Понятие и назначение базисных условий поставки.

Заключение договора купли-продажи товара требует тщательного предварительного согласования ряда условий, в том числе условий установления цены на товар - объект контракта. Од­нaкo, это не может быть осуществлено без предварительной до­говоренности о разделении обязанностей продавца и покупателя.

В общем виде указанные обязанности относятся, в частности, к следующим стадиям: изготовление товара; упаковка в соответ­ствии с условиями контракта; транспортировка товара от про­давца к покупателю.

На этой последней стадии важнейшим вопросом, требующим согласования до подписания договора, является момент перехода от продавца к покупателю риска повреждения или утраты това­ра и в связи с этим вопрос о страховании товара на время пере­возки, а также дополнительной гарантии для продавца на слу­чай утраты товара во время перевозки.

Таким образом, цена товара определяется в зависимости от разделения обязанностей между продавцом и покупателем. По­этому условия, устанавливающие базис (основу) цены, в зави­симости от того, включаются ли расходы по доставке товара или нет, называются базисными.

В связи с этим необходимо заметить, что такое разделение имеет значение лишь с точки зрения движения товара после его изготовления, а потому может только оказать соответствующее воздействие на цену товара, но не является главным фактором, ее определяющим, поскольку стоимость товара формируется в производстве и окончательно выявляется на рынке в резуль­тате действия закона спроса и предложения.

Необходимо также отметить, что базисные условия поставок присутствуют в любом договоре международной купли-продажи товара, поэтому они должны тщательно обговариваться и фик­сироваться в тексте контракта. В противном случае при ненад­лежащем исполнении одной из сторон своих обязанностей мо­гут возникнуть серьезные проблемы во время соответствующе­го разбирательства в арбитражном суде. Так, нечеткое изложение в контракте разделения обязанностей между продавцом и поку­пателем может привести к тому, что будет сложно установить момент, в который товар считается поставленным, и момент перехода риска с продавца на покупателя.

Обязанности продавца и покупателя с точки зрения постав­ки товара включают в себя следующие основные аспекты:

а) погрузка-разгрузка товара;

б) перевозка товара;

в) экспортная и импортная документация;

г) экспортные и импортные пошлины и сбор (и, соответственно, таможенная очистка);

д) страхование товара;

е) момент перехода риска повреждения товара или его утра­ты с продавца на покупателя.

При этом следует учитывать, что, поскольку речь идет о до­говоре международной купли-продажи товар он, то согласно Вен­ской конвенции ООН 1980 г. коммерческие предприятия сторон, заключающих такой договор, должны находиться в разных го­сударствах. Следовательно, с точки зрения экспортных и импорт­ных сборов и пошлин приходится учитывать наличие, как пра­вило, двух таможенных границ. Исключение составляют случаи, когда товары пересекают государственные границы стран – членов интеграционной группировки. Так, на едином европейском рынке для товаров, произведенных в странах - членах единого рынка, таможенные пошлины отсутствуют при вывозе и ввозе в пре­делах единого рынка.

Поскольку в прошлом в практике международной торговли достаточно часто встречались случаи различного толкования разделения обязанностей продавца и покупателя (каждая из сто­рон, естественно, стремилась толковать положения контрактов свою пользу), возникла объективная потребность единообраз­ного понимания тех или иных терминов, используемых для фик­сиpoвaния в контрактах разделения обязанностей между продав­цом и покупателем.

Функцию обобщения торговой практики и выработки соот­ветствующих терминов, не допускающих разночтений, взяла на себя Международная торговая палата (InternationalChamber оfCommerce, ICC, штаб-квартира в Париже), которая с 1936 г. публикует Правила толкования торговых терминов (InternationalTermsforInterpretationofTradeTerms), - Инкотермс (от англ. Incoterms – InternationalCommercialTerms). В 1953, 1967, 1980 и 1990, 2000 и 2010 гг. были опублико­ваны новые редакции Инкотермс.

Следует иметь в виду, что в большинстве стран мира Инко­термс не рассматриваются как правила, имеющие силу закона. Приоритет имеют положения контракта. И если стороны желают включить Инкотермс в контракт, то они должны сделать в нем соответствующую оговорку. С 1 января 2011 года действуют правила «Инкотермс-2010».

В редакции Инкотермс-2010 имеется 11 терминов, объединенных в четыре группы: Е, F, С и D. Отнесение терминов к той или иной группе в ос­новном базируется на двух принципах: а) отгрузка – доставка товара; б) оплата основной перевозки.

Необходимо отметить принципиальную разницу между по­нятиями «отгрузка» и «доставка». В первом случае, если утерян товар, продавец не обязан поставлять товар взамен утраченно­го, во втором он обязан доставить покупателю товар взамен ут­раченного.

Распространенной ошибкой является использование некото­рых терминов Инкотермс, предназначенных для обозначения перевозки морским путем, в случаях поставки товаров железно­дорожным или автомобильным транспортом.

Разделение обязанностей между продавцом и покупателем может принимать самые различные сочетания, следовательно, некоторые варианты предполагают меньшие, а другие вариан­ты - большие обязанности продавца или наоборот покупателя.

Порядок расположения терминов по группамЕ, F, С и D на первый взгляд противоречит расположению букв в латинском ал­фавите. Однако на самом деле он подчинен строгой логике, посколь­ку за основу в нем принято возрастание обязанностей продавца и соответственно уменьшение обязанностей покупателя.

Наши рекомендации