Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания.

Задания формата 2017 года

1.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Из приведенных формулировок укажите положения клеточной теории

1) Оплодотворение — это процесс слияния мужской и женской гамет

2) Каждая новая дочерняя клетка образуется в результате деления материнской

3) Аллельные гены в процессе митоза оказываются в разных клетках

4) Развитие организма с момента оплодотворения яйцеклетки до смерти организма называют онтогенезом

5) Клетки всех организмов сходны по своему химическому составу, строению и функциям

Пояснение.

Шлейден и Шванн, обобщив имеющиеся знания о клетке, доказали, что клетка является основной единицей любого организма. Клетки животных, растений и бактерий имеют схожее строение. Позднее эти заключения стали основой для доказательства единства организмов. Т. Шванн и М. Шлейден ввели в науку основополагающее представление о клетке: вне клеток нет жизни.

Современная клеточная теория включает следующие основные положения:

— клетка - основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого, способная к самовоспроизведению, саморегуляции и самообновлению;

— клетки всеходноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологиины) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

— размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки (Клетка происходит путем деления исходной, а не из межклеточного вещества, как это предполагалось раньше);

— в сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.

Для приведения клеточной теории в более полное соответствие с данными современной клеточной биологии список её положений часто дополняют и расширяют. Во многих источниках эти дополнительные положения различаются, их набор достаточно произволен.

– Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу (см. ниже).

– В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации – молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов – к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам.

– Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция).

– Клетки многоклеточных тотипотенты, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию – к дифференцировке.

Ответ: 25

2.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

В разработку клеточной теории внесли вклад

1) А. И. Опарин

2) В. И. Вернадский

3) Т. Шванн и М. Шлейден

4) Г. Мендель

5) Р. Вирхов

Пояснение.

Опарин разработал гипотезу происхождения жизни, Вернадский создал учение о биосфере, Мендель — основоположник генетики.

История изучения клетки связана с именами ряда ученых:

Р. Гук – впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками.

А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, открыл одноклеточные организмы.

Т. Шванн и М. Шлейден – обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.

Р. Вирхов – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления.

Г. Мендель — закономерности наследственности и изменчивости.

К. Бэр – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки.

Ответ: 35

3.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются единицей живого

1) фенотипической

2) структурно-функциональной

3) роста и развития

4) биохимической

5) экологической

Пояснение.

Все живые организмы состоят из клеток. Клетка – структурная, функциональная единица живого, основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого.

Клет­ка - ос­нов­ная еди­ни­ца стро­е­ния, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, наи­мень­шая еди­ни­ца жи­во­го, спо­соб­ная к са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­об­нов­ле­нию.

Ответ: 23

4.Все представленные на схеме вещества, кроме ДВУХ, имеют в своём составе азотистое основание — аденин. Определите ДВА вещества, "выпадающие" из общего списка, и запишите.

1) Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания. - student2.ru 2) Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания. - student2.ru
3) Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания. - student2.ru 4) Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания. - student2.ru
5) Тема 2. Биология как наука. Методы научного познания. - student2.ru

Пояснение.

На рисунке 1 — ДНК; на рисунке 2 — спираль — вторичная структура белка; на 3 рисунке — глобула — третичная структура белка. На 4 рисунке изображена тРНК (транспортная РНК), которая доставляет аминокислоты к рибосоме во время биосинтеза белка. На рисунке 5 - АТФ (аденозинтрифосфат).

ДНК, тРНК и АТФ имеют в своём составе азотистое основание — аденин.

Значит правильный Ответ: 23

5.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

Какие процессы происходят на уровне популяций?

1) онтогенез

2) дивергенция

3) эмбриогенез

4) ароморфоз

5) свободное скрещивание

Пояснение.

На уровне популяций проходит: дивергенция и скрещивание.

Ответ: 25

Онтогенез и эмбриогенез идут на организменном уровне, ароморфоз — повышает уровень организации

6.Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания прокариотической клетки. Определите ДВА признака, "выпадающие" из общего списка, и запишите.

1) Отсутствие в ней оформленного ядра

2) Наличие цитоплазмы

3) Наличие клеточной мембраны

4) Наличие митохондрий

5) Наличие эндоплазматической сети

Пояснение.

Прокариоты, или доядерные — одноклеточные живые организмы, не обладающие (в отличие от эукариот) оформленным клеточным ядром и другими внутренними мембранными органоидами (за исключением плоских цистерн у фотосинтезирующих видов, например, у цианобактерий). Но прокариоты - клетки, значит у них есть цитоплазма и мембрана.

Ответ: 45

7.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Цитогенетический метод используют для определения

1) степени влияния среды на формирование фенотипа

2) наследования сцепленных с полом признаков

3) кариотипа организма

4) хромосомных аномалий

5) возможности проявления признаков у потомков

Пояснение.

Основа метода — микроскопическое изучение хромосом человека. Цитогенетический метод применяется для анализа кариотипа и его аномалий у отдельных индивидуумов.

Примечание

Кариотип — совокупность признаков (число, размеры, форма и т.д.) полного набора хромосом, присущий клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).

Ответ: 34

8.Какие науки изучают живые системы на организменном уровне? Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

1) анатомия

2) биоценология

3) физиология

4) молекулярная биология

5) эволюционное учение

Пояснение.

Элементарной единицей организменного уровня служит особь, которая как система существует от момента зарождения до прекращения существования. Науки, которые изучают живые системы на организменном уровне — это 1 (анатомия), 3 (физиология).

Под цифрой 2 — Биогеоценотический уровень; 4 — Молекулярно-генетический уровень; 5 — Популяционно-видовой уровень.

Ответ: 13

9.Из пред­ло­жен­но­го спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те органогены. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

1) кислород

2) азот

3) магний

4) хлор

5) йод

Пояснение.

Макроэлементы — хи­ми­че­ские эле­мен­ты или их соединения, ис­поль­зу­е­мые ор­га­низ­ма­ми в срав­ни­тель­но боль­ших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др. При этом кислород, водород, уг­ле­род и азот вы­де­ля­ют в осо­бую группу — органогены.

Ответ: 12.

10.Из пред­ло­жен­но­го списка хи­ми­че­ских элементов вы­бе­ри­те макроэлементы. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) цинк

2) селен

3) магний

4) хлор

5) йод

Пояснение.

Макроэлементы — хи­ми­че­ские эле­мен­ты или их соединения, ис­поль­зу­е­мые ор­га­низ­ма­ми в срав­ни­тель­но боль­ших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор. При этом кислород, водород, углерод и азот выделяют в особую группу — органогены.

Ответ: 34

11.Какие примеры относят к биологическому эксперименту? Выберите ДВА верных ответа из ПЯТИ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рассматривание под микроскопом клетки крови лягушки

2) слежение за миграцией косяка трески

3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья

5) описание внешних признаков бобовых растений

Пояснение.

Эксперимент - исследователь цел—енаправленно изменяет условия, влияет на объект исследования для выявления различных свойств.

Ответ: 3) изучение характера пульса после разных физических нагрузок

4) лабораторное исследование влияния гиподинамии на состояние здоровья.

1 — микроскопия (наблюдение с помощью приборов); 2 — наблюдение; 5 — описание.

12.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с

1) культивированием клеток высших организмов

2) гибридизацией соматических клеток

3) пересадкой генов

4) пересадкой ядра из одной клетки в другую

5) получение рекомбинантных (модифицированных) молекул РНК и ДНК

Пояснение.

Генная инженерия включает исследования, связанные с пересадкой генов. А остальные перечисленные исследования идут в области клеточной инженерии.

Генно-инженерные методы направлены на конструирование новых, не существующих в природе сочетаний генов. В результате применения генно-инженерных методов можно получать рекомбинантные (модифицированные) молекулы РНК и ДНК, для чего производится выделение отдельных генов (кодирующих нужный продукт) , из клеток какого-либо организма. После проведения определенных манипуляций с этими генами осуществляется их введение в другие организмы (бактерии, дрожжи и млекопитающие) , которые, получив новый ген (гены) , будут способны синтезировать конечные продукты с измененными, в нужном человеку направлении, свойствами. Иными словами, генная инженерия позволяет получать заданные (желаемые) качества изменяемых или генетически модифицированных организмов или так называемых «трансгенных» растений и животных.

