Этико-философские системы Древней Индии
УДК 17(075.8) ББК 87.7я73
© Коллектив авторов, 2002
ISBN 985-6516-96-Х© Оформление. ООО «Новое знание», 2002
■
Уважаемый читатель!
Перед Вами учебное пособие для изучения нового для Вас курса — ЭТИКИ. Этика — особая философская наука. Она не только дает некоторую сумму знаний в области морали, но и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных ситуациях жизни. Этике нельзя научить,если человек сам не стремится к этому. Этике можно только научиться,самому осваивая и усваивая накопленную на протяжении тысячелетий мудрость, размышляя, принимая или отвергая ее. Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие призвано оказать Вам помощь в изучении этой Мудрости.
Учебное пособие «Этика» ставит своей целью раскрыть сущность и роль морали на различных этапах развития культуры; познакомить с опытом осмысления нравственных проблем межличностных отношений; продемонстрировать и предложить сознательному выбору читателя основные нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности.
Надеемся, что данное пособие не только удовлетворит информативно-познавательный интерес студентов и учащихся, но и будет способствовать повышению их духовности и общей культуры. Вопросы и задания, помещенные в конце каждого раздела, придают пособию практическую направленность, стимулируя как индивидуальное осмысление актуальных моральных проблем, так и дискуссии в студенческой среде. Словарь терминов поможет сделать текст более понятным и вместе с тем обогатит Ваш лексический запас. А рекомендуемая литература не только понадобится Вам при подготовке докладов и рефератов, но, возможно, вызовет желание приобщиться к первоисточникам философско-этической культуры.
Пособие состоит из четырех разделов. Первые три раздела посвящены теоретическим проблемам «большой этики», обзору этических учений, описанию истории и анализу теории морали (ее сущности, системе и функциям), а также высших моральных ценностей, выступающих как основа стратегии «правильной жизни» человека. В четвертом разделе рассматриваются некоторые аспекты прикладной этики: необходимые и актуальные в современных условиях
кета. |
нравственные проблемы общения с окружающей средой, составляющие предмет экологической и биомедицинской этики; а также моральные проблемы межличностного общения, в котором проявляются тонкости и «хитросплетения» этики. Таким образом, Вашему вниманию предлагаются как теоретические вопросы коммуникации с ее современными - открытыми проблемами, так и практические вопросы внутренней и внешней культуры общения и этиг-
) |
ВВЕДЕНИЕ, или ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЭТИКА? Не для школы, а для жизни мы учимся.
Сенека
«XXI век будет веком гуманитарной культуры, если он будет вообще». Эти слова принадлежат известному французскому философу К. Леви-Стросу, а смысл их в том, что у человечества может не оказаться будущего, если оно не обратит свой интерес к гуманитарному развитию личности, духовным аспектам ее жизни.
В современной системе духовных ориентации отчетливо проявляется противостояние двух полярных ценностно-мировоззренческих установок, двух принципов — технократизма и гуманизма. Первый связан с признанием примата техники и технологии как главных факторов мирового прогресса. На его основе сложился своеобразный культ инструментального знания и прагматического действия. В его рамках даже человек стал рассматриваться лишь как средство («человеческий фактор»). Другой подход связан с преимущественным интересом к человеку как к цели — вспомните афо-1ризм древних: «Человек есть мера всех вещей». Лишь человеческим измерением может быть определена истинная ценность всего происходящего в мире, истинный смысл истории, суть которого — человеческое счастье. Это гуманистический подход, который позволяет не только вывести человека из тупика потребительства, но и возродить высшие гуманистические ценности, делающие человека Человеком. Принципы гуманизма, терпимости, понятия добра, сострадания, совести, смысла жизни — все это составляет предмет изучения ЭТИКИ, которая выступает тем самым гуманистической основой формирования личности.
Необходимость гуманистического подхода обусловлена не только его глобальностью и общезначимостью для достойной жизни человечества, но-и конкретно-социальными потребностями общества. Демократизация и гуманизация общественных отношений вместо господствовавших ранее классовых ценностей выдвигают на первый план интересы и права личности и — вместе с тем — требуют их серьезного осмысления в контексте гражданских прав, свобод и общественных интересов. Потребность в подготовке молодого поколения к жизни и социальному творчеству делает необходимыми такие качества лич-
f
Введение
ности, как гражданственность, патриотизм, чувство долга, справедливости, чести, достоинства. Все это понятия этического ряда, и они не могут быть сформированы без сознательного выбора, предполагающего их знание и понимание человеком. Так этика становится важнейшим фактором гражданского образования личности.
