Формируемые в результате освоения дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

Методические рекомендации, тематика лекций, семинарских занятий для студентов факультетов естественнонаучного направления

Иваново 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели освоения дисциплины:

Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и начинает готовить студентов к педагогической, научно-исследовательской, исследовательско-аналитической, культурно-просветительской, организационно-административной, проектной видам деятельности, заключающихся в следующем:

научно-исследовательская − понимание и критическое использование в исследовательской работе различной информации, поиск необходимой информации в разнообразных источниках, в сетевых ресурсах, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике локальных исследований;

педагогическая – практическое использование знаний основ педагогической деятельности; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям страны, правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

организационно-управленческая – подготовка и обработка аналитической информации для органов государственного управления и местного самоуправления;

культурно-просветительская – информационное обеспечение историко-культурных и социально-философских аспектов в деятельности социальных и государственных институтов;

экспертно-аналитическая – подготовка и обработка информации для обеспечения деятельности общественных и государственных организаций и средств массовой информации.

Цель курса – формирование культуры мыслительной деятельности в моделях философского дискурса, что предполагает научение соотнесения различных философских парадигм (философем) с актуальной (реализуемой субъектом) сферой бытия или деятельности.

Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «Философия», облегчают освоение последующих гуманитарных дисциплин, так как основываются на фундаментальной методологии системного подхода, обладающей в целом эвристическим потенциалом применительно к логике общения, понимания и анализа текстов (информации) разного уровня сложности и репрезентативности; предполагают применение дедукции, индукции и аналогии как основополагающих форм мышления для осмысления исторической действительности как регионально-локального, так и глобального уровня.




КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

формируемые в результате освоения дисциплины

Знать:

объект и предмет философии как науки, место и значение философии в системе культуры;

специфику философского метода познания действительности (в сравнении с мифологическим, научным, религиозным, художественным);

функции философии для индивидуального и общественного сознания;

структуру (систему) философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксиология; философская антропология, социальная философия, этика, эстетика);

историю мировой философии и представлять логику ее развития с древнейших времен (древнеегипетский герметизм, китайская, индийская и античная философия) до наших дней (философия ХХ века, основные тенденции отечественной и зарубежной в современной философии);

систему понятий и категорий философии как науки и учебной дисциплины (бытие, небытие, материя, пространство, время, движение, сознание, мышление, язык, речь, бессознательное и т. д.);

основные линии развития мировой философии, ее основные направления и школы, а также ее виднейших представителей;

национальные философские школы (немецкая, английская, французская, испанская, русская, американская);

значимые первоисточники по истории развития мировой философской мысли;

наиболее авторитетные философские парадигмы (философемы) осмысления индивидуального и общественного бытия;

основные философские, социально-философские, философско-культурологические закономерности индивидуального и общественного развития;

конкретно-исторические, этно-национальные (европейская, азиатская, евразийская) и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики;

основные функции психики, иметь представление о роли разума, сознательного и бессознательного в регуляции поведения и функционирования общества и ноосферы;

условия формирования личности, ее свободы, ответственности, прав и свобод, понимать роль насилия и ненасилия в истории и поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим и самому себе;

Уметь:

оперировать понятиями и категориями античной, средневековой, новоевропейской и современной философии ;

создавать и использовать опорные сигналы к определенным вопросам или философским проблемам;

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему;

определять философему, адекватную актуальной (реализуемой субъектом) сфере бытия или деятельности;

давать логически верные определения научным и философским понятиям;

вести научный диалог по актуальным вопросам и проблемам современной философии;

анализировать взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней;

определять соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни ;

видеть своеобразие философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

Владеть:

метафизическим, диалектическим, историческим, компаративистским, герменевтическим, феноменологическим, экологическим, семиотическим, системно-синергетическим, ноосферно-универсумным подходами к анализу актуальной (реализуемой субъектом) сферы бытия или деятельности;

навыками ведения дискуссии;

активными приемами работы с аудиторией;

приемами самоорганизации деятельности (самообразования, саморазвития, самосовершенствования и т. д.);

гипотетико-дедуктивным, индуктивным и аналогическим способами познания исторической, социальной и политической действительности.

Тематическое планирование лекций

Лекция 1 Введение в философию (2ч):

Лекция 2-3 Понятийно-категориальный аппарат философии (4 ч.)

Лекция 4 История философии. Генезис философии. (2 ч)

Лекция 5 Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. 2ч

Лекция 6 Античная философия.

Лекция 7 Философия средневековья и эпохи Возрождения. Философия Нового времени. 2ч

Лекция 8. Философия ХХ века. (2ч)

Лекция 9 Русская религиозная философия всеединства и софийности; философия русского космизма (ноосферная философия) (2ч).

Лекция 10 Предмет социальной философии, социальная философия и социология в системе гуманитарной науки.(2ч)

Лекция 11 Социум как предмет философского анализа (2ч).

Лекция 12 Философия истории (2ч).

Лекция 13 Философская антропология (2ч)

Лекция 14 Экологическое, экономическое и политическое бытие общества (2ч).

Лекция 15 Культура и духовная жизнь общества (2ч).

Лекция 16 Природа как предмет философского анализа, коэволюция общества и природы (2ч).

Лекция 17 Философско-культурологические и социально-философские проблемы ноосферного Универсума (2ч).

Лекция 18 Культура и цивилизация (2ч)

Литература:

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 608 с.

2. Барулин В. С. Социальная философия. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 560 с.

3. Булычев И. И. Основы философии, изложенные методом универсального логического алгоритма. Тамбов, Изд-во Тамб. ун-та, 1999. 289 с.

4. Вечканов В.Э., Лучков Н. А. Философия. 2-е изд. М.: ИЦ РИОР, НИЦ Инфра-М, 2013. 136 с.

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. . 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: 2008. 503 с.

6. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль, 1994. 590 с.

7. Канке В. А. Философия. М.: Логос, 1998. 352с.

8. Петров Г.В. Краткий справочник по философии. Псков: ПГПИ, 2004. 52 с.

9. Пигров К. С. Социальная философия. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2005. 296 с.

10. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М.: Центр, 2004. 336 с.

11. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. 736 с.

12. Философия / Под ред. В. Д. Губина. М.: Русское слово, 1997. 432 с.

13. Философия. Учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ / Под ред. проф. А. И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2002. 360 с.

14. Философия: учебник для студентов вузов (8-е изд.) Под общей редакцией Ю. А. Харина Мн.: ТетраСистемс, 2006. 448 с.

15. Цанн-кай-си Ф. В. Философия как теоретическое мировоззрение. Владимир: «Транзит-ИКС», 2009. 442 с.

ЛИТЕРАТУРА, ДОСТУПНАЯ

Наши рекомендации