Для чего нужно изучать философию?
Философии
¨ Философская картина
Мира
¨ Философия человека
¨ Философия деятельности
¨ Задачи и упражнения
МОСКВА · 2005
Балашов Л. Е.
Философия:Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.
Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.
Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.
Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.
В конце книги даются задачи и упражнения по философии.
Книга снабжена именным указателем.
В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.
ISBNã Балашов Л. Е., 2005 г.
С о д е р ж а н и е
Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7
Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ........................................................ 10
ГЛАВА 1. Что такое философия?.......................................................... 10
1.1. Любовь к мудрости............................................................................ 10
1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 15
1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19
1.4. Практическая философия................................................................ 27
Раздел второй. Краткий очерк истории философии 31
ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 31
2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 31
2.2. Протофилософия................................................................................ 31
2.3. Ранние греческие философы........................................................... 32
2.4. Сократ................................................................................................... 37
2.5. Платон................................................................................................... 39
2.6. Аристотель........................................................................................... 41
2.7. Киники................................................................................................... 43
2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 44
2.9. Философия средневековья............................................................... 46
ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 49
3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 49
3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 51
3.3. Р. Декарт............................................................................................... 53
3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 55
3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 57
3.6. Д. Локк................................................................................................... 57
3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 59
3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 60
3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 61
3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 62
3.11. И. Кант................................................................................................ 63
ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 68
4.1. Гегель.................................................................................................... 68
4.2. Послегегелевская философия......................................................... 72
4.3. О. Конт.................................................................................................. 73
4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 74
4.5. Марксистская философия................................................................ 75
4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 85
4.7. С. Кьеркегор........................................................................................ 86
4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 87
ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 94
5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 94
5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 96
5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 97
5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 98
5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 99
5.6. Н. А. Бердяев..................................................................................... 100
5.7. Русский космизм............................................................................... 101
5.8. В. И. Ленин......................................................................................... 102
ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................ 103
6.1. З. Фрейд.............................................................................................. 103
6.2. Феноменология................................................................................. 104
6.3. Экзистенциализм............................................................................. 105
6.4. Прагматизм........................................................................................ 106
6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия........... 106
6.6. К. Поппер........................................................................................... 107
6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды............... 108
6.8. Постмодернизм................................................................................. 109
6.9. Современная философская мысль.............................................. 110
Раздел третий. Философская картина мира........ 111
ГЛАВА 7. Философское понимание мира........................................ 111
7.1. Картины мира................................................................................... 111
7.2. Бытие, существование.................................................................... 117
7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 122
7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 123
7.5. Категориальная структура мира................................................ 125
7.6. О категориальном детерминизме................................................ 126
7.7. Категориальная картина мира.................................................... 129
7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 135
7.9. Материя и движение....................................................................... 139
ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 142
8.1. Структура материи......................................................................... 142
8.2. Качество............................................................................................. 149
8.3. Количество........................................................................................ 151
8.4. Мера.................................................................................................... 160
8.5. Виды материи................................................................................... 165
8.6. Тело..................................................................................................... 167
8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 168
8.8. Виды тела.......................................................................................... 176
8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 177
8.10. Мезоматерия................................................................................... 180
8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 181
ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 185
9.1. Общая характеристика движения............................................... 185
9.2. Пространство.................................................................................... 191
9.3. Время................................................................................................... 193
9.4. Виды движения................................................................................. 197
9.5. Развитие.............................................................................................. 206
ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 212
10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 212
10.2. Структура противоречия............................................................ 216
10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 225
10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 232
10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 238
10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 239
10.7. Золотая середина.......................................................................... 242
10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 244
ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 247
11.1. Общая характеристика становления....................................... 247
11.2. Становление и развитие.............................................................. 250
11.3. Возможность................................................................................... 255
11.4. Действительность.......................................................................... 261
11.5. Закон и явление.............................................................................. 263
11.6. Причина — действие — следствие........................................... 267
11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 276
11.8. Сущность......................................................................................... 280
11.9. Форма и содержание.................................................................... 285
11.10. Старое и новое............................................................................. 286
11.11. Эволюция и революция............................................................. 289
Раздел четвертый. Философия человека............. 296
ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 296
12.1. Что такое человек?........................................................................ 296
12.2. Человек-общество-природа........................................................ 297
12.3. Сущность человека....................................................................... 298
12.4. Происхождение человека........................................................... 301
12.5. Организация человека................................................................. 304
12.6. Типология человека...................................................................... 305
ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 309
13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 309
13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 315
13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 322
13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 324
13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 331
13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 337
13.7. Активное долголетие.................................................................... 340
13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 348
13.9. Человеческое счастье................................................................... 352
13.10. Любовь........................................................................................... 357
13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 369
ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 371
14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 371
14.2. Либерализм..................................................................................... 376
14.3. Cвобода............................................................................................ 382
ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 398
15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 398
15.2. Структура общества.................................................................... 400
15.3. Государство.................................................................................... 402
15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 411
15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 411
15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 413
15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 415
15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 418
15.9. Мораль, право, политика............................................................ 426
15.10. Золотое правило поведения..................................................... 427
15.11. Добро и зло................................................................................... 437
15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 449
15.13. О культуре поведения................................................................ 453
15.14. Культура....................................................................................... 456
15.15. Наука.............................................................................................. 461
15.16. Искусство...................................................................................... 462
15.17. Религия........................................................................................... 463
Об атеизме и свободомыслии.............................................................. 469
Мистика..................................................................................................... 471
15.18. Цивилизация................................................................................. 475
15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 476
Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология.............................................. 498
ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 498
16.1. Деятельность.................................................................................. 499
16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 504
16.3. Цель, средство, результат........................................................... 505
16.4. Субъект и объект........................................................................... 509
16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 514
16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 518
16.7. Психика............................................................................................ 520
16.8. Сознание.......................................................................................... 526
16. 9. Воля.................................................................................................. 528
16.10. Язык................................................................................................ 529
16.11. Опыт................................................................................................ 530
ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 531
17.1. Как мы думаем?............................................................................. 531
17.2. Способности мышления.............................................................. 533
17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 543
17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 545
17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 551
17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 553
17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 556
17.8. Категориальный строй мышления........................................... 568
17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 586
ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 598
18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 598
18.2. Сущность творчества................................................................... 599
18.3. Познание.......................................................................................... 603
18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 609
18.5. Формы индивидуального познания......................................... 610
18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 611
18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 616
18.8. Практика.......................................................................................... 617
18.9. Игровая деятельность.................................................................. 623
18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 625
18.11. Спорт.............................................................................................. 627
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 629
К разделу «Введение. Что такое философия?»............................... 629
К разделу «История философии»........................................................ 630
К разделу «Философская картина мира»......................................... 631
К разделу «Философия человека»...................................................... 632
К разделу «Философия деятельности».............................................. 639
Разное......................................................................................................... 642
Пояснения и методические рекомендации....................................... 645
Литература............................................................................................... 647
Книги автора............................................................................................ 648
Указатель имен........................................................................................ 650
Предметный указатель.......................................................................... 653
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.