Ответ: 35

13.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Генеалогический метод используют для

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

5) выявления наследственных заболеваний в роду

Пояснение.

Сущность генеалогического метода состоит в выяснении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака (например, болезни) в различных поколениях родственников.

Ответ: 35

14.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Клеточный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным у

1) бактериофагов

2) амёбы дизентерийной

3) вируса полиомиелита

4) кролика дикого

5) эвглены зелёной

Пояснение.

У Про­стей­ших одна клет­ка вы­пол­ня­ет все функ­ции це­лост­но­го организма, по­это­му кле­точ­ный уро­вень ор­га­ни­за­ции сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным: амёба и эвглена.

Вирусы (полиомиелина и бактериофага) - не клеточная форма жизни.

Ответ: 25

15.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Каково пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой мик­ро­ско­пии перед электронной?

1) боль­шее разрешение

2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объекты

3) до­ро­го­виз­на метода

4) слож­ность при­го­тов­ле­ния препарата

5) доступность и не трудоёмкость при приготовлении препаратов

Пояснение.

Микроскоп - устройство, ко­то­рое поз­во­ля­ет ви­деть уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние объ­ек­тов и структур, ко­то­рые не видны глазу человека. В медико-биологических ис­сле­до­ва­ни­ях ис­поль­зу­ют­ся све­то­вые и элек­трон­ные ме­то­ды микроскопии. Микроскопы, ос­но­ван­ные на све­то­вой технологии, поз­во­ля­ют уве­ли­чи­вать объ­ек­ты от 0.5 мик­ро­мет­ров с раз­ре­ше­ни­ем объ­ек­тов до 0.1 мик­ро­мет­ра боль­ше чем в 1500 раз. Микроскопы, ос­но­ван­ные на элек­трон­ной тех­но­ло­гии - до 20 000 раз.

Т.к. тех­но­ло­гия элек­трон­ной мик­ро­ско­пии поз­во­ля­ет по­лу­чать электронно-оптическое изоб­ра­же­ние при по­мо­щи по­то­ка электронов. Об­ра­зец сна­ча­ла фик­си­ру­ют глу­та­раль­де­ги­дом или дру­ги­ми фик­си­ру­ю­щи­ми веществами, а затем обез­во­жи­ва­ют и за­ли­ва­ют пластмассой.

Поэтому пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой мик­ро­ско­пии перед элек­трон­ной — воз­мож­ность на­блю­дать живые объ­ек­ты.

Ответ: 25

16.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Каково пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ной мик­ро­ско­пии перед световой?

1) боль­шее разрешение

2) воз­мож­ность на­блю­дать живые объекты

3) до­ро­го­виз­на метода

4) слож­ность при­го­тов­ле­ния препарата

5) возможность изучать макромолекулярные структуры

Пояснение.

Мик­ро­скоп - устрой­ство, ко­то­рое поз­во­ля­ет ви­деть уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние объ­ек­тов и струк­тур, ко­то­рые не видны глазу че­ло­ве­ка. В ме­ди­ко-био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ни­ях ис­поль­зу­ют­ся све­то­вые и элек­трон­ные ме­то­ды мик­ро­ско­пии. Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на све­то­вой тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ют уве­ли­чи­вать объ­ек­ты от 0.5 мик­ро­мет­ров с раз­ре­ше­ни­ем объ­ек­тов до 0.1 мик­ро­мет­ра боль­ше чем в 1500 раз.

Мик­ро­ско­пы, ос­но­ван­ные на элек­трон­ной тех­но­ло­гии - до 20 000 раз.

Ка­ко­во пре­иму­ще­ство ис­поль­зо­ва­ния элек­трон­ной мик­ро­ско­пии перед све­то­вой — боль­шее раз­ре­ше­ние, возможность изучения ультрамикроструктуру клетки и макромолекулы.

