Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учетаявляются:

- имущество организации

- права требования к сторонним организациям и физическим лицам (дебиторская задолженность)

- обязанности по отношению к сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность)

- хозяйственные операции, вызывающие изменения в имуществе и обязательствах организации. Хозяйственные операции могут совершаться между объектами учета внутри организации, между организацией и сторонними организациями и физическими лицами

- собственные источникиформирования средств организации – уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервы, прибыль.

Предметом бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни предприятия, совокупность которых характеризует хозяйственную деятельность предприятия, и включают в себя:

- хозяйственные процессы и операции. Хозяйственные операции представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме размещения и использования средств, а также в составе и назначении источника этих средств

- расчетные соотношения с поставщиками, покупателями, работниками предприятия и т.д.

- кругооборот средств (4 стадии: процесс заготовления, производства, реализации, обращения)

- затраты на оплату труда

- движимое и недвижимое имущество

- источники формирования имущества

Познание сущности предмета науки достигается через познание содержания его метода.

Методом бухгалтерского учета называется совокупность приемов и способов, с помощью которых отражается хозяйственная деятельность предприятия.

Наряду с общенаучными методами бухгалтерский учет располагает своими специфическими приемами, обусловленными сущностью самого предмета, а также поставленными перед ними задачами и требованиями. Отдельные приемы и способы называются элементами метода бухгалтерского учета (рисунок 6).

Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета - student2.ru Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета - student2.ru Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета - student2.ru Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета - student2.ru Объекты, предмет бухгалтерского учета и элементы метода бухгалтерского учета - student2.ru

Первичное Стоимостное Текущая Периодическое

наблюдение измерение группировка обобщение

объектов объектов объектов хозяйственных

учета учета учета процессов

Рисунок 6. Элементы метода бухгалтерского учета.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и регистрации их. Документа­ция служит целям контроля, дает возможность проводить доку­ментальные проверки, обеспечивать сохранность имущества.

Инвентаризация– способ проверки соответствия фактическо­го наличия имущества хозяйства в натуре данным учета. Объектами инвентаризации выступают: все имущество предприятия (основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.) и все виды финансовых обязательств (дебиторская и кредиторская задолженность, кредиты банков, займы, резервы). Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества и по каждому материально ответственному лицу.

Как эле­мент метода бухгалтерского учета – средство наблюдения и после­дующей регистрации явлений и операций, не отраженных пер­вичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвен­таризация служит дополнением к документации.

Документация и инвентаризация являются приемами первич­ного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – это способ отражения объекта в бухгалтерском учете в обобщающем стоимостном измерителе.

Калькуляция - способ определения себестоимости продукции на основе данных бухгалтерского учета

Счета бухгалтерского учета –это способ экономической группировки информации об имуществе предприятия и его источниках с целью текущего контроля и учета за объектами наблюдения. Счета открываются на каждый вид актива, капитала и обязательства, дохода и расхода

Отражение хозяйственных операцийв системе счетов осуществляется при помощидвойной записи, сущность которой заключается во взаимосвязанном отражении различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями по дебету одного и кредиту другого счета.

Баланс – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия в стоимостной оценке на определенную дату. Баланс составляется на ежеквартально (промежуточный) и на конец года (годовой). В соответствии с российским законодательством финансовый год приравнивается к календарному. Балансовое обобщение позволяет сопоставить имущество предприятия с источниками его образования.

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия. Отчетность дополняет и расшифровывает бухгалтерский баланс. Существует ряд положений к балансу:

- форма №1 «Бухгалтерский баланс»

- форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»

- форма №3 «Отчет об изменении капитала»

- форма №4 «Отчет о движении денежных средств»

- форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Наши рекомендации