Следует также отметить культурологический аспект этики. В широком смысле этика приобщает человека к истории формирования нравов как к элементу мировой культуры, расширяя тем самым его кругозор и повышая его общекультурный уровень. В узком смысле этика есть теоретическая основа культуры общения, а последняя сегодня близка к кризису. Во всех сферах — от интимной до социальной — демонстрируется незнание элементарных правил общежития и взаимного уважения. Растет агрессивность, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого: Но вместе с тем возрастает потребность в доброте, милосердии, взаимопонимании, любви, все более значимыми становятся душевность и духовность личности. Поэтому раскрытие «тайн» общения является сегодня не только нашей всеобщей потребностью, но и общественной необходимостью. Изучение этики призвано способствовать устранению пробелов и упущений в культуре общения и формированию коммуникативных качеств личности.
Таким образом, этика выступает одним из необходимых факторов становления современного интеллигента— человека, которого характеризует не только высокая профессиональная подготовка, но и общая культура, гражданственная ориентация, приверженность высоким гуманистическим принципам. Ведь интеллигентность— понятие духовно-нравственное, ее нельзя отождествлять лишь с обра-зованностью или определенным социальным положением. Поэтому диплом о высшем образовании — отнюдь не гарант интеллигентности. Он свидетельствует прежде всего о наличии специальных знаний. Интеллигентность же, в отличие от «образованщины» (А. Солженицын), предполагает еще и знания гуманитарные, широту мировоззрения, высокие нравственные идеалы и принципы, что и обеспечивает тонкость и развитость души, обостренность чувств, четкую гражданскую позицию, способность и готовность «взвалить на себя всю боль мира» или, по крайней мере, собственного народа.
Этика помогает нам в этом, заставляя искать ответы на вечные вопросы: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что есть Счастье? Это вопросы о нравственном долге человека, о соотноше-
________________________ 7
нии целей и средств его выполнения, о свободе и ответственности перед собой, перед людьми, перед своим временем. Эти проблемы встают перед каждым человеком. Но особенно остро они волнуют в молодые годы, когда обо всем хочется иметь собственное мнение и когда от решения этих вопросов во многом зависит, как сложится жизнь, каким состоится человек - для себя и для других Этика не навязывает готовых ответов на эти сложные вопросы, но она дает ту необходимую основу, тот ориентир, который поможет Вам самостоятельно решать эти задачи. Нужно ли это людям, готовящим себя к вполне определенной практической деятельности? Думается Да. Ведь каждый из нас, помимо того, что он является или скоро
станет профессионалом-специалистом, прежде всего - человек среди
людей. v M
Раздел I
Предмет этики и история этических учений
Глава 1.
Что такое этика
Каждому человеку судьбу создают его нравы.
Корнелий Непот
У современного человека слово «этика» вызывает несколько устойчивых ассоциаций. Во-первых, это нечто, имеющее отношение к поведению людей. Во-вторых, это определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. В-третьих, это особый регулятор отношений между людьми. Действительно, этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.
1.1. Предмет, специфика и задачи этики
Этика относится к классу гуманитарных дисциплин (от лат. homo — «человек»), объектом которых является человек. Специфический аспект, в котором человеческая жизнь рассматривается этикой, — это общение, понимаемое не как один из атрибутов человеческой жизни, а как ее фундаментальная предпосылка и основа. Нередко, обсуждая проблему общения, вспоминают слова известного французского писателя-гуманиста Антуана де Сент-Экзюперй о том, что «единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Это действительно так. Но этика рассматривает общение не только как «роскошь», но и как насущную необходимость, как важнейшую потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Вся человеческая жизнь есть система отношений. Каждый человек должен «вписаться» в систему отношений, должен найти верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Не случайно этику именуют
12 Раздел I. Предмет этики и история этических учений
«философией практической жизни», изучающей «человека общественного» , «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей. И в этом аспекте целью этикиявляется создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Существует давняя традиция считать главным вопросом этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда в той или иной мере осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти своего рода «баланс» общественного и личного блага. Для этого существуют так называемые «социальные регуляторы» поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Общество не может не заботиться об этом, ибо без эффективной оценки и регуляции отношений оно просто не сможет существовать как социальное целое.
Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка — это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Дж.Э. Мур, основоположник новейшей английской этики, справедливо подчеркивал: прежде чем определить, какое поведение людей является правильным — моральным — и неправильным — аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» — эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.
Термин «этика»впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, привычка, характер). Отсюда «этикос» - имеющий отношение к нравам; то есть «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, а именно — философию морали («мораль» и «нравственность» — синонимы, по-ладыни mores — «нравы»). Таким образом, этика— это особое
Глава 1. Что такое этика 13
гуманитарное учение, предметом которого является мораль(нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло.