Ответ: 15

17.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Прин­ци­пами ор­га­ни­за­ции любой био­ло­ги­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся её

1) изо­ли­ро­ван­ность от дру­гих систем

2) от­кры­тость для веществ, энер­гии и информации

3) про­сто­та организации

4) не­вы­со­кая упорядоченность

5) раздражимость

Пояснение.

Ответ 25

Одним из прин­ци­пов ор­га­ни­за­ции любой био­ло­ги­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся её от­кры­тость для ве­ществ, энер­гии и ин­фор­ма­ции.

Раздражимость – это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.

Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы).

Биологические системы – это объекты различной сложности, имеющие несколько уровней структурно-функциональной организации и представляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Примерами биологических систем являются: клетка, ткани, органы, организмы, популяции, виды, биоценозы, экосистемы разных рангов и биосфера.

Представляя собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, биологические системы обладают свойствами целостности (несводимость свойств системы к сумме свойств её элементов), относительной устойчивости, а также способностью к адаптации по отношению к внешней среде, развитию, самовоспроизведению и эволюции.

Любая биологическая система является динамической — в ней постоянно протекает множество процессов, часто сильно различающихся во времени. В то же время биологические системы — открытые системы, условием существования которых служит обмен энергией, веществом и информацией как между частями системы (или подсистемами), так и с окружающей средой.

18.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. В световой микроскоп можно увидеть

1) деление клетки

2) репликацию ДНК

3) транскрипцию

4) фотолиз воды

5) хлоропласты

Пояснение.

Процессы 2 3 4 идут в органоидах и не возможно их рассмотреть в световой микроскоп.

При делении хромосомы располагаются в цитоплазме, они имеют размеры, видимые в световой микроскоп.

В световой микроскоп можно видеть структуру клетки размером не менее 350 нм, поэтому, например, рибосомы, микротрубочки (толщина около 25 нм), эндоплазматическую сеть (толщина мембраны около 6 нм) увидеть нельзя, а размер хлоропластов колеблется от 4 до 10 мкм - их можно увидеть в световой микроскоп.

Ответ: 15

19.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. С помощью генеалогического метода можно выяснить

1) характер изменения хромосомного набора в клетках

2) закономерности наследования признаков у человека

3) влияние среды на развитие эмбриона человека

4) влияние среды на формирование признаков организма

5) признаки и болезни, которые передаются по наследству

Пояснение.

Генеалогия – это составление родословной, позволяет определить закономерности наследования признаков; с помощью генеалогического метода можно выяснить характер наследования: доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом.

Ответ: 25

20.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа?

1) рибосомы

2) ядра

3) хлоропласты

4) микротрубочки

5) вакуоли

Пояснение.

Даже самого большого увеличения светового микроскопа оказалось недостаточно для того, чтобы увидеть и изучить тонкое строение органоидов цитоплазмы (рибосомы) и детали строения ядра. Эта задача была выполнена только с помощью электронного микроскопа. Рибосомы, микротрубочки (толщина около 25 нм), эндоплазматическую сеть (толщина мембраны около 6 нм) увидеть с помощью электронного микроскопа.

Ответ: 14

21.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Объекты изу­че­ния каких из приведённых наук на­хо­дят­ся на на­дор­га­низ­мен­ном уров­не ор­га­ни­за­ции живого.

1) молекулярная биология

2) экология

3) эмбриология

4) систематика

5) анатомия

Пояснение.

Экология — наука изу­ча­ю­щая строение и про­цес­сы биогеоценозов, биосферы, т. е. на­дор­га­низ­мен­ный уровень ор­га­ни­за­ции жизни.

Популяционно-видовой уровень — это уровень совокупностей особей - популяций и видов. На этом уровне изучаются генетические и экологические особенности популяций, элементарные эволюционные факторы и их влияние на генофонд (микроэволюция), проблема. Этот уровень изучается систематикой, таксономией, экологией, биогеографией, генетикой популяций.

Ответ: 24

22.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Для всех живых организмов характерно

1) образование органических веществ из неорганических

2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ

3) активное передвижение в пространстве

4) дыхание, питание, размножение

5) раздражимость

Пояснение.

