Объекты бухгалтерского наблюдения

Богачева Ирина Васильевна

Бухгалтерский учёт и анализ

Деятельность предприятия невозможна без организации бухучёта и контроля. На каждом предприятии ведется хозяйственный учет, которая представляет собой систему наблюдения, сбора, измерения, регистрации и обобщения о деятельности предприятия с целью управления этой деятельностью.

Хозяйственный учет состоит из трех взаимосвязанных видов учета:

· Оперативный

· Статистический

· Бухгалтерский

Оперативный ведется без такт проведения работ, отчетность актов не регламентируется.

Статистический учет является обязательным, отчетность составляется по утвержденным формам.

БУ занимает центральное место в системе хозяйственного учета.

(новый закон) В соответствие с федеральным законом №402 - ФЗ(О БУ.), который вступает в силу с 1 января 2013г. БУ представляет собой формирование документированной, систематизированной информации об объектах бухгалтерского наблюдения и составления на ее основе бухгалтерско-финансовой отчетности.

(старый закон) До 1 января 2013г. Действует ФЗ о БУ №129-ФЗ.

При ведение бухгалтерского учета используются различные виды измерителей:

· Натуральные

· Трудовые

· Денежные

Денежный, является основным, т.к. по закону о БУ имущества обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте РФ-рублях.

Пользователи информации, формуемые в БУ подразделяются на внутренних и внешних. В соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), пользователи от финансового интереса можно разделить на 3 группы:

1. Имеющей прямой финансовый интерес (какие группы будут иметь, дописать)

2. Косвенный

3. Не имеющие финансового интереса

Система нормативного регулирования БУ.

Состоит из четырех уровней:

1. Законодательного

2. Концептуального

3. Методического

4. Уровень организации

Уровень.

На законодательном уровне действует: указы президента, постановления правительства и закон о БУ.

До 1 января 2013. действует ФЗ о БУ №129-ФЗ. С 1 января 2013г. действует закон о БУ №402-ФЗ.

Предприятие обязано вести БУ непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Ведение БУ и хранение документа БУ организуется руководителем предприятия. Он обязан возложить ведение БУ на главного бухгалтера или иного сотрудника, либо заключить договор по ведению БУ со сторонней организацией. Руководитель малого и среднего предприятия может принять ведение БУ на себя.

Уровень.

На концептуальном уровне действуют документы, которые регулируют правило ведения БУ и составления отчетности.

Нормативные документы:

· Положение по ведению БУ и бухгалтерской отчетности в РФ.

Утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998г. №34н.

И стандарты БУ – положения по ведению БУ.

В соответствие с законом №402-ФЗ. Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к БУ, а также допустимые способы ведения БУ.

В настоящее время идет реформирование Российской системы БУ с целью приближения национальных стандартов к международным стандартам финансовой отчетности.

Международный стандарт – это стандарт БУ применение, которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта.

Уровень.

На третьем уровне действуют документы, которые определяют схему регистрации и группировки объектов бухгалтерского наблюдения и конкретизируют порядок учета отдельных объектов.

Документы, которые к ним относятся:

· План счетов БУ и инструкция по его применению.

Утвержден приказом Минфина России от 31 октября 2000г. №94н.

Уровень.

На четвертом уровне действуют документы, регламентирующие учетную политику организации. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008г. №106н.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения БУ. То есть с первичного наблюдения стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия в форме приказа или распоряжения. Она действует с 1 января года следующего за годом его утверждения. В составе учетной политики утверждается:

1. Рабочий план счетов

2. Форма первичных учетных документов и учетных регистров

3. Порядок проведения инвентаризации, активов и обязательств

4. Способы оценки активов и обязательств

5. Правила документооборота

6. Технология обработки учетной информации и другие решения, необходимые для организации БУ.

При разработке учетной политике действуют следующие допущения:

1. Имущественной обособленности

2. Непрерывности деятельности

3. Последовательности применения учетной политики

4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности (Раскрыть суть этих допущений)

Объекты бухгалтерского наблюдения.

(новый закон) В соответствие с законом №402-ФЗ (Объектами БУ являются):

· Факты хозяйственной жизни

· Активы

· Обязательства

· Источники финансирования

· Доходы

· Расходы

· Иные объекты установленные федеральными стандартами

Факт хозяйственной жизни – сделка, события, операция, которые оказывают или способны оказать влияния на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и движения денежных средств.

Объектами бухгалтерского наблюдения выступают:

1. Имущество организации (активы)

2. Источники образования имущества

3. Хозяйственные процессы, составляющие их факты хозяйственной деятельности

4. Доходы, расходы организации и финансовый результат

Имущество организации или активы – это хозяйственные средства организации, которые принадлежат ей на праве собственности и способны принести экономические выгоды в будущем.

Активы подразделяются на две группы:

· Вне оборотные (долгосрочные)

· Текущие (оборотные)

Вне оборотные активы способны приносить доход организации в течение периода более одного года. К ним относятся основные средства (здания, станки, оборудования, транспортные средства, ПК, хозяйственный инвентарь), нематериальные активы (результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации), вложения во вне оборотные активы, долгосрочная дебиторская задолженность, долгосрочные финансовые вложения.

Вложения во вне оборотные активы – расходы предприятия, связанные с поступление в организацию основных средств и нематериальных активов до момента их принятия к учету в качестве основных средств и нематериальных активов.

Долгосрочная дебиторская задолженность – денежное выражение обязательств других юридических и физических лиц перед предприятием, возникающих в силу различных видов взаимоотношений или действующих законодательных актов. Срок погашения таких обязательств составляет более одного года.

Долгосрочные финансовые вложения включают вклады в уставные капиталы других организаций, приобретенные ценные бумаги предоставленные другим организациям (займы, депозитные вклады).

Оборотные текущие активы включат материально-производственные запасы (МПЗ)(сырье, материалы, полуфабрикаты, запасные части и готовая продукция).

К оборотным активам относятся: краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность, денежные средства (наличные денежные средства в кассе организации и денежные средства на счетах в кредитных организация).

Источники образовательного имущества. Имущество предприятия формируется за счет источников, котором подразделяются на собственные и заемные. При этом всегда должно выполнятся балансовое уравнение: А=СК + Об, где А-активы или имущество, СК-собственный капитал, Об-обязательства.

К собственному капиталу относятся уставный капитал. Он представляет собой совокупность вкладов учредителей в денежном выражении, в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности организации в размерах определенных учредительными документами. По гражданскому кодексу величина уставного капитала характеризует размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов организации.

Резервный капитал формируется в обязательном порядке в соответствие с требованием действующего законодательства в акционерных обществах. Источником его образования является прибыль. Предприятия других организационно-правовых форм формируют резервный каптал по решению учредителей.

Добавочный капитал формируется строго в определенных случаях:

1. При переоценки основных средств и нематериальных активов

2. При продаже собственных акций при первичном размещение акций

3. В виде курсовых разниц при внесение учредителями вкладов в виде валюты и валютных ценностей

Наши рекомендации