Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Краткий конспект

Биология (от греч. bios — жизнь и logos — слово, понятие, учение) — наука о живой природе. Термин «биология» был предложен в 1802 г. Ж. Б. Ламарком и Г.Р. Тревиранусом независимо друг от друга.

Система биологических наук

Биологические науки можно подразделить по направлениям исследований.

1. Науки, изучающие систематические группы живых организмов:

· вирусология — наука о вирусах;

· микробиология — наука о микроорганизмах;

· микология — наука о грибах;

· ботаника (фитология) — наука о растениях;

· зоология — наука о животных;

· антропология — наука о человеке.

2. Науки, изучающие разные уровни организации всего живого:

· молекулярная биология — наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне;

· цитология — наука о клетках;

· гистология — наука о тканях.

Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни отдельных организмов:

· анатомия — наука о внутреннем строении;

· морфология — наука о внешнем строении;

· физиология — наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей;

· генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов.

3. Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни и сообществ живых организмов:

· экология — наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой;

· биогеография — наука о закономерностях географического распространения живых организмов.

4. Науки о развитии живой материи:

· биология индивидуального развития — наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти;

· эволюционное учение — наука об историческом развитии живой природы;

· палеонтология — наука о развитии жизни в прошлые геологические времена.

5. Науки, использующие различные методы исследований:

· биохимия (на стыке биологии и химии) — наука о химических веществах и процессах в живых организмах;

· биофизика (на стыке биологии и физики) — наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.

6. Прикладные науки:

· биотехнология — совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов;

· бионика — разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др.

Задачи биологии

Они состоят в изучении закономерностей проявления жизни (строения и функции живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытии сущности жизни; систематизации многообразия живых организмов.

Методы биологических исследований

Современная биология располагает широким набором методов исследования, перечислим основные:

· метод наблюдения и описания — заключается в сборе и описании фактов;

· метод измерений — использует измерения характеристик объектов;

· сравнительный метод — основан на анализе сходства и различий изучаемых объектов;

· исторический метод — изучает ход развития исследуемого объекта;

· метод эксперимента — дает возможность изучать явления природы в заданных условиях;

· метод моделирования — позволяет описывать сложные природные явления с помощью относительно простых моделей.

Связь биологии с другими науками

Биология тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и входит в комплекс естественных наук, т.е. наук о природе.

Значение биологии

Биология является теоретической основой таких наук, как медицина, психология, социология. Биологические знания используются в пищевой промышленности, фармакологии, сельском, лесном и промысловом хозяйстве. Достижения биологии используются при решении глобальных проблем современности: взаимоотношения общества с окружающей средой, рационального природопользования и охраны природы, продовольственного обеспечения.

Достижения биологии:

1. Формулировка принципов современной систематики (К.Линей)

2. Формулировка эволюционной теории Ч. Дарвина

3. Формулировка клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов, К. Бэр)

4. Исследование закономерностей наследственности и изменчивости ( Г.Мендель, Х де Фриз, Т.Морган и др.)

5. Формулировка учения о биосфере (В. Вернадский)

6. Установление молекулярной структуры ДНК и ее роли в передаче наследственной информации в живой материи (Ф. Крик, Дж.Уотсон, М. Уилкинс)

7. Расшифровка генетического кода (Р. Холли, Х.Г. Корана, М. Ниренберг)

8. Открытие структуры гена и генетической регуляции синтеза белков (А.М. Львов, Ф. Жакоб, Ж.-Л Моно и др.)

9. Расшифровка генома человека и других организмов

10. Определение механизмов контроля потока генетической информации

Задание: расставьте данные достижения в хронологическом порядке

БЛОК САМОКОНТРОЛЯ:

Часть 1. Вопрос 2.

Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого.

Множественный выбор.

За задание - 2 балла

 
 
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.  

1. Ботаника изучает:

1) Строение и функции органов растений

2) Строение органоидов в клетках растений

3) Синтез органических веществ в пластидах

4) Наследование признаков у растительных организмов

5) Развитие растений в течение геологического времени

Наши рекомендации