Образование органических веществ из неорганических характерно для растений, хемосинтезирующих и фотосинтезирующих бактерий; из почвы минеральные вещества всасывают растения и грибы; активно передвигаются животные, а дыхание, питание и размножение характерно для организмов всех царств живой природы.

Раз­дра­жи­мость – это спе­ци­фи­че­ские из­би­ра­тель­ные от­вет­ные ре­ак­ции ор­га­низ­мов на из­ме­не­ния окру­жа­ю­щей среды. Вся­кое из­ме­не­ние окру­жа­ю­щих ор­га­низм усло­вий пред­став­ля­ет собой по от­но­ше­нию к нему раз­дра­же­ние, а его от­вет­ная ре­ак­ция яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем раз­дра­жи­мо­сти. От­ве­чая на воз­дей­ствия фак­то­ров среды, ор­га­низ­мы вза­и­мо­дей­ству­ют с ней и при­спо­саб­ли­ва­ют­ся к ней, что по­мо­га­ет им вы­жить.

Ре­ак­ции мно­го­кле­точ­ных жи­вот­ных на раз­дра­жи­те­ли, осу­ществ­ля­е­мые и кон­тро­ли­ру­е­мые цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, на­зы­ва­ют­ся ре­флек­са­ми. Ор­га­низ­мы, не име­ю­щие нерв­ной си­сте­мы, ли­ше­ны ре­флек­сов, и их ре­ак­ции вы­ра­жа­ют­ся в из­ме­не­нии ха­рак­те­ра дви­же­ния (так­си­сы) или роста (тро­пиз­мы).

Ответ: 45

23.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Живое от неживого отличается

1) способностью изменять свойства объекта под воздействием среды

2) способностью участвовать в круговороте веществ

3) способностью воспроизводить себе подобных

4) изменять размеры объекта под воздействием среды

5) от­кры­тость для веществ, энер­гии и информации

Пояснение.

Одним из главных свойств живых организмов является воспроизведение себе подобных.

Любая био­ло­ги­че­ская си­сте­ма яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской — в ней по­сто­ян­но про­те­ка­ет мно­же­ство про­цес­сов, часто силь­но раз­ли­ча­ю­щих­ся во вре­ме­ни. В то же время био­ло­ги­че­ские си­сте­мы — от­кры­тые си­сте­мы, усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния ко­то­рых слу­жит обмен энер­ги­ей, ве­ще­ством и ин­фор­ма­ци­ей как между ча­стя­ми си­сте­мы (или под­си­сте­ма­ми), так и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

Ответ: 35

24.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Гомеостаз — это

1) обмен веществ и превращение энергии

2) регулярное снабжение организма пищей

3) это совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих восстановление постоянства внутренней среды организма

4) поддержание изменчивости во внутренней среде организма

5) осуществляется благодаря изменению активности симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы

Пояснение.

Гомеостаз — это поддержание постоянства внутренней среды организма. Организм человека приспосабливается к постоянно меняющимся условиям внешней среды, однако при этом внутренняя среда остается постоянной и ее показатели колеблются в очень узких границах. Уменьшение одного из параметров улавливается соответствующим рецептором, от которого импульсы направляются в ту или иную структуру мозга, по команде которого вегетативная нервная система включает сложные механизмы выравнивания наступивших изменений. Мозг использует для поддержания гомеостаза две основные системы: вегетативную и эндокринную. Напомним, что главная функция вегетативной нервной системы - это сохранение постоянства внутренней среды организма, которое осуществляется благодаря изменению активности симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы. Последняя, в свою очередь, контролируется гипоталамусом , а гипоталамус - корой головного мозга. Эндокринная система регулирует функцию всех органов и систем посредством гормонов. Причем сама эндокринная система находится под контролем гипоталамуса и гипофиза. Гомеостаз (греч. homoios - одинаковый и stasis - состояние, неподвижность)

Ответ: 35

25.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Палеонтологи изучают

1) закономерности развития организмов

2) распространение живых существ на Земле

3) среду обитания организмов

4) ископаемые останки организмов животных

5) изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений

Пояснение.

