Стабилизация Устранение отживающего

Процессов появление нового качества

Жизнеспособность

Организации

Рис.1.1. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе

Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития, но могут возникать и в самих процессах функционирования. Это могут быть, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, между технологиями и усло­виями ее использования (помещение, климатическая среда, техно­логическая культура и пр.).

Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестой­кости в окружающей среде (рис. 1.2).

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объ­ективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и во­люнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие яв­ления климата, землетрясения и др.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического разви­тия или даже развития мировой экономики, конкуренцией, полити­ческой ситуацией в стране, вторые — с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организа­ции производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кри­зиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возмож­ность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжи­тельное время. Это может объясняться определенными политичес­кими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управ­ления процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мяг­кому продолжительному и последовательному выходу. И послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.

Стабилизация Устранение отживающего - student2.ru

Причины кризисов

Субъективные Объективные

Внешние Внутренние

причины причины

Уровень Потребности Природные

научных знаний развития изменения

Несовершенство Ошибки

управления деятельности

Усложнение Уплотнение

деятельности времени

Противоречия

интересов

Рис.1.2. Причины кризисов

Стабилизация Устранение отживающего - student2.ru

Возможные последствия

Кризиса

Обновление организации Оздоровление организации

Разрушение организации Возникновение нового кризиса

Обострение кризиса Резкие изменения

Ослабление кризиса Мягкий выход

Преобразование организации Долгосрочные изменения

Сохранение организации Краткосрочные изменения

Качественные изменения Необратимые изменения

Количественные изменения Обратимые изменения

Рис. 1.3. Возможные последствия кризисов

Разные последствия кризиса определяются не только его харак­тером, но и антикризисным управлением, которое может или смяг­чать кризис или обострять его. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управле­ния, характера мотивации, понимания причин и последствий, от­ветственности (рис. 1.3).

Типология кризисов

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необ­ходимость в разветвленной классификации кризисов связана с диф­ференциацией средств и способов управления ими. Если понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения без­болезненности протекания.

Один из вариантов классификации кризисов представлен ниже:

1. По масштабам проявления:

Существуют общие илокальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные — только часть ее. В анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономичес­кой системы, ее структуру и среду функционирования.

2. По проблематикекризиса можно выделить макро-имикро-кризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и мас­штабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

3. По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики ее развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в эко­номике страны или экономическом состоянии отдельного предпри­ятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состо­янии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы. Это кризисы денежного выражения экономических процессов.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или об­разований: работников и работодателей, профсоюзов и предприни­мателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства усло­виями труда, отношения к экологическим проблемам, по патриоти­ческим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это — кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функции, регламен­тации деятельности отдельных подразделении, как отделение адми­нистративных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологи­ческих идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовмес­тимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений.

4. По непосредственным причинам возникновения кризисы раз­деляются на природные, общественные, экологические. В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой — экологических.

5. По степени предсказуемости кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными)инеожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объек­тивными причинами накопления факторов возникновения кризиса — потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса.

Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и рас­пространению локальных кризисов.

Разновидностью предсказуемых кризисов является циклическийкризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания.

6. По времени протекания вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следст­вием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последст­вий.

Следует отметить, что любая классификация кризисов будет подчиняться единому правилу: Особенностью кризиса является то, что он, будучи даже локаль­ным или микрокризисом, как цепная реакция, может распростра­няться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации кризиса и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса, возможно и такое.

Признаки кризисов

Опасность кризиса существует всегда, даже когда его нет. Поэтому очень важно знать признаки наступления кризисных ситуаций и оценивать возможности их разрешения.

Преодоление кризисов — управляемый процесс. Об этом свиде­тельствуют многие кризисы, происходившие в истории развития человечества, производства и экономики. Успех управления зависит от своевременного распознавания кризиса, симптомов его наступ­ления.

Признаки кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза прояв­ления.

Существующая в настоящее время система показателей не была ориентирована на распознавание кризисов. Она работала на управ­ление ситуациями последовательного и “неуклонного”, так, по край­ней мере, считалось в прошлом в нашей стране, развития. Поэтому необходима разработка новых, по-видимому, синтетических пока­зателей, для того чтобы более точно и своевременно определять вероятность и момент наступления кризисных ситуаций. Распознавание кризисных ситуаций и предвидение кризисов сегодня в связи с большой сложностью управления и увеличива­ющихся масштабов производственной деятельности должно быть поставлено на профессиональную основу.

Существенным и наиболее контролируемым признаком кризисной ситуации является изменение в структуре управления и в атмосфере, царящей в верхних слоях управления предприятием.

Кризис — объективное явление в социально-экономической системе. Это представление согласуется с пониманием того, что в основе функционирования и развития социально-экономической системы лежит управляемая деятельность человека. Желание эф­фективно управлять ею может выражаться в стремлении расширять сферу управления, т. е. снижать долю неуправляемых процессов. Несмотря на “человеческую природу” кризисов, избежать их не удается. Более того, во многих случаях именно чело­веческая природа кризиса является его причиной и источником.

Вся деятельность человека построена на удовлетворении его ин­тересов, которые изменяются неравномерно и непропорционально. Интересы находятся в постоянном противоречии даже у отдельного человека, а тем более у социальных групп или классов общества. Противоречия интересов и объективная неравномерность их изме­нения определяют как возможность кризисов, так и их необходи­мость. Именно это лежит в основе всех кризисов в социально-экономической системе, даже кризисов, связанных в природными условиями. Нередки случаи использования природных катаклизмов в политических целях, перерастания их в кризисы политические и социально-экономические.

По мере развития социально-экономической системы наблюда­ется повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие — это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может иметь только человек. Именно они являются основой распознава­ния кризисов и управления их преодолением.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие процессы социально-экономической системы затрагивают кризисы?

2. С каким понятием тесно связано понятие «риск»?

3. Каковы основные тенденции существования социально-экономической системы?

4. В чем выражается связь функционирования и развития?

5. Что такое кризис?

6. Какими могут быть причины кризиса?

7. Каковы последствия кризиса?

8. Какие типы кризиса в социально-экономической системе можно выделить?

9. Как называется разновидность экономических кризисов и каковы её основные характеристики?

10. Какова основная особенность кризиса, вне зависимости от типа классификации?

11. Какими бывают кризисы по степени предсказуемости?

12. Какие кризисы считаются наиболее опасными для организации?

Тесты:

1. Понятие “кризис” теснейшим образом связано с понятием

а) «паника»;

б) «риск»;

в) «руководитель»;

г) «банкротство».

2. Какие процессы не являются последствиями кризиса:

а) разрушение организации – обновление организации;

б) преобразование организации – сохранение организации;

в) качественные изменения – количественные изменения;

г) функционирование организации – развитие организации.

3. К какому типу кризисов относится политический кризиса:

а) финансовый;

б) социальный;

в) технологический;

г) экономический.

4. Разновидностью предсказуемых кризисов является:

а) циклический;

б) экологический;

в) затяжной;

г) кратковременный.

5. Признаки кризиса дифференцируются по типологической принадлежности:

а) масштабы, область развития, причины, возможные последствия, фаза прояв­ления;

б) масштабы, проблематика, острота, область развития, причины;

в) масштабы, проблематика, острота, область развития, причины, возможные последствия, фаза прояв­ления;

г) масштабы, проблематика, острота, причины, возможные последствия, фаза прояв­ления.

6. Примерами технологического кризиса являются:

а) кризис технологической несовмес­тимости изделий;

б) кризис отторжения новых технологических решений;

в) политический кризис;

г) циклический кризис.

Наши рекомендации