VIII. ЛА(Й)Я-ЙОГА — РАСТВОРЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Ла(й)я-йога сосредоточивается на созерцательном «поглощении» или «растворении» (лая). Слово лая производится от корня ли, означающего «растворяться» или «исчезать, таять», но также «цепляться; липнуть» и «держаться». Это двойственное значение глагольного корня ли сохранено в слове лая. Лая-йогины стремятся медитативно растворить себя посредством прилепления к трансцендентному Я. Они жаждут преодолеть всякие следы памяти и чувственных переживаний, растворяя микрокосм, ум, в трансцендентном Сущем-Сознании-Блаженстве. Их цель состоит в постепенном развоплощении своей внутренней вселенной посредством напряженного созерцания, покуда не останется лишь одна запредельная Реальность, Я.
Духовный процесс долго понимался как постепенное поглощение «более поздних» сторон психокосмологической эволюции «более ранними» — то есть как инволюция, сворачивание Множественного в Единичное посредством упрощения психики, или ума. Катха-упани-шада (1.3.13), например, говорит о сдерживании «речи» в разуме (манас), разума в личности знания (джняна-атман), личности знания (то есть чувственное знание) в великом одном (махан), и великого одного (то есть высшего разума, шли буддхи) в высшем Я. Схожим образом Прашна-упанишада (4.8) утