых тяжей с нечеткими контурами свидетельствует о недостаточности желудочного или панкреатического переваривания.
Нейтральный жир и продукты его расщепления находят как в нативных препаратах, так и в обработанных реактивами Саатгофа или Гехта. При нормальном пищеварении нейтральный жир (табл. V, Б) усваивается почти полностью, неусвоенные остатки выделяются преимущественно в виде мыл (табл. VI, А). Содержание в кале большого количества нейтрального жира (стеаторея) возможно при недостатке липазы (заболевания поджелудочной железы), малом поступлении желчи в кишечник, которая активирует липазу и переводит жир в состояние тонкой эмульсии. Большое содержание кристаллов жирных кислот в кале бывает при недостатке желчи, когда жиры расщепляются, но их всасывание уменьшается. Выявление большого количества кристаллов жирных кислот и их мыл указывает на то, что процесс эмульги-рштния и переваривания жиров не нарушен, но всасывание их уменьшено.
Общую количественную оценку содержания жиров в кале проводят с реактивом Саатгофа в подогретом препарате, а отдельные виды жировых элементов определяют после остывания препарата. Капли жира, которые в остывшем препарате не изменяют форму, относят к нейтральным жирам. Они округлой формы, с гладкими очертаниями, оранжево-красного цвета. А капли, которые после охлаждения сморщиваются, а также бесцветные кристаллы в виде игл, заостренных с обоих концов, представляют собой жирные ислоты (табл. VI, Б и VII, А). Мыла образуют мелкие ромбические кристаллы и желто-коричневые глыбки, не окрашивающиеся уданом до нагревания препарата. У 2—10-дневных здоровых телят и поросят жировые элементы в подогретом (с реактивом Са-тгофа) препарате представлены единичными не в каждом поле рения микроскопа каплями. В остывшем препарате нейтральней жир отсутствует или содержится в небольшом количестве. Мирные кислоты и мыла также присутствуют в небольшом количестве. У более старших телят и поросят жировых элементов леныие. При диспепсии и гастроэнтероколите у этих животных соцержание жировых элементов в кале возрастает, появляется нейтральный жир, увеличивается содержание жирных кислот и мыл.
К элементам, отделяемым кишечной стенкой, относятся слизь, нейкоциты, эритроциты, клетки эпителия. Слизь микроскопически и представлена гомогенной прозрачной массой или тяжами с икпюченными в нее различными элементами (лейкоцитами, эпителием). Большое количество слизи в кале — признак энтерита. В юрме в кале встречаются единичные клетки эпителия. Если их люто, это служит признаком воспаления слизистой оболочки, большие скопления лейкоцитов также свидетельствуют о воспалительном процессе. Эритроцитов в кале не должно быть, их обнаруживают лишь при язвах, кровотечениях, воспалениях. Клетки ткаей выявляют при дифтеритическом и крупозном воспалении кишечника.
Химические исследования.Устанавливают рН, наличие «скрытой » крови, желчных пигментов, белковую экссудацию, а также сгивность ферментов в кале.
Определение рН проводят с помощью индикаторной бумаги, рН-метра. Реакция кала здоровых травоядных нейтральная или шбокислая, плотоядных — нейтральная или слабощелочная. Она обусловлена жизнедеятельностью кишечной флоры. При недостаточном усвоении углеводов активируется бродильная флора, проектами жизнедеятельности которой являются двуоксид углерода органические кислоты. Реакция кала становится кислой. При плохом усвоении белков, воспалительных изменениях с экссудацией белка повышается активность гнилостной микрофлоры. Вследствие образования аммиака при этом кал становится щелочным.
Более точные сведения о соотношении бродильных и гнилостных процессов в кишечнике получают определением в кале органических кислот и аммиака по Гуаффону и Ру. В норме содержание органических кислот у лошадей составляет 12 мл; у телят однодневного возраста — 2,7 (1,2—6,4), в возрасте 2—15 дней — 7,8 (2,4-22), 15-30 дней-8,1 (2,0-15,6), старше 30 дней-9,9 (4,0—19,0); у собак — 7,9—18,8 мл. Содержание аммиака у лошади—2—Змл, у телят однодневного возраста —2,4 (1,0—3,6), в возрасте 2—15 дней —6,4 (1,6—12,0), 15—30 дней —5,6 (2,8— 10,8), старше 30 дней —2,3 (0,6—6,0); у собак —3,2—8,0мл. Увеличение содержания органических кислот свидетельствует об усилении брожения, аммиака — гнилостного распада.
Поступление желчи в кишечник можно установить реакцией на стеркобилин и другие желчные пигменты. Проба на билирубин может быть положительной у здорового молодняка в первые дни жизни; у молодняка старшего возраста и у взрослых животных билирубин появляется при энтерите, дисбактериозе (после лечения антибиотиками).
Кровь в кале обнаруживают при тромбоэмболических коликах, травматическом ретикулите, кокцидиозе. Скрытые примеси определяют бензидиновой пробой.
Реакцию на белковую экссудацию проводят по методу Трибуле—Вишнякова. Появление в кале растворимого белка свидетельствует об усиленном выделении его кишечной стенкой при воспалениях.
Для установления функционального состояния кишечника при диспепсии и гастроэнтероколите у телят определяют активность энтерокиназы и щелочной фосфатазы в кале. В продромальный период, особенно во время выраженной болезни, активность ферментов увеличивается.
Бактериологические исследования.Они имеют относительное значение, так как большинство микробов не поддается дифференциации. С помощью дифференциальной окраски можно только отличить грамположительную, грамотрицательную, йодофильную, кислотоустойчивую флору.
В окрашенных по Граму мазках у здоровых телят и поросят грамположительная микрофлора составляет 60—90 %, грамотрицательная — соответственно 40—10%. При простой диспепсии количество грамотрицательной микрофлоры увеличивается до 50—80 %, при токсической до 80—90 %, а грамположительной уменьшается.
В окрашенных раствором Люголя мазках йодофильная микрофлора окрашена в синий, фиолетовый или черный цвет, дрожжевые грибы — в желтый или желто-коричневый. Большое количество йодофильной флоры в кале обнаруживают при недостаточном усвоении углеводов и усилении брожения. Значительное количество дрожжевых клеток находят при кандидомикозе и дисбактериозе.
Большое значение имеет определение чувствительности микрофлоры кала к антибиотикам и другим антибактериальным средствам («подтитровка» антибиотиков с целью выбора наиболее эффективных противомикробных средств).