Философия Древней Индии: основные философские школы и идеи.

Вторая половина II-го тысячелетия до н.э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:

 священные тексты гимнов;

 описание ритуальных действий;

 откровения, пророчества и т. д..

Каждая веда позднее «обросла» брахманами т.е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.

Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:

1. Ригведы – (знание гимнов);

2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);

3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное

толкование мироустройства.

Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего

выступает безличное сущее – Брахман.

Брахман – субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.

Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму). Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено. Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни. Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.

В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.

Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».

Среди множества мировоззренческих школ получили распространение

джайнизм и буддизм.

Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное

Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н.э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны (угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.

Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:

1) правильное понимание мира, и своего места в мире;

2) правильная вера;

3) правильная жизнь во имя личного спасения.

Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.

Буддизм– одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом).

Возник в VI – V вв. до н.э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм

распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и

Сибири.

Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой. Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть. Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.

Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и

недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе.

Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через

самоистязание не дойти до высшей истины. Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину. Спасение достигается через освобождение от желаний. Гаутама стал Буддой (просветленный). Он достиг состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие.

Последующие 44 года были посвящены проповеди учения и организации

общинно-монашеской жизни. Умер примерно в 477 г. до н.э. (80 лет) Последние слова: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения». Исходный пункт жизнеучения: ни наслаждения жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. «На лодке удовольствий и на лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары (круговорот жизни)».

В основе жизнеучения Будды есть 4 благородные истины:

1. есть страдания;

2. есть причина страдания;

3. есть прекращение страдания;

4. есть путь, ведущий к прекращению страдания – правильная срединная

дорога:

 Страдание - сама жизнь.23

 Источник страдания, его причина – желание жизни, наличие самих

желаний.

 Прекращение страданий – достижение нирваны («затухание»,

«остывание»).

Понять ее, не достигнув ее – нельзя! О блаженстве знает только блаженный.

 Путь, ведущий к нирване:

1) истинное воззрение (праведная вера);

2) истинное намерение (отрешение от мира) ;

3) истинная речь (не лгать, не браниться);

4) истинные поступки (не нанесение вреда живому);

5) истинный образ жизни;

6) истинное усилие (постоянные бодрствования);

7) истинное памятование (помнить, что все преходящее);

8) истинное сосредоточение (духовное самопогружение).

Восемь ступеней верной дороги – схема действий нравственно

совершенствующейся личности. Таким образом:

а) исходный путь – понимание смысла жизни;

б) затем – это становится внутренне значимым мотивом;

в) далее – мотив переходит в определенное решение;

г) это решение реализуется в поступках;

д) поступки определяют сознательную линию поведения;

е) далее – оценка (осмысление) поступков, насколько они

свободны от дурных мыслей;

ж) нравственное поведение включается в контекст исходного

смысла жизни;

з) последнее звено – выход за границы самой морали, достижение

смысла жизни;

Моральный кодекс сторонников Будды.

· Не убивать;

· Не воровать;

· Жить целомудренно;

· Не лгать;

· Не употреблять опьяняющие напитки.

В социальном плане учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности.

Авторитет буддизма, его широкое распространение обусловлено тем, что страдание можно победить в этой жизни (а не загробной). Помимо «джайнизма» и «буддизма» в Индии появлялись и другие мировоззренческие учения, созвучные европейскому философскому пониманию мироздания, в которых, в частности, исследовались проблемы онтологии и гносеологии.

Наши рекомендации