Разработка финансовой политики организации

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами. Для каждого предприятия существуют свои особенности в достижении стратегических и тактических целей, но вместе с тем имеет место общий подход к разработке финансовой политики.

Одной из задач разработки перспектив развития предприятия является разработка задач, которые соответствовали бы современным рыночным условиям, которые способствуют учету внешних и внутренних факторов развития предприятия.

Стратегическими задачами разработки финансовой политики являются:

1. максимизация прибыли,

2. оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия,

3. обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия,

4. использование предприятием рыночным механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по ряду направлений:

- проведение рыночной оценки активов,

- проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет,

- разработка программы мер по ликвидации задолженности по выплате ЗП,

- проведение анализа финансово-экономического состояния предприятия и выработка стратегии его развития,

- проведение инвентаризации имущества.

Основные направления разработки финансовой политики предприятия:

1. анализ финансово-экономического состояния предприятия,

2. разработка учетной и налоговой политики,

3. выработка кредитной политики,

4. управление оборотными средствами, КЗ и ДЗ-тью,

5. управление издержками, включая выбор амортизационной политики,

6. выбор дивидендной политики.

Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:

- анализ бухгалтерской отчетности,

- горизонтальный анализ,

- вертикальный анализ,

- трендовый анализ,

- расчет финансовых коэффициентов.

В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования СК, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяется размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли.

Горизонтальный анализ состоит в сравнении бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов (за 3-5 лет).

Вертикальный анализ – установление удельного веса отдельных статей отчетности и их сравнение с предыдущими годами.

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня предыдущего года.

При проведении анализа учитывают различные факторы, которые будут необходимы для установления общей ситуации. Анализ важен и с точки зрения привлечения инвесторов.

Для предварительной оценки финансово-экономического состояния все показатели предлагается разделить на 2 класса.

Показатели, рекомендуемые для аналитической работы:

1. показатели ликвидности

1.1.общий коэффициент покрытия означает достаточность ОбС у предприятия, которые могут быть использованы им для погашения краткосрочных обязательств. Расчет: отношение текущих активов (оборотных активов) к краткосрочным обязательствам >2. В ряде рекомендаций применяется его значение от 1 до 2. Нижняя граница обусловлена тем, что ОбС должно быть достаточно, чтобы они покрыли краткосрочные обязательства. Превышение оборотных активов в 2 раза подтверждает устойчивость развития предприятия, однако, если этот коэффициент = 4 и >, это нежелательно, свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании.

1.2.коэффициент срочной (критической) ликвидности – показывает прогнозные платежные способности предприятия, = 1 и >. Низкие значения показывают на усиление работы с дебиторами;

1.3.коэффициент абсолютной ликвидности (0,2÷0,5);

2. показатели финансовой устойчивости

2.1.соотношение заемных и собственных средств,

2.2.Ксос,

2.3.коэффициент маневренности;

3. коэффициенты интенсивности использования ресурсов

3.1.R активов по чистой прибыли,

3.2.R чистых активов по чистой прибыли – показывает окупаемость вложенных в предприятие средств акционеров,

3.3.R продаж = Прибыль от продаж / Объем продаж; свидетельствует о необходимости пересмотра цен или усилении контроля за себестоимостью реализованной продукции;

3.4.R ОС,

3.5.R ОбС;

4. показатели деловой активности – это показатели оборачиваемости оборотных активов. Нормативных значений здесь нет, но усилия руководства предприятия направлены на ускорение оборачиваемости.

Разработка учетной политики организации как системы методов и приемов ведения бухучета обязательна для всех предприятий в соответствии с ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия».

Выработка кредитной политики. Для этой цели проводится анализ структуры пассива баланса и соотношения собственных и заемных средств; решается вопрос о достаточности собственных средств. При их недостатке принимается решение о привлечении заемных средств и просчитывается эф-ть различных вариантов.

Принимая решение о привлечении заемных средств предприятие составляет план их возврата, определяет сумму процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты.

Финансовой службе предприятия рекомендуется:

1. рассчитать потребность в заемных средствах,

2. правильно выбрать кредитную организацию,

3. составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами

На этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами – выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия может быть меньше его КЗ-ти).

В результате анализа оборачиваемости ДЗ и КЗ рекомендуется провести следующие мероприятия:

1. принятие решений о замене неденежных форм расчетов или, по крайней мере, об установлении их критического уровня на основе эф-ти операций по переуступке прав требования долга или анализа эф-ти вексельных расчетов;

2. рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и во внебюджетные федеральные фонды.

В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности, либо ее реструктуризации, или провести списание безнадежных долгов и невостребованных сумм.

Управление издержками и выбор амортизационной политики

При разработке учетной политики предприятию рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наглядное представление о структуре затрат, уровне постоянных и переменных издержек.

В целях создания предпосылок принятия качественных решений по финансово-экономической деятельности необходимо четко определить долю переменных и постоянных затрат. Наряду с ними есть и смешанные затраты, которые состоят из постоянной и переменной части.

Управление финансами

В современных условиях требуется разработка обновленной системы управления финансами, которая основывается на разработке долгосрочной стратегии – разработке бизнес-плана. В бизнес-плане отражаются те виды деятельности, которыми предприятие будет заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Учет влияния внешних факторов – инфляция, покупательская способность, процентная ставка за кредит, таможенные пошлины, налоговые ставки и др.

Важный раздел – раздел, который характеризует рынок сбыта продукции (анализ потребителей и сегментация, уровень спроса, положение данного предприятия на рынке, т.е. его конкурентоспособность).

Важным является раздел, который отражает производственную и технологическую политику предприятия:

1. пр-ные мощности, наличие трудовых ресурсов, близость к потребителям и поставщикам, наличие долгосрочных активов (земля, основные пр-ные средства);

2. материально-техническое обеспечение производства.

Важной составляющей является обеспечение трудовыми ресурсами. При разработке бизнес-плана важно учесть соотношение темпов роста ПТ и темпов роста ЗП (в расчете на 1 р. выручки).

При разработке финансового плана производят расчеты прогноза прибыли и убытков. Для этой цели дается заключение о прогнозах материальных и трудовых ресурсов, прогнозов движения денежных средств. Финансовая политика организации должна строиться на принципах бюджетного планирования организации.

Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:

1. помесячное планирование бюджета структурных подразделений – оно даст более точные показатели уровня и структуры затрат, чем ныне действующая система бухучета в финансовой отчетности и более точное плановое значение размера прибыли, что важно для налогового планирования, включая платежи во внебюджетные фонды;

2. в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет предоставлена большая самостоятельность в расходовании экономии по бюджету фонда оплаты труда;

3. минимизация количества контрольных параметров бюджета позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работникам экономических служб;

4. бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия.

По периоду бюджетирования: краткосрочные (на год, квартал, месяц), долгосрочные.

По субъектам бюджетирования: сводные (по предприятию), частные (по подразделениям, по отдельным видам бизнеса).

По характеру изменения внутренней и внешней среды:

1. базовые бюджеты (отсутствие резких изменений),

2. пессимистический прогноз (значительные отрицательные изменения),

3. оптимистические прогнозы (положительные изменения финансового состояния).

Наши рекомендации