Понятие и формы мировоззрения. Специфика мировоззрения. 6 страница
рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддржание - важнейшая социальная функция куль-га Тянь. <Этикет» помимо норм негiреходящей ценности, вроде правдивости, доброты, смелости, морального императива «то, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим», включал в качестве первостепенных принципов добродетельности уважение и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных ролей. Конфуцианство, заложившее с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации - ли, что означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а, следовательно, и процветаiшя в государстве. Аналогичным образом в Индии «образующий реальное и нереальное Брахма» не только «вечный творец существ», но и определяющий для всех <шмена, род деятельности (карму) и особое положение». Ему приписывается установление кастового деления и требование безусловного его исполнения.
28. Понятие бытия как всеохватывающей реальности.
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.
Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вогiр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внугр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана соэн ю, действию отд. Индивiщов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небьттие, уграчивая данную форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) 6. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сос-г. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) 6. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) 6. духовного (идеального), кот. дел. на индия. дух. и объективиров. (вНешптдивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индия. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от соэн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Д прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
29. Понятие материи. Основные структурные уровни материи.
Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На гтуги своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и тд.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объек тивной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы делить и четвертый этап, где эта категория лредстает как совокупность многих и многих атрибугов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так на зываемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (демокрит); ‘эфирная модель (декарт); вещественная модель (Гольбах).
Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть сап цi, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибугами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, гтричинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибугов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теллопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». <Щвижение, рассматриваемое в самом общем смысле слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс.
Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц вкутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, элекiромагнитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,лриводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др. 3) БИОЛОГI4ЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, гтриспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.
ЗО. диалектика части и целого, элементов и систем. Типы целостных материальных систем. Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс, отличающийся по своим ттростр. временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов. Общее - объектйвно существующее сходство характеристик единичньих предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых предметов (индивидуальность, неповторимость). диалектика единого и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по себе. Оно неразрывно связано с единичным. диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное Противположностью индивидуального неповторимого является типовое Предельный случай типизации технических устройств - стандартизация
другой подход к осмысленшо всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внугренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.
Структурные связи. Элемент, структура, функция. система. Принцип системности
Кант - наука не агрегат, а ситстема, в которой целое (четкая взаимосвязь соотв. знаний) - важнее частей. Преобладал механицизм, элементаризм. В процессе изучения О. и биологического мира - появилась необходимости в системном подходе. диалектiжа - следствие системного подхода.
Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений.
Система - упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией.
Структура - относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого.
Принщ-iм системности применяется к системным объектам (нет смысла применять его к груде камней). Основной прижщл системного подхода - принцип целостности. Необходимо выделить связи в системе (системообразующие, горизонтальные, вертикальные). При исследовании ситем, обладающих собственными органами управления необходимо выделить цели их поведения.
Целое и часть. Принцип целостности, Форма и содержание
В древности - понять тот или иной предмет - узнать из чего он состоит. Части - предметы, кторые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое обладает др. характеристиками, не сойственными частям его составляющим. - решение диалектическая связь частей. Необходиво уходить от редукционизма, элементаризма (деление сложного на простые), механицизма (целое лишь сумма частей).
Принцип целостности ключ к решению вопроса (в чем заключается секрет целостности?) дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи объединяющие предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.
Эмпириокритициэм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познашiя - экономию мышления.
Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.
Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функщюнально:
одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической гтричинности и проявл в том, что мы наз памятью.
Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.
- субъективный идеализм.
Неопозитивиз.ч. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп, был махнэм. Но если махисты отстаивали “биолого - экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвивули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственньих содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”
Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вогтр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.
Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире.
Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом достиж матем логики. Попьггавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.
Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.
Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают З типа осмысл предложений 1 высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) З. предложения логики и матем (не содержат вьюк о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания)
Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - вери фикация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа дущ чел бесссмертна” бессмыслены т.к. не могут быть проверены.
Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификацшi можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний. Оказалось ,что ни один научный закон, нп одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко представлена в искусстве (тема любви в поэзии, кино - имеют разные соотношения) в качестве угторядочевающего фактора форма более консервативна чем содержание (консервативность форм управления. .). Переход на новый этап развития требует смены формы (формы устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных фрагментов знания на исскуственный симнолический или формульный язык).