Как теория морали этика изучает ее генезис, сущность, специфику; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Вместе с тем специфика этики заключается не только в ее предмете.
Этика имеет особые методы исследования своего предмета — такие, например, как изучение общественного мнения или историческая реконструкция нравов не только (и не столько) по документам, сколько по художественным произведениям. Для этики характерен и свой особый язык, своя терминология, с помощью которых она описывает нравственные явления, формулирует свои принципы, этические концепции и теории.
Своеобразие этики состоит и в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, то есть отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, она является одновременно частью самой морали. Иными словами, она не только отражает реальную мораль, по и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя, на что она должна быть направлена и в чем состоит ее совершенство — добродетель. Поэтому этику изучают не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы стать добродетельным (моральным).
Этика имеет дело с моральной практикой в той мере, в какой эта последняя зависит от разумного выбора самого человека. Поэтому всякая развитая этическая система включает в себя более или менее детализированную нормативную программу достойного поведения, задающую перспективу синтеза добродетели и счастья. А. Гусейнов определяет этику как «рефлексию над моральными основаниями человеческого существования, понимая под рефлексией обращенность сознания на самое себя». Если мораль есть непосредственное сознание смысла жизни в процессе самой жизни, то этика есть «сознание сознания жизни, то есть сознание жизни второго уровня». Почему моральное сознание постоянно нуждается во вторичной рефлексии?
■■
14 Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Глава 1. Что такое этика 15
Причина состоит в том, что оно очень часто попадает в конфликтную ситуацию — кризис ценностей, когда мораль теряет свою очевидность, а люди перестают понимать, что есть добро и что есть зло. Такое происходит, например, когда сталкиваются различные культуры или культурные эпохи, или когда новые поколения резко порывают с традиционными устоями. Чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново отвечать на вопрос, что такое мораль, обосновывать ее необходимость и давать новое ее понимание.
Занимая определенное место в системе гуманитарного знания, этика имеет свою специфику и вместе с тем она тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности, этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости.
Особо следует отметить связь этики и философии. Как уже говорилось, этика — философское учение, а в рамках философии ее особенность состоит в том, что она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время — например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи,стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — то, что принято называть нравственной культурой общества;
2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».
Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Можно ли научить человека морали, вооружив его этими знаниями? Становится ли он автоматически моральным, как только узнает, «что такое хорошо и что такое плохо»? Достаточно ли этого? И кто решает, чему учить, что на самом деле «хорошо» и что — «плохо»? Нам.представляется, что разгадка здесь в том, что можно и нужно учить морали, но нельзя (а возможно, и не нужно) морали научить: ей можно только научиться. Почему?
Подсказка к решению проблемы содержится, на наш взгляд, в учении выдающегося философа XX века Эриха Фромма о двух сторонах этики — гуманистическойи авторитарной.
1.2. Этика гуманистическая и авторитарная
Казалось бы, относясь к системе гуманитарного знания, всякая этика непременно должна носить гуманистический характер. Однако история этики и практика морали показывают, что это не совсем так.
И истории человечества есть периоды, когда этика и мораль действительно ориентированы на человека,считают его высшей ценностью и целью. Это и есть гуманистическая этика.В какой-то мере таковыми являлись, например, этика античности и этика Возрождения, в наше время элементы гуманистической этики присущи демократическим гражданским обществам. И есть периоды и ситуации, когда высшей ценностью и целью этики и морали объявляется не человек, а нечто иное, внешнее по отношению к нему (например, идея коммунизма или мирового господства), а сам человек рассматривается лишь как средство достижения этой цели. Это характерно для всех тоталитарных режимов и обществ как в прошлом (восточные деспотии, европейский абсолютизм, германский фашизм, советская тоталитарная система), так и в настоящем. Этика, господствующая в подобных обществах, навязываемая ими, как правило, будет носить авторитарный характер.В чем же состоит различие между этикой гуманистической и этикой авторитарной?
В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Принципиальная позиция гуманистической этики заключается в том, что она рассматривает
16 Раздел I. Предмет этики и история этических учений
человека в его телесно-духовной целостности, полагая, что «цель человека — быть самим собой,а условие достижения такой цели — быть человеком для себя»(Э. Фромм). Это одно из самых сложных положений гуманистической этики, считающей, что основы «добродетели» заложены в характере зрелой и целостной личности, а «порок» заключается в безразличии к своему Я. Поэтому, считает Э. Фромм, «не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я: вот высшие ценности гуманистической этики». Таким образом, гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки.
