Н. колоколов

Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ - ВШЭ, г. Москва.

Увеличение объема кредитования населения Российской Федерации и рост объема просроченной задолженности по кредитам обусловливают необходимость адекватного законодательного регулирования в сфере несостоятельности (банкротства) гражданина. Рассмотрение дел о банкротстве граждан судами общей юрисдикции должно послужить усилению социальной защиты граждан-должников.

Кто виноват...

Отношение к гражданам-банкротам у россиян двойственное. Одни настаивают на помещении таковых в долговые ямы, другие, наоборот, предлагают дать им шанс вернуться в лоно цивилизованных социально-экономических отношений.

Совершенно очевидно, что долговая яма - инструмент совсем уж далекого прошлого. Трудно назвать нормальным явлением и творимую в наши дни расправу с должниками с помощью ст. 159 УК РФ.

Так что же делать с несостоятельным должником, кто виноват в том, что гражданин оказался на наклонной плоскости, ведущей в бездну банкротства?

Обозначенные вопросы далеко не новы, ответы на них давно имеются. Во-первых, напомним, что категория "кредитор-должник" - парная, уже в силу этого обстоятельства одно без другого немыслимо. Только ли должник виноват в своей несостоятельности? Практика убедительно свидетельствует, что вина кредитора в банкротстве порой не меньше виновности должника. Более того, зачастую видно, что банк (иная финансовая организация), кредитуя гражданина, именно на его банкротство и рассчитывает, поскольку данное правовое состояние жертвы финансового прессинга для них является основным источником дохода.

Имеет ли право современное гуманное общество отдавать своих граждан на растерзание алчным ростовщикам? Ответ на данный вопрос в цивилизованном мире также хорошо известен: законодательство правовых, социальных государств в обязательном порядке включает в себя регламенты, позволяющие упорядочить отношения между кредитором и гражданином-банкротом. Суть этих регламентов: как можно скорее возвратить граждан в активную социально-экономическую деятельность. О проекте такого регламента мы уже писали <1>.

--------------------------------

<1> Банкротство или реабилитация гражданина // ЭЖ-Юрист. 2012. N 32 (735).

...и что делать?

Первоначально предполагалось, что дела о банкротстве граждан будут рассматриваться арбитражными судами, имеющими соответствующий опыт. Позже появилось осознание того, что данные судебные учреждения и в прямом, и в переносном смысле страшно далеки от народа.

Президент РФ В. Путин 22 марта 2013 года поручил разработать регламент об отнесении дел о банкротстве гражданина, не обладающего статусом индивидуального предпринимателя, к ведению судов общей юрисдикции.

ГД РФ в первом чтении приняла проект закона об урегулировании реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника.

Во исполнение поручения Президента РФ в целях устранения пробела в правовом регулировании отношений, возникающих в случае банкротства гражданина-должника, Пленум ВС РФ своим Постановлением от 16.04.2013 N 12 предложил внести ряд изменений в ГПК РФ, в частности дополнить его главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)".

Необходимость рассмотрения имущественных требований к гражданину-должнику, вытекающих из ненадлежащего исполнения последним долговых обязательств перед кредитором, в том числе и посредством процедуры банкротства этого гражданина, в судах общей юрисдикции согласно их компетенции, а не в арбитражных судах обусловлена как обстоятельствами объективного характера, так и субъектным составом данных правоотношений в силу следующих причин.

Гражданин-должник, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя, участвует в имущественных правоотношениях с целью личного потребления (приобретения) товаров, работ, услуг, не предназначенных для предпринимательской деятельности, в связи с чем не является субъектом экономической деятельности.

Поскольку заключаемые с участием такого гражданина договоры не носят экономического характера, взыскание образовавшейся вследствие их ненадлежащего исполнения задолженности направлено в первую очередь на исполнение гражданином своих обязательств перед конкретным кредитором и на возможность вновь стать полноценным субъектом гражданско-правовых отношений, а не на обеспечение финансового оздоровления и дальнейшего экономического развития или выведение из гражданского оборота, как это предусмотрено в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Как показывает опыт мировой юстиции по рассмотрению судами дел о банкротстве граждан, в большинстве стран эти дела разрешаются судами общей юрисдикции либо находящимися в их ведении специально созданными для рассмотрения таких дел судами (например, в Германии указанные дела рассматриваются судом, находящимся под юрисдикцией центрального земельного суда по гражданским делам; в США - специальными судами по делам о банкротстве, входящими в систему судов общей юрисдикции).

Гражданин-должник, не наделенный статусом индивидуального предпринимателя, в отношении которого будет разрешаться вопрос о признании его банкротом, кроме того, является участником иных правоотношений, например семейных, жилищных, трудовых. Без учета особенностей действующего правового регулирования таких правоотношений, не связанных с долговыми обязательствами гражданина, невозможно проведение процедуры банкротства в целом.

В случае рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве гражданина разрешение вопросов определения размера долговых обязательств должника, установления объема конкурсной массы и т.п. будет связано с необходимостью исследования иных вопросов, вытекающих из семейных, гражданско-правовых, трудовых и иных отношений, субъектом которых является гражданин-должник, что в силу характера и субъектного состава этих отношений предметом разрешения арбитражных судов быть не может. Иное противоречило бы общим принципам разграничения юрисдикционных полномочий между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, установленным в главе 7 Конституции РФ и нормах федеральных конституционных законов.

Отнесение же дел о банкротстве граждан к ведению судов общей юрисдикции будет способствовать обеспечению реализации права граждан-должников на доступ к правосудию, поскольку иное, учитывая построение системы арбитражных судов, будет сопряжено с необходимостью участия граждан в делах, рассматриваемых судами, значительно удаленными от места их жительства.

