Философское понимание бытия. Бытие и существование. Бытие и небытие. Субстанциональность бытия. Проблема единства и многообразия мира

Философское понимание бытия

Первым вопросом, с которого начинается философия, является вопрос о бытии. Разрушение несомненности мифа и мифологической интерпретации реальности заставило греческих философов искать новые прочные основания мира природного и человеческого. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция.

Второй важнейшей проблемой философии, осознанной и сформулированной несколько позже, является проблема человеческого бытия. Без ответа на вопрос о бытии вообще, человек не может постичь собственную природу. Верно и обратное суждение: без знания себя человек не в состоянии адекватно познать внешнюю реальность. Взаимосвязь вопросов о бытии и о человеке была осознана с самого начала существования философского знания и выразилась первоначально в представлении греков о соразмерности микро– и макрокосмоса. Позже, в эпоху Возрождения, философы предложили сходную идею взаимосвязи внешнего и внутреннего, придав ей мистический оттенок. Современная западная философская мысль все более склоняется к идее необходимости связи внешнего познания – познания объективного мира, и самопознания – постижения субъективной реальности. Единство ино– и самопознания формирует гармоничную личность и соразмеряет разные культурные миры: науку, философию, религию, искусство. Таким образом, с одной стороны, вопросы о бытии и человеке составляют два полюса философского знания, а с другой – незримо присутствуют в любой философской проблеме.

Итак, бытие – самая общая характеристика мироздания, с этим согласны все философы. Однако наполнение этой категории конкретным содержанием на протяжении более чем двухтысячелетней истории философии сопровождается многочисленными спорами. В философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на новой основе и в иной интерпретации.

Бытие и существование

Категория «существование» является вторичной по отношению к категории «бытие». Если бытие – отражает неизменность и бесконечность мироздания в целом, то «существование» («сущее») – это категория, отражающая факт наличия конкретного, единичного предмета. Существуют конкретные явления и процессы, которые со временем разрушаются. Таким образом, категория существования позволяет понять мир не только как вечный, бесконечный и безграничный, но и как временный, имеющий границы и положение, взаимодействующий и многомерный. Существующие вещи – это различные формы бытия.

Бытие и небытие

Категории «бытие» и «небытие» являются взаимосвязанными. Первичное определение любой вещи или предмета – это указание на то, чем данный предмет не является. Вопрос в том, как понимать это «не является». Принято считать, что небытие (ничто) – это категория для обозначения того, чего нет, что не существует. Все вещи и явления в мире рождаются из небытия и в небытие уходят. Уникальность каждой вещи в мире – также является причиной ее исчезновения в небытии после разрушения или смерти. Для обоснования категории небытия как исходного пункта философствования приводится ряд доказательств:

— доказательство от времени: существование настоящего предполагает небытие прошлого и будущего;

— доказательство от пространства: бытие вещи в том или ином месте предполагает отсутствие, небытие в другом;

— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его уже нет, и его нет там, где оно еще есть;

— доказательство от возникновения нового: всякое новое отсутствовало прежде, его не было в условиях, его породивших, а там, где новое появилось, прежде его не было;

— доказательство от противоположностей: всякое явление имеет свою противоположность, бытие которого есть одновременно его небытие («добро» и «зло», «+» и «-», «движение» и «покой», «материя» и «сознание» и др.).

Но эти, а также целый ряд аналогичных способов доказательств существования и абсолютного характера небытия становятся бессмысленными, если иметь в виду, что переход бытия в небытие представляет собой переход одной конкретной (относительной) формы бытия в другую. Ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, а лишь переходит из одной формы бытия в другую.

Субстанциональность бытия

Категория субстанции отражает конкретное наполнение пустого и абстрактного понятия «бытие». Вводя понятие субстанции, философы от констатации наличия бытия переходят к выяснению вопроса о том, что же именно существует.

Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все многообразные вещи существуют. В свою очередь субстанция не нуждается в чем-либо для собственного существования. Она является причиной самой себя. Субстанция обладает атрибутами, которые понимаются как ее неотъемлемые свойства, и существует через множество модусов — своих конкретных воплощений. Модус не может вести независимого от субстанции существования, причиной этого существования выступает субстанция.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Споры о материальной или, напротив, духовной природе субстанции ведутся в философии на протяжении нескольких веков.

Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы. Это не означает, однако, что ранее в философии не было представления о субстанции, но представление и точное философское понятие – не одно и то же. «Под субстанцией, – писал Спиноза, – я понимаю то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться». В пантеизме Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом – с другой, существуя через многочисленные атрибуты и модусы. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество – природа.

Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицает возможность существования материальной субстанции и настаивает на ее духовной природе. Дж. Беркли утверждает, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком-либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией. Точка зрения субъективного идеализма Дж. Беркли, таким образом, принципиально конфликтует с натуралистическим пантеизмом Б. Спинозы.

Пантеистическое, близкое к материалистическому понятие субстанции уже в XVIII в. было модифицировано. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом. Термин «субстанция» стал употребляться в значении «субстрат вещей». Такое редуцированное понимание спровоцировало последующие попытки устранения понятия субстанции из философии за ненадобностью.

Проблема единства и многообразия мира

Проблема единства мира – одна из центральных в онтологии и, несмотря на кажущуюся простоту, сложнейшая. Суть ее можно сформулировать следующим образом: как и почему мир, будучи единым в основе, в своем эмпирическом существовании представлен таким многообразием форм. Осознание проблемы единства и множественности мира уже в Античности породило два крайних варианта ответа. Так, элеаты утверждали, что бытие едино, а множественность является иллюзией, ошибкой чувств. Множественность и движение нельзя мыслить непротиворечиво, поэтому они не существуют. Гераклит дал прямо противоположный ответ: бытие есть постоянное изменение, и его суть – в многообразии. Гераклит известен афоризмом «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», который как раз и выражает суть его философии.

Платон, совместив концепции элеатов и Гераклита, утверждал, что мир един. Основу единства составляют идеи, многообразие же, воспринимаемое органами чувств, принадлежит миру становления, порожденному соединением бытия и небытия. Платон удвоил реальность: мир стал существовать в умопостигаемой форме единства и ощущаемой форме множества.

Ученик Платона Аристотель сформулировал более сложную и развернутую концепцию соотношения единого и многого. Аристотель начал полемику с первыми греческими философами и выступил против отождествления первоначал с вещественными элементами. Вещественные первоначала недостаточны, чтобы вывести из них все существующее. Кроме материальной причины в мире существует еще три типа причин: движущая, формальная и целевая. Впоследствии Аристотель свел эти три причины к понятию формы, а возникновение многообразия в мире объяснял взаимодействием материи и формы. Источником и первопричиной движения Аристотель считал неподвижный перводвигатель – актуальное и абсолютное первоначало.

Философия Средневековья предложила свою версию соотношения единого и многого. Единство мира заключается в Боге. Бог есть высшая личность, вечность – его атрибут. Материя творится Богом, соответственно, все многообразие мира – результат творческого усилия Бога.

Подобная интерпретация проблемы качественного многообразия мира не могла удовлетворить философов и естествоиспытателей Возрождения и Нового времени. В это время появляется новый ответ на проблему единства и многообразия – пантеизм. Пантеизм отождествляет природу, разум и Бога, тем самым растворяя источник движения материи – духовное начало – в ней самой. Мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Сторонниками пантеизма в его мистической и натуралистической формах были Н. Кузанский, Д. Бруно, Б. Спиноза.

Наши рекомендации