Становление и осн. школы древнеиндий. фил

Основные типы философского мировоззрения.

Философия - вид МЗ, отлич-ся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Типы:1.космоцентризм – философ МЗ, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции); 2.теоцентризм – тип философ МЗ, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе); 3.антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Предмет, структура и соцкульт. функц. филос.

Функции мировоззрения:1. аксиологическая.,2.ориентационная.

Предмет ‑«весь спектр отношений человека и мира в наиболее общем виде, познание предельных оснований природы, чел-а, общества и культуры».

Структура: 1.онтология (учение про общие принципы и основания всего сущего - бытия); 2.гносеология (теория познания); 3.эпистемология (методология научных исследований); 4.философская антропология (человековедение); 5.аксиология (учение о ценностях); 6.праксиология (учение о человеческой деятельности - взаимод с миром); 7.соц философия (учение об обществе и культуре).

Основные функции философии:1.мировоззренческая (интегратор мировоззрения); 2.методологическая (посвящает в методику мышления, теоретической деятельности); 3.оценочно-критическая.


Становление и осн. школы древнеиндий. фил.

Философия Древней Индии по времени своего появления является самой древней. В 15 веке до н.э. появились первые сочинения древних индийцев имеющих философское и религиозное содержание. Всего было написано около 25 книг философского и религиозного содержания. Весь этот комплекс книг получил название – «Веды». Веды делятся на четыре вида. Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Все многообразие школ классического периода развития индийской философской я буду их классифицировать в зависимости от того, принимают или отвергают они Веды, как источники философской традиции. 1.Для философии Ведантычасть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианства Новый завет. Ведантизм воспринимал Упанишады как основу откровения. 2.Очень древние ведические корни у классической йоги. Упанишады постоянно ссылаются на йогу как на путь достижения сверхъестественного состояния. Все восемь частей философии классической йоги восходят к элементам йогической практики. 3.Философия санкхьи, в частности, учение о Пуруше (подлинное «я», вечный, бесконечный дух) и Пракрита (природа, жизненная энергия). 4.Истоки умозрения школ ньяя и ваишешика о пяти элементах бытия (земля, вода, воздух, огонь и эфир), индивидуальной духовной субстанции (Атмане), о пространстве можно обнаружить в ранних Упанишадах. 5.Философия Мимансы имеет наименьшее отношение к Упанишадам. В соответствии с доминирующей традицией Вед, все учения ведического канона принимали догмат о возможности жизни после смерти, хотя большинство из них решительно отвергали идею божественного творения мира (миманса, йога, санкхья, ньяя и вайшешика). 1.Неортодоксальные школыотрицали основную догматику ранних Вед. 2. Менее очевидной выглядит связь с Упанишадами джайнизма - еще одной значительной религиозно-философской школы Индии. Здесь и отрицали роли традиционных богов и ритуала. 3.Совсем неясной представляется связь «атеистической» философии чарваки, поскольку эта школа считалась самым непримиримым противником. Большинство положений всех разделов ведического комплекса подвергалось чарваками уничтожающей критике: по их мнению, гимны Вед отличаются только лживостью, противоречивостью и многословием.




6.Философские учения древнего Китая. Древнекитайская цивилизация одна из древнейших на планете. В 6 веке до нашей эры там возникла философия. Для китайской философии характерно единство противоположностей. День-Н., Инь-Я., Свет-Т., Тёплый-Х ., Земля-Н. Философские школы, возникшие в этот период: Даосизм - китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Конфуцианство -философское учение, которое разработано Конфуцием и развитое его последователями. Конфуций думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией. Моизм- древнекитайская философская школа, которая разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Моизм составлял конкуренцию конфуцианству. Основатель Мо-Цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной тратой казённых средств. Инь-Янь Цзя -философская школа древнего Китая Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. На основе астрономических расчётов составлялись календари, правильность которых имела огромное значение. Центральная концепция Инь-Ян Цзя: «Это искусство возникает из обращения пяти сил: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Мин-Цзя- одна из шести основных философских школ Древнего Китая, называемая как «школа имён». Главные представители Дэн Си, Гунсунь Лун. Фа-Цзя -известна как «школа законников». Представители этой школы прославились тем, что когда они приходили к власти, то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Наши рекомендации