Проблема бытия в неотомизме
Главная составляющая неотомистского учение - это онтология - теория бытия, которое является следствием средневековой классической философской проблематики. Онтология неотомизма базируется на различии бытия «самого по себе» (esse) и «существующего» (ens) - т.е. всего того, что не есть бытие, но только обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего. Бытие - это то, что существует само по себе или «из самого себя», тогда как сущее - есть лишь нечто, наделенное бытием или то, что получило бытие. Другими словами, различие между бытием и сущим есть различие между нетварним и тварным бытием, между богом и миром. Бог, таким образом, есть чистое бытие или бытие как такове. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие.
Напомним, что сущность (essencia) какой-либо вещи в классической философии - это ее идея, что содержит в себе полную информацию о данной вещи. Сущности вещи противопоставляется существованию (exsistencia). Для вещей тварного мира, сущность и существование не совпадают - из наличия идеи вещи не следует с необходимостью, что данная вещь существует в действительности (например, существует идея динозавров, а сами динозавры не существуют). Для Бога же христианская теология постулирует тождество сущности и существования - поскольку Бог существует не случайно, а с необходимостью.
Возможны, однако, две разные интерпретации формулы «сущность равна существованию». В традиционной теологии в этой формуле акцент делается на сущности: сущность Бога такова, что из нее с необходимостью следует его существование. Иначе говоря, достаточно лишь создать верную идею Бога, чтобы признать его существующим (на этом принципе, в частности, строится знаменитый доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского). Существование Бога, таким образом, требует особых доказательств его существования с этой точки зрения самоочевидна.
Святой Фома Аквинский, а вслед за ним и неотомисты, переворачивают эту формулу (сущность = существованию) и делает акцент на существовании.
Не из сущности Бога следует его существование, а, наоборот, сущность Бога и является существованием как таковым. Таким образом, сущность здесь есть нечто производное от существования.
Именно эта идея примата существование над сущностью (которую святой Фома позаимствовал из философии Аристотеля) и определяет наиболее существенные черты философии томизма и неотомизма.
В частности, из примата существование над сущностью вытекает невозможность априорных (то есть доопытных) доказательств бытия Бога - бытие Бога невозможно вывести из той или иной идеи Бога. Такие доказательства оглашаются нетомистами «ненаучными». Вместе с тем, неотомисты признают, что существование Бога не самоочевидное, и, таким образом, требует доказательств.
Томистская теология пытается обосновать существование Бога кос-венным образом - исходя из анализа созданного мира. Исследуя созданный мир, мы с необходимостью индуктивно идем от него к его первопричины - Бога. Бог по отношению к миру выступает как первопричина (Создатель), перводвигатель, эталон совершенства, цель, к которой направлен мир в его развитии. Бог также, есть сила, которая правит всем миром и благодаря которой, мир представляет нам свое совершенство и гармонию.
Тождество в Боге сущности и существования интерпретируется неотомистами как всеполнота божественного бытия. Поскольку Бог и есть бытие как таковое, он не является чем-то конкретным, определенным бытием. Он есть «все», то есть завершенным, полным бытием, в котором все помыслы уже осуществлены, все существует на самом деле.
Сущность вообще трактуется как «ограничение» бытия, то есть это не бытие как таковое, а «именно это», вполне конкретное, определенное, ограниченное бытие. На основе сущностей (аристотелевских «форм») создаются Богом все земные вещи, включая и людей. Следовательно, любая вещь - есть ограниченное подобие Бога. Отсюда вытекает возможность познания Бога «по аналогии» с миром тварного бытия.
Философия, таким образом, не только может и должна доказывать существование Бога, но и, исследуя частичные подобия Бога в тварном мире, может также начать познавать через них и божественную сущность. Однако такое познание неизбежно ограничено - конечный разум человека не в состоянии охватить бесконечной полноты божественного бытия, поэтому метод положительного богопознания (по аналогии с созданным миром) должен быть дополнен методом отрицательного богословия. В последнем случае особо подчеркивается принципиальное отличие Бога и мира, невыразимость божественного в терминах человеческой речи, формах человеческого мышления. Мышление человека обречено лишь для познания конечных вещей - вполне определенного бытия (сущности), но не способно постичь бытие как таковое - во всей его полноте.
Такова, в общих чертах, онтология неотомизма.