Рассмотрение дел о банкротстве граждан судами общей юрисдикции не потребует никаких дополнительных расходов из средств федерального бюджета.

Кроме того, исходя из накопленного судами общей юрисдикции опыта в обеспечении защиты экономически слабой стороны процесса, каковой в данном случае является гражданин-должник, рассмотрение таких дел именно судами общей юрисдикции будет способствовать усилению социальной защиты граждан в рамках дел о банкротстве.

Новая глава ГПК

Проектом федерального закона "О внесении изменений в ГПК РФ" предусматривается дополнение подраздела IV "Особое производство" раздела II ГПК РФ главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)", устанавливающей процессуальный механизм и особенности рассмотрения судами указанной категории дел по правилам особого производства с распространением на них общих положений, сформулированных для данного вида судопроизводства в главе 27 Кодекса, включая правила о субъектном составе лиц, участвующих в деле, и порядке рассмотрения и разрешения дела.

Рассмотрение судами общей юрисдикции дел о признании гражданина банкротом предполагается осуществлять в порядке особого производства, учитывая следующее.

Под банкротством в Федеральном законе от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Таким образом, в делах о банкротстве судом устанавливается юридический факт неплатежеспособности должника, что влечет возникновение обязательств должника по осуществлению платежей своим кредиторам, требования по которым удовлетворяются по особым правилам в рамках соответствующих процедур банкротства. В случае признания платежеспособности гражданина, а также в случае установления при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства наличия спора о праве, подведомственного суду, эти требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

Предлагаемые законопроектом особенности рассмотрения и разрешения дел о банкротстве граждан, предусмотренные в главе 32.1, сводятся к следующему:

- устанавливается территориальная подсудность данной категории дел - по месту жительства гражданина-должника;

- правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина несостоятельным (банкротом) наделяются должник, кредиторы, а также иные лица, которым такое право предоставлено законодательством о несостоятельности (банкротстве), например уполномоченные органы;

- помимо общих требований, установленных ГПК РФ, предусматриваются особые требования к содержанию заявления о признании гражданина банкротом и перечню прилагаемых к нему документов, подтверждающих заявленные требования;

- заявление о признании гражданина банкротом рассматривается судом по правилам, установленным ГПК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства;

- предусматривается возможность заключения мирового соглашения, в том числе по результатам проведения процедуры медиации;

- устанавливается порядок обжалования принимаемых судом в ходе рассмотрения дела о признании гражданина банкротом судебных постановлений как тех, возможность обжалования которых предусмотрена ГПК РФ (например, определениями об оставлении заявления без движения, о приостановлении производства по делу и т.д.), так и тех, право на обжалование которых предоставлено законодательством о банкротстве (например, определениями об утверждении перечня имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы, об отказе в утверждении мирового соглашения и др.).

Другие законы тоже нужно менять

В связи с дополнением ГПК РФ главой 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)" законопроектом предусматривается внесение ряда корреспондирующих изменений в нормы ГПК РФ, регулирующие действия суда на стадии принятия искового заявления (ст. 135), и нормы, определяющие основания для оставления судом заявления без рассмотрения (ст. 222).

Предлагаемые для внесения в ГПК РФ изменения, предусматривающие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел о признании гражданина несостоятельным (банкротом), могут вступить в силу только после того, как будет введен в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Согласно п. 2 ст. 23.1 Закона N 127-ФЗ положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Принятым ГД РФ в первом чтении проектом Закона вносятся изменения и дополнения в Закон N 127-ФЗ и иные федеральные законы в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника, а именно в Федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ГК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

Таким образом, после вступления в силу изменений и дополнений, вносимых в вышеуказанные федеральные законы, вводится в действие институт банкротства гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Предложения ВС РФ

Пленум ВС РФ предлагает:

- ч. 1 ст. 135 ГПК РФ дополнить п. 7 "заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), должно быть рассмотрено в деле о признании гражданина несостоятельным (банкротом)";

- ст. 222 ГПК РФ дополнить абз. 9 "заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства), должно быть рассмотрено в деле о признании гражданина несостоятельным (банкротом)";

- ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дополнить п. 5.1 о признании гражданина несостоятельным (банкротом).

По мнению высшего органа судебной власти, глава 32.1 "Признание гражданина несостоятельным (банкротом)" должна быть наполнена следующим содержанием.

Заявление о признании гражданина банкротом подается в суд по месту его жительства (ч. 1 ст. 289.1 ГПК РФ). С таким заявлением вправе обратиться должник, кредиторы и иные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства (ч. 1 ст. 289.1 ГПК РФ).

В заявлении о признании гражданина банкротом должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о его неплатежеспособности. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие эти обстоятельства и предусмотренные федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (ст. 289.2 ГПК РФ).

Заявление о признании гражданина банкротом рассматривается по правилам ГПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регулирующим банкротство (ч. 1 ст. 289.3 ГПК РФ).

При рассмотрении судом заявления о признании гражданина банкротом может быть заключено мировое соглашение в том числе по результатам проведения процедуры медиации (ч. 2 ст. 289.3 ГПК РФ).

Судебные постановления, которые выносятся судом при рассмотрении заявления о признании гражданина банкротом, могут быть обжалованы в суде апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные главой 39 ГПК РФ, если их обжалование допускается ГПК РФ и федеральным законом, регулирующим вопросы банкротства (ч. 2 ст. 289.3 ГПК РФ).

Скрипичников Д.В., Иванов О.М., Бондаренко Г.В., Волкова А.А., Янин Д.Д., Терентьев А.В., Зайцев О.Р., Воронин Б.Б., Липкин И.Б., Олевинский Э.Ю., Цветкова И. Перед вторым чтением закона // Арбитражный управляющий. 2010. N 4. С. 2 - 12.

Наши рекомендации