В этом гуманистическая этика противоположна этике авторитарной. Если в гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблюдает — то в авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.
При этом следует отметить, что и гуманистическая этика не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Первый основан на знании, компетентности. Он не только допускает, по и требует внимательного анализа и критики со стороны тех, кто его признает; его признание зависит от его действенности. Источником второго служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. Рациональный авторитет основывается на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знания, опытом, умениями (учитель —ученик). Иррациональный авторитет по своей природе строится па неравенстве и подчинении, которые предполагают приоритет ценностей авторитета, признание его права на одобрение или осуждение с позиций его собственного интереса.
Авторитарная этика базируется па иррациональном авторитете, опирающемся на страх, зависимость и насильственное (физическое или моральное) принуждение. Гуманистическая этика совместима лишь с рациональным авторитетом, предполагающим знание широкого веера авторитетных этических доктрин и свободный сознательный выбор на их основе собственной линии поведения.
______________________ Глава 1. Что такое этика________________________ 17
Гуманистическая этика антропоцентрична, но не в том смысле, что человек — центр Вселенной, а в том, что все его ценностные суждения определяются особенностями и интересами его существования. Для нее на самом деле человек — «мера всех вещей». С гуманистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми. Но любовь к ближнему — не сверхчеловеческий феномен: это нечто врожденное, считает гуманистическая этика. «Любовь — не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это его собственная сила, благодаря которой он роднится с миром и делает мир по-настоящему своим» (Э. Фромм).
Вместе с тем следует иметь в виду, что авторитарная и гуманистическая — это не две разные этики, а две стороны, две возможности, два «лица» одного феномена. Поэтому, во-первых, в одну и ту же эпоху они могут параллельно сосуществовать и действовать в качестве регулятивов. Во-вторых, одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации.
Показательны в этом отношении христианство и марксизм. Неся в себе безусловно гуманистическое содержание и идеалы любви, предоставляя человеку право выбора — верить или не верить в Бога и эти идеалы, христианская религия в ее институциональном выражении зачастую действовала авторитарными методами, апеллируя к Богу как к внешнему авторитету, опираясь на страх и наказание. В марксизме благие гуманистические порывы также реализуются средствами насилия, утверждая необходимость ориентации не на интересы личности, а на интересы социума. Сочетает в себе элементы авторитарной и гуманистической этики и знаменитый категорический императив Канта: ведь его требование относиться к другому как к цели, а не средству —. императив, повеление, оно не оставляет выбора для морального субъекта. Авторитарный характер этих этических концептов не перечеркивает их культурно-исторического значения, однако мы должны отдавать себе отчет в их сущности.
В-третьих, в поведении одного и того же человека могут проявляться одновременно или последовательно и гуманистические, и авторитарные наклонности. Так, гуманистические ценности и идеалы могут зачастую внедряться в жизнь авторитарным путем (например,
18 Раздел I. Предмет этики и история этических учений
Глава 1. Что такое этика 19
требования родителей и педагогов по отношению к детям, порождающие пресловутую проблему «отцов и детей»).
Наконец, возможны ситуации, при которых наиболее эффективным и действенным выступает авторитарный способ морального регулирования. Это, например, экстремальные ситуации, чрезвычайные обстоятельства, когда жесткие авторитарные требования оказываются гуманнее свободного выбора граждан (требование эвакуации населения из зоны стихийного бедствия). Поэтому трудно давать однозначную оценку тому или иному виду этики. В каждом конкретном случае следует подходить к проблеме этической оценки конкретно.
Разумеется, нельзя не проникнуться симпатией к гуманистической этике, остаться в стороне от декларируемых ею благородных идеалов. Но, к сожалению, как наше общество нельзя еще назвать демократическим, так и наша этика не является пока гуманистической. В условиях нынешнего социального времени и пространства гуманистическая этика выступает пока еще как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу демократизации и гуманизации общества, которое неизбежно должно научиться, наконец, реализо-вывать принцип отношения к человеку как к высшей ценности. Мы же пока лишь нащупываем пути перехода от привычной нам «старой», авторитарной, к «новой», гуманистической этике. Современное состояние этики — и как науки, и как учебной дисциплины — может быть охарактеризовано как состояние морального смятения.^ С одной стороны, подвергнуты критике и распались традиционные представления и принципы марксистско-ленинской этики, носившей ярко выраженный авторитарный характер, проявляющийся в жестких ригористических требованиях следования коммунистическому идеалу. С другой стороны, все более популярной становится релятивистская этика постмодернизма, в наиболее радикальном своем варианте предлагающая ценностные суждения и моральные нормы считать исключительно делом вкуса и произвольных предпочтений индивида. Есть ли выход из этого положения, чреватого кризисом человечности в обществе?