Палеонтология — это наука,которая изучает ископаемые остатки животных и прочих живых организмов, живших в древние времена (прошедших геологических эпох). Отрасль палеонтологии, занимающаяся вымершими животными, называется палеозоологией и может быть разделена на палеонтологию беспозвоночных и палеонтологию позвоночных. Вымершие растения изучает палеоботаника. В ее составе насчитывают много дочерних наук. Это и палеоальгология (изучение ископаемых водорослей), и палеопалинология (изучение окаменелых остатков пыльцы и спор древних растений), и т. д.

Ответ: 45

Физиология — рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни.

Экология — изучает взаимодействия живых организмов между собой и с окружающей их средой

Биогеография — наука о закономерностях распространения и распределения по земному шару различных Биоценозов, а также животных, растений и микроорганизмов

26.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть

1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи

2) оболочку и цитоплазму

3) ядро и хлоропласты

4) рибосомы и митохондрии

5) эндоплазматическую сеть и лизосомы

Пояснение.

В све­то­вой мик­ро­скоп можно ви­деть струк­ту­ру клет­ки раз­ме­ром не менее 350 нм, по­это­му, на­при­мер, ри­бо­со­мы, мик­ро­тру­боч­ки (тол­щи­на около 25 нм), эн­до­плаз­ма­ти­че­скую сеть (тол­щи­на мем­бра­ны около 6 нм) уви­деть нель­зя, а раз­мер хло­ро­пла­стов ко­леб­лет­ся от 4 до 10 мкм - их можно уви­деть в све­то­вой мик­ро­скоп.

В растительной клетке с помощью светового микроскопа можно увидеть оболочку, цитоплазму, ядро.

Ответ: 23

27.Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цитогенетический метод поз­во­ля­ет изучить у человека

1) на­след­ствен­ные за­бо­ле­ва­ния, свя­зан­ные с ге­ном­ны­ми му­та­ци­я­ми

2) развитие при­зна­ков у близнецов

3) особенности об­ме­на веществ его организма

4) его хро­мо­сом­ный набор

5) родословную его семьи

Пояснение.

Цитогенетический метод ос­но­ван на мик­ро­ско­пи­че­ском исследовании хро­мо­сом — ис­поль­зу­ют для изу­че­ния нормального ка­ри­о­ти­па человека, а также при ди­а­гно­сти­ке наследственных заболеваний, свя­зан­ных с ге­ном­ны­ми и хро­мо­сом­ны­ми мутациями (например, обнаружить синдром Дауна - трисомию по 21 хромосоме можно выявить с помощью цитогенетического метода.).

Развитие при­зна­ков у близ­не­цов — близ­не­цо­вый метод.

Особенности об­ме­на веществ его ор­га­низ­ма — изу­ча­ют с по­мо­щью физиологических методов, в том числе биохимический.

Родословную его семьи — изу­ча­ют с по­мо­щью генеалогического метода.

Ответ: 14

28.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

К частным биологическим методам исследования относится метод

1) экспериментальный

2) наблюдения

3) генеалогический

4) моделирования

5) гибридологический

Пояснение.

Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.

А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д.

Методы цитологи: микроскопия.

Ответ: 35

29.Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.

Таксономическая еди­ни­ца ВИД су­ще­ству­ет на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

1) популяционно-видовом

2) организменном

3) клеточном

4) надорганизменном

5) молекулярном

Пояснение.

Вид — это груп­па особей, оди­на­ко­вых по строению, про­жи­ва­ю­щих на одной территории, сво­бод­но скрещивающихся между собой и да­ю­щих плодовитое потомство. Вид — это на­дор­га­низ­мен­ный уровень организации.

Ответ: 14

Примечание.

При­ня­то вы­де­лять три груп­пы уров­ней ор­га­ни­за­ции жи­во­го: суб­ор­га­низ­мен­ный, ор­га­низ­мен­ный, на­дор­га­низ­мен­ный.

Суб­ор­га­низ­мен­ный уро­вень вклю­ча­ет, в свою оче­редь, пять уров­ней:

– ато­мар­ный;

– мо­ле­ку­ляр­ный;

– суб­кле­точ­ный;

– кле­точ­ный;

– тка­не­во-ор­ган­ный.

