Понятие и назначение базисных условий поставки.
Заключение договора купли-продажи товара требует тщательного предварительного согласования ряда условий, в том числе условий установления цены на товар - объект контракта. Однaкo, это не может быть осуществлено без предварительной договоренности о разделении обязанностей продавца и покупателя.
В общем виде указанные обязанности относятся, в частности, к следующим стадиям: изготовление товара; упаковка в соответствии с условиями контракта; транспортировка товара от продавца к покупателю.
На этой последней стадии важнейшим вопросом, требующим согласования до подписания договора, является момент перехода от продавца к покупателю риска повреждения или утраты товара и в связи с этим вопрос о страховании товара на время перевозки, а также дополнительной гарантии для продавца на случай утраты товара во время перевозки.
Таким образом, цена товара определяется в зависимости от разделения обязанностей между продавцом и покупателем. Поэтому условия, устанавливающие базис (основу) цены, в зависимости от того, включаются ли расходы по доставке товара или нет, называются базисными.
В связи с этим необходимо заметить, что такое разделение имеет значение лишь с точки зрения движения товара после его изготовления, а потому может только оказать соответствующее воздействие на цену товара, но не является главным фактором, ее определяющим, поскольку стоимость товара формируется в производстве и окончательно выявляется на рынке в результате действия закона спроса и предложения.
Необходимо также отметить, что базисные условия поставок присутствуют в любом договоре международной купли-продажи товара, поэтому они должны тщательно обговариваться и фиксироваться в тексте контракта. В противном случае при ненадлежащем исполнении одной из сторон своих обязанностей могут возникнуть серьезные проблемы во время соответствующего разбирательства в арбитражном суде. Так, нечеткое изложение в контракте разделения обязанностей между продавцом и покупателем может привести к тому, что будет сложно установить момент, в который товар считается поставленным, и момент перехода риска с продавца на покупателя.
Обязанности продавца и покупателя с точки зрения поставки товара включают в себя следующие основные аспекты:
а) погрузка-разгрузка товара;
б) перевозка товара;
в) экспортная и импортная документация;
г) экспортные и импортные пошлины и сбор (и, соответственно, таможенная очистка);
д) страхование товара;
е) момент перехода риска повреждения товара или его утраты с продавца на покупателя.
При этом следует учитывать, что, поскольку речь идет о договоре международной купли-продажи товар он, то согласно Венской конвенции ООН 1980 г. коммерческие предприятия сторон, заключающих такой договор, должны находиться в разных государствах. Следовательно, с точки зрения экспортных и импортных сборов и пошлин приходится учитывать наличие, как правило, двух таможенных границ. Исключение составляют случаи, когда товары пересекают государственные границы стран – членов интеграционной группировки. Так, на едином европейском рынке для товаров, произведенных в странах - членах единого рынка, таможенные пошлины отсутствуют при вывозе и ввозе в пределах единого рынка.
Поскольку в прошлом в практике международной торговли достаточно часто встречались случаи различного толкования разделения обязанностей продавца и покупателя (каждая из сторон, естественно, стремилась толковать положения контрактов свою пользу), возникла объективная потребность единообразного понимания тех или иных терминов, используемых для фиксиpoвaния в контрактах разделения обязанностей между продавцом и покупателем.
Функцию обобщения торговой практики и выработки соответствующих терминов, не допускающих разночтений, взяла на себя Международная торговая палата (InternationalChamber оfCommerce, ICC, штаб-квартира в Париже), которая с 1936 г. публикует Правила толкования торговых терминов (InternationalTermsforInterpretationofTradeTerms), - Инкотермс (от англ. Incoterms – InternationalCommercialTerms). В 1953, 1967, 1980 и 1990, 2000 и 2010 гг. были опубликованы новые редакции Инкотермс.
Следует иметь в виду, что в большинстве стран мира Инкотермс не рассматриваются как правила, имеющие силу закона. Приоритет имеют положения контракта. И если стороны желают включить Инкотермс в контракт, то они должны сделать в нем соответствующую оговорку. С 1 января 2011 года действуют правила «Инкотермс-2010».
В редакции Инкотермс-2010 имеется 11 терминов, объединенных в четыре группы: Е, F, С и D. Отнесение терминов к той или иной группе в основном базируется на двух принципах: а) отгрузка – доставка товара; б) оплата основной перевозки.
Необходимо отметить принципиальную разницу между понятиями «отгрузка» и «доставка». В первом случае, если утерян товар, продавец не обязан поставлять товар взамен утраченного, во втором он обязан доставить покупателю товар взамен утраченного.
Распространенной ошибкой является использование некоторых терминов Инкотермс, предназначенных для обозначения перевозки морским путем, в случаях поставки товаров железнодорожным или автомобильным транспортом.
Разделение обязанностей между продавцом и покупателем может принимать самые различные сочетания, следовательно, некоторые варианты предполагают меньшие, а другие варианты - большие обязанности продавца или наоборот покупателя.
Порядок расположения терминов по группамЕ, F, С и D на первый взгляд противоречит расположению букв в латинском алфавите. Однако на самом деле он подчинен строгой логике, поскольку за основу в нем принято возрастание обязанностей продавца и соответственно уменьшение обязанностей покупателя.