Нам представляется, что выход — в овладении основами гуманистической этики, опыт изложения которых представлен в этом пособии. Не все в нем получилось так, как хотелось бы, и, возможно, что-то в этой книге будет вызывать у вас несогласие, что-то — казаться излишне категоричным. Мы не будем навязывать вам своих
установок и мнений. Гуманистическая этика, в отличие от авторитарной, — этика, открытая для критики, дополнения, развития. Поэтому и успех попытки перехода к гуманистической этике возможен только в том случае, если вы, наши читатели, вместе с нами будете сравнивать, размышлять, спорить, выбирать и принимать решение: что есть человек для себя и каким ему быть.
Конечно, решению этой задачи можно посвятить всю свою жизнь, можно попытаться дать ответ на нее сразу, основываясь лишь на своем жизненном опыте, а можно привлечь для этого всю накопленную человечеством «информацию к размышлению». В последнем случае, наиболее эффективном, нам понадобится обращение к этике как к науке, имеющей свою упорядоченную структуру.
1.3. Структура этики
В зависимости от приверженности той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется но-разному. Руководствуясь основными принципами гуманистической этики и пониманием ее роли как «практической философии», мы считаем, что правомерно выделить в ней ряд основных блоков:
1) история этики и морали,описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);
2) теория морали— учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
3) нормативная этика— обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностяхи предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни»;
4) прикладная этика— совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному по-
20______________ Раздел I. Предмет этики и история этических учений
ведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:
—экологическую этику,рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде,
—этику гражданственности,разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
—ситуативную этику,в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);
—профессиональные этики— системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
—этику делового общения,выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Изучение курса этики предполагает знакомство с этими структурными элементами, их усвоение, оценку и личный выбор — принятие или отторжение тех или иных положений, выработанных этикой в процессе ее исторического развития.
Вопросы и задания
1. Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия? Выполнима ли такая задача этики, как «учить морали*? Можно ли научить морали?
2. «Ситуативная» этика: любые ли ситуации жизни подпадают под этические нормативы? Можете ли Вы назвать ситуации «вне этики»?
3. Что значит, на Ваш взгляд, относиться к другому человеку «как к средству» и что — «как к цели»?
4. «Если этика — учение о моральных нормах общества, то не означает ли это, что следование этическим нормам ведет к унификации человеческой личности, — размышляет студент Ю.К. — И тогда не является ли она средством для отбора тех качеств, которые полезны обществу, остальные — долой»? Что Вы думаете по этому поводу?
5. «Не считаете ли Вы, что этика — порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?» Такой вопрос задал студент М.М. преподавателю. Что бы Вы ответили ему?
Глава 2.
История этических учений
История — учительница жизни. . Цицерон
. ■'
Проблемы, о которых шла речь, составляют предмет этики на протяжении тысячелетий. Разумеется, невозможно достаточно подробно и глубоко изложить их на нескольких страницах учебного пособия. Подлинная, полная драматических коллизий история этических учений может раскрыться при знакомстве с первоисточниками — произведениями великих мыслителей прошлого и современности. Задача же этого раздела — быть своеобразным путеводителем, акцептирующим внимание на основных вехах в развитии этики.
■ ■■■.•',■■-■
2.1. Этические учения Древнего Востока
Первые зачатки этических знаний появляются в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия), которые начали складываться в VI—II тыс. до н.э. на основе ирригационного земледелия в бассейнах «великих рек». Ритмичность природной стихии, необходимость организованных коллективных усилий в производительной сфере, стремление сохранить природное равновесие и обеспечить незыблемость и эффективность государственных устоев, а также глубокие корни и распространенность религиозных культов — все это предопределило образ жизни людей Древнего Востока. Жизнь человека — от рождения до смерти — подчинялась социальным нормам и предписаниям, а следование им являлось главным условием его бытия; личностью он еще не стал и силы свои тратил на то, чтобы занять соответствующую ячейку в сетке общественного устройства, которое обеспечивало ему чувство сопричастности с другими и личную безопасность.
22 Раздел I. Предмет этики и история этических учений________________
- На Востоке мудрость идет «от жизни», а не от науки, поэтому и восточные этические учения отличаются от западных своей ориентацией на образ жизни, на общественно-производственную и обыденную деятельность людей. Развитие этической мысли этого региона шло в особых социокультурных условиях, среди которых выделяются следующие:
- культ прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;