Для чего нужно изучать философию?

Философии

¨ Философская картина

Мира

¨ Философия человека

¨ Философия деятельности

¨ Задачи и упражнения

МОСКВА · 2005

Балашов Л. Е.

Философия:Учебник. 2-я редакция, с изменениями и дополнениями. Электронная версия — М., 2005. — с. 672.

Эта книга — изложение лекционного курса по философии с примечаниями и добавлениями.

Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др. Этот курс читался автором в ряде вузов Москвы.

Книга отвечает программным требованиям государственного образовательного стандарта по философии, предназначена для студентов и преподавателей высшей школы, для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Она может быть полезна всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.

В конце книги даются задачи и упражнения по философии.

Книга снабжена именным указателем.

В бумажном виде учебник "Философия" издан издательско-торговой корпорацией "Дашков и К" в 2004 г.

ISBNã Балашов Л. Е., 2005 г.

С о д е р ж а н и е

Для чего нужно изучать философию?.................................................... 7

Раздел Первый. ВВЕДЕНИЕ........................................................ 10

ГЛАВА 1. Что такое философия?.......................................................... 10

1.1. Любовь к мудрости............................................................................ 10

1.2. Предмет и «части» философии....................................................... 15

1.3. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений 19

1.4. Практическая философия................................................................ 27

Раздел второй. Краткий очерк истории философии 31

ГЛАВА 2. Философия древнего мира и средневековья................... 31

2.1. Зачем нужно знать историю философии?................................... 31

2.2. Протофилософия................................................................................ 31

2.3. Ранние греческие философы........................................................... 32

2.4. Сократ................................................................................................... 37

2.5. Платон................................................................................................... 39

2.6. Аристотель........................................................................................... 41

2.7. Киники................................................................................................... 43

2.8. Древняя философия после Аристотеля........................................ 44

2.9. Философия средневековья............................................................... 46

ГЛАВА 3. Философия XV-XVIII веков................................................ 49

3.1. Философия эпохи Возрождения (XV—XVI века)..................... 49

3.2. Ф. Бэкон................................................................................................ 51

3.3. Р. Декарт............................................................................................... 53

3.4. Б. Спиноза............................................................................................ 55

3.5. Т. Гоббс................................................................................................. 57

3.6. Д. Локк................................................................................................... 57

3.7. Г. Лейбниц............................................................................................ 59

3.8. Дж. Беркли и Д. Юм........................................................................... 60

3.9. Вольтер и Руссо.................................................................................. 61

3.10. Французские философы-материалисты XVIII в..................... 62

3.11. И. Кант................................................................................................ 63

ГЛАВА 4. Философия в XIX веке.......................................................... 68

4.1. Гегель.................................................................................................... 68

4.2. Послегегелевская философия......................................................... 72

4.3. О. Конт.................................................................................................. 73

4.4. Л. Фейербах......................................................................................... 74

4.5. Марксистская философия................................................................ 75

4.6. А. Шопенгауэр.................................................................................... 85

4.7. С. Кьеркегор........................................................................................ 86

4.8. Ф. Ницше.............................................................................................. 87

ГЛАВА 5. Русская философия XIX – XX веков................................. 94

5.1. Общая характеристика русской философии.............................. 94

5.2. Западники и славянофилы.............................................................. 96

5.3. П. Я. Чаадаев....................................................................................... 97

5.4. В. Г. Белинский и А. И. Герцен...................................................... 98

5.5. В. С. Соловьев..................................................................................... 99

5.6. Н. А. Бердяев..................................................................................... 100

5.7. Русский космизм............................................................................... 101

5.8. В. И. Ленин......................................................................................... 102

ГЛАВА 6. Философия ХХ века............................................................ 103

6.1. З. Фрейд.............................................................................................. 103

6.2. Феноменология................................................................................. 104

6.3. Экзистенциализм............................................................................. 105

6.4. Прагматизм........................................................................................ 106

6.5. Логический позитивизм и аналитическая философия........... 106

6.6. К. Поппер........................................................................................... 107

6.7. Психоделический мистицизм Карлоса Кастанеды............... 108

6.8. Постмодернизм................................................................................. 109

6.9. Современная философская мысль.............................................. 110

Раздел третий. Философская картина мира........ 111

ГЛАВА 7. Философское понимание мира........................................ 111

7.1. Картины мира................................................................................... 111

7.2. Бытие, существование.................................................................... 117

7.3. Духовное и материальное (идеальное и реальное)............... 122

7.4. Источники построения категориальной картины мира....... 123

7.5. Категориальная структура мира................................................ 125

7.6. О категориальном детерминизме................................................ 126

7.7. Категориальная картина мира.................................................... 129

7.8. Соответствия и антисоответствия между категориями........ 135

7.9. Материя и движение....................................................................... 139

ГЛАВА 8. Материя................................................................................. 142

8.1. Структура материи......................................................................... 142

8.2. Качество............................................................................................. 149

8.3. Количество........................................................................................ 151

8.4. Мера.................................................................................................... 160

8.5. Виды материи................................................................................... 165

8.6. Тело..................................................................................................... 167

8.7. Целое, строение, часть; система, структура, элемент.......... 168

8.8. Виды тела.......................................................................................... 176

8.9. Группа (групповая материя)........................................................ 177

8.10. Мезоматерия................................................................................... 180

8.11. Органические виды материи: организм, сообщество......... 181

ГЛАВА 9. Движение............................................................................... 185

9.1. Общая характеристика движения............................................... 185

9.2. Пространство.................................................................................... 191

9.3. Время................................................................................................... 193

9.4. Виды движения................................................................................. 197

9.5. Развитие.............................................................................................. 206

ГЛАВА 10. Противоречие..................................................................... 212

10.1. Общая характеристика противоречия.................................... 212

10.2. Структура противоречия............................................................ 216

10.3. Внутренние и внешние взаимодействия (связь и столкновение) 225

10.4. Основные характеристики внутренних и внешних противоречий (взаимопереход и необратимый переход противоположностей).................................................................... 232

10.5. Сложные (органические) противоречия................................. 238

10.6. Гармонические и антагонистические противоречия.......... 239

10.7. Золотая середина.......................................................................... 242

10.8. Противоречия в мышлении......................................................... 244

ГЛАВА 11. Становление....................................................................... 247

11.1. Общая характеристика становления....................................... 247

11.2. Становление и развитие.............................................................. 250

11.3. Возможность................................................................................... 255

11.4. Действительность.......................................................................... 261

11.5. Закон и явление.............................................................................. 263

11.6. Причина — действие — следствие........................................... 267

11.7. Вещь — свойство — отношение............................................... 276

11.8. Сущность......................................................................................... 280

11.9. Форма и содержание.................................................................... 285

11.10. Старое и новое............................................................................. 286

11.11. Эволюция и революция............................................................. 289

Раздел четвертый. Философия человека............. 296

ГЛАВА 12. Учение о человеке (философская антропология).... 296

12.1. Что такое человек?........................................................................ 296

12.2. Человек-общество-природа........................................................ 297

12.3. Сущность человека....................................................................... 298

12.4. Происхождение человека........................................................... 301

12.5. Организация человека................................................................. 304

12.6. Типология человека...................................................................... 305

ГЛАВА 13. Жизнь, смерть, бессмертие............................................. 309

13.1. Жизнь. Смысл и цель жизни....................................................... 309

13.2. Смерть и бессмертие.................................................................... 315

13.3. Живая связь смертности и бессмертия.................................... 322

13.4. Как мы “делаем” бессмертие?................................................... 324

13.5. Потенциальное бессмертие........................................................ 331

13.6. Актуальное бессмертие (жить настоящим, в настоящем).. 337

13.7. Активное долголетие.................................................................... 340

13.8. Конечность и бесконечность существования в перспективе жизни 348

13.9. Человеческое счастье................................................................... 352

13.10. Любовь........................................................................................... 357

13.11. Человеческий смысл творчества............................................ 369