Ор­га­низ­мен­ный (или он­то­ге­не­ти­че­ский) уро­вень. Ор­га­низм – сло­жив­ша­я­ся в ходе эво­лю­ции це­лост­ная, ге­не­ти­че­ски са­мо­вос­про­из­во­дя­ща­я­ся си­сте­ма жи­во­го ве­ще­ства, спо­соб­ная к под­дер­жа­нию опре­делённой мор­фо­ло­ги­че­ской и функ­ци­о­наль­ной ор­га­ни­за­ции. От­но­сит­ся к от­дель­ным живым ор­га­низ­мам - од­но­кле­точ­ным и мно­го­кле­точ­ным

На­дор­га­низ­мен­ный уро­вень вклю­ча­ет в себя три уров­ня:

– по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой;

– био­гео­це­но­ти­че­ский;

– био­сфер­ный.

Ис­точ­ник:

Куз­не­цов В.И., Идлис Г.М., Гу­ти­на В.Н. Есте­ство­зна­ние. - М., 1996.

30.Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) партеногенез

2) симбиоз

3) сукцессия

4) ароморфоз

5) консумент

Пояснение.

Ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния эко­ло­ги­че­ских за­ко­но­мер­но­стей: 2) сим­би­оз; 3) сук­цес­сия; 5) кон­су­мент

"Выпадают": 1) пар­те­но­ге­нез; 4) аро­мор­фоз

31.Ниже приведён перечень понятий. Все они, кроме двух, являются уровнями организации живого. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) биосферный

2) генный

3) популяционно-видовой

4) биогеоценотический

5) абиогенный

Пояснение.

Уров­ни ор­га­ни­за­ции жи­во­го: 1) био­сфер­ный; 3) по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой; 4) био­гео­це­но­ти­че­ский

Генный и абиогенный — таких уровней не существует.

Ответ: 25

32.Ниже приведён перечень теорий, законов, закономерностей. Все они, кроме двух, относятся к теориям, законам, закономерностям, правилам биологии. Найдите два понятия, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) закон расщепления

2) правило экологической пирамиды

3) закон сохранения энергии

4) закон единообразия

5) закон всемирного тяготения

Пояснение.

К тео­ри­ям, за­ко­нам, за­ко­но­мер­но­стям, пра­ви­лам био­ло­гии относятся: 124. 1 и 4 — это законы генетики; 2 — экологическая закономерность.

"Выпадают" из списка 35 — это физические законы.

33.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие методы научного исследования используются для А) выделения органоидов одного вида и Б) локализации определённых химических веществ в клетке?

1) гистологический

2) центрифугирования

3) радиоизотопный

4) цитогенетический

5) клонирования

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б
   

Пояснение.

Избирательно выделять органоиды можно только при центрифугировании (2): разрушенные клетки помещают в центрифугу — прибор, в котором пробирки с клеточным материалом вращаются на очень высокой скорости. Разные клеточные структуры имеют различные массу, размеры и плотность, поэтому под действием центробежной силы в растворах определенных веществ (например, сахарозы или хлорида цезия) они оседают с разной скоростью и останавливаются в определенном слое жидкости, что дает возможность отделить одни частицы от других. Таким методом отделяют митохондрии, рибосомы и другие органоиды клетки.

Для изучения локализации отдельных химических веществ в клетке широко используются методы цито- и гистохимии (например, 3) радиоизотопный). Они основаны на избирательном действии реактивов и красителей на определенные химические вещества, содержащиеся в той или иной клеточной структуре.Ответ: 23

Пояснение для неверных вариантов:

1) Гистологические методы исследования применяются для изучения строения и функции клеток и тканей человека, животных и растительных организмов в норме, патологии и эксперименте. — ОБОБЩЕННЫЙ метод

4) Цитогенетический — изучения наследственности человека представляет собой микроскопический анализ хромосом. С помощью метода осуществляется исследование морфологии человеческих хромосом и их подсчет.

5) Клонирование - метод получения нескольких идентичных организмов путем бесполого (в том числе

Наши рекомендации