31. Понятие движения и его формы. Значение классификации форм движения для медицины.
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состояншо, и не по ггринужденшо, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. движение - это способ сущ материи. движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ гтревращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.
движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество предмета, 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не мб. объяснено кач разнообразием другого.
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (те. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
32. Пространство и время как атрибуты бытия. Хрономедицина.
ГIространство — обычно протяженность, время — длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оноi)симетрично, т е нет не обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м б взята за начало координат),З)пространство изотропно, т е нет привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время — длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: 1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми (соединение Н и О2дает I{20 и обратно, возможно распадение);З) время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее.
Есть две теории относительности:
1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие — гiространственно-временной интервал это величина которая не меняется при переходе от одной системы отсчета к другой.
2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы, пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении пространства вселенная замкнуга, а при отрицательном вселенная бесконечна. Фрiiдман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад наша вселенная была сконцентрирована в замкнугой форме пространства. У вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами сверхллотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые пространством и временем.
33. Форма и содержание, сущность и явление в материальных системах.
Содержание и форма - понятия диалектические. Их связь ярко представлена в искусстве (тема любви в поэзия, кино - имеют разные соотношения) . в качестве угюрядочевающего фактора форма более консервативна чем содержание (консервативность форм управления...). Переход на новый этап развития требует смены формы (формы устаревают). Формализация знания полезна (перевод содержательных фрагментов знания на исскуственный симнолический или формульный язык).
другой подход к осмыслению всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внугренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.
34. детерминизм — фундаментальный принцип философского учения о бытии. Понятие причины и следствия. Причинность в медицине.
Детерчинизм от лат сiе — определяю, филос учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира. д предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из к-ых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно ггричинного характера, т е прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория дярвина).
Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все гiричияно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.
Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. для ученого важно не только качественная зависимость м/у причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о гiричииности имеют в виду явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причишюсти стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на лричинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие лричiшно следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие чудес,
35. Категории необходимость и с.лучайность, их значение для медицины.
Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо или случайно?
Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные следствия. Появился Лоттласовский детерминизм. Лагiлас заявил, что если появится обширный ум, который может учесть все действующие сильь, то он может написать дифференциальное авнение с помощью которого можно знать и прошлое и будущее. Это делает бьитие чудовищным. Лаллас верил что мир это “паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом когда все фатально предопределено.
Приминение статистики в физике стало менять представление о бьгтие, стат-а олред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир — это океан случайности (так говорил Гипс). Бытие — это случайности и делать ставку на необходимости — это ошибка.
В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию дал ряд удачных характеристик:
случ это форма проявления и дополнения необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть воздействует на необходимые закономерности.
36. Категории возможности и действительности. Понятие вероятности. Вероятностное мышление в медицине.
Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект — это не только актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в действительность есть эволюция.
Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и луги его реализации с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налияой жизненой ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого несоответствия. Ар-дь толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.
37. Понятие развития. диалектика и её формы. диалектика и синергетика.
Исторические формы дш
Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор». диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру
Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях
Стихийная форма диалектики. Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии, однако он высказал ряд гениальных догадок.
Аристотель понимал метафизику иначе, чем мы. Его основной философский трактат назывался «метафизика>. Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познаш метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр «да и Нет».
Систему диалектики создал Гегель «Логика». для Гегеля развитие лрисуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании.
Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику.
ДИАЛЕКТИКА стихийная, идеалистическая, материалистическая
С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира, не являясь при этом самостоятельными.
ОСНОВНЫЕ ПРИ}ЩI4ЛЬи МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОИ ДИАЛЕКТИКИ:
1. развития,, 2, всеобщей связи
Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития.
Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.
Классики марксизма, материалистi.гчески изучив учение Гегеля, сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами, Связь внугренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании
Закон ы диалектикн
Закон единства и борьбы противопоэтожностей
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений
Закон отрицания отрицания
1. вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.
2. вскрывает механизм диалектического развития, т.е. отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.