ГЛАВА 14. Гуманизм, либерализм и свобода................................ 371

14.1. Гуманизм — философия человечности................................... 371

14.2. Либерализм..................................................................................... 376

14.3. Cвобода............................................................................................ 382

ГЛАВА 15. Учение об обществе (социальная философия)......... 398

15.1. Общество — взаимодействие людей....................................... 398

15.2. Структура общества.................................................................... 400

15.3. Государство.................................................................................... 402

15.4. Социальные группы (семья, коллектив, слой, этнос, нация) 411

15.5. Патриотизм, национализм, шовинизм..................................... 411

15.6. Отношения между людьми. Справедливость........................ 413

15.7. Коллективизм и/или индивидуализм....................................... 415

15.8. Критика идей социализма и коммунизма............................... 418

15.9. Мораль, право, политика............................................................ 426

15.10. Золотое правило поведения..................................................... 427

15.11. Добро и зло................................................................................... 437

15.12. Об эгоизме, альтруизме и нормальном поведении............ 449

15.13. О культуре поведения................................................................ 453

15.14. Культура....................................................................................... 456

15.15. Наука.............................................................................................. 461

15.16. Искусство...................................................................................... 462

15.17. Религия........................................................................................... 463

Об атеизме и свободомыслии.............................................................. 469

Мистика..................................................................................................... 471

15.18. Цивилизация................................................................................. 475

15.19. Современность, история и будущее человечества. Глобальные проблемы. 476

Раздел пятый. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Формы и методы человеческой деятельности. Философская методология.............................................. 498

ГЛАВА 16. Деятельность, субъект, объект...................................... 498

16.1. Деятельность.................................................................................. 499

16.2. Целесообразность, целеполагание, целенаправленность. 504

16.3. Цель, средство, результат........................................................... 505

16.4. Субъект и объект........................................................................... 509

16.5. Виды человеческой деятельности............................................ 514

16.6. Труд, отдых, игра, творчество................................................... 518

16.7. Психика............................................................................................ 520

16.8. Сознание.......................................................................................... 526

16. 9. Воля.................................................................................................. 528

16.10. Язык................................................................................................ 529

16.11. Опыт................................................................................................ 530

ГЛАВА 17. Мышление........................................................................... 531

17.1. Как мы думаем?............................................................................. 531

17.2. Способности мышления.............................................................. 533

17.3. Качества мышления (хитрость, мудрость)............................ 543

17.4. Рассудок (дедуктивная логика)................................................. 545

17.5. Вероятностное мышление.......................................................... 551

17.6. Ум (интуиция)................................................................................. 553

17.7. Разум (диалектическое мышление).......................................... 556

17.8. Категориальный строй мышления........................................... 568

17.9. Здравомыслие, здравый смысл (норма в мышлении, нормальное мышление) 586

ГЛАВА 18. Творчество.......................................................................... 598

18.1. Жизнедеятельность....................................................................... 598

18.2. Сущность творчества................................................................... 599

18.3. Познание.......................................................................................... 603

18.4. Индивидуальное и коллективное познание........................... 609

18.5. Формы индивидуального познания......................................... 610

18.6. Наука (коллективное познание)................................................ 611

18.7. Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции 616

18.8. Практика.......................................................................................... 617

18.9. Игровая деятельность.................................................................. 623

18.10. Искусство (художественная деятельность)......................... 625

18.11. Спорт.............................................................................................. 627

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ....................... 629

К разделу «Введение. Что такое философия?»............................... 629

К разделу «История философии»........................................................ 630

К разделу «Философская картина мира»......................................... 631

К разделу «Философия человека»...................................................... 632

К разделу «Философия деятельности».............................................. 639

Разное......................................................................................................... 642

Пояснения и методические рекомендации....................................... 645

Литература............................................................................................... 647

Книги автора............................................................................................ 648

Указатель имен........................................................................................ 650

Предметный указатель.......................................................................... 653

Для чего нужно изучать философию?

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

7. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

8. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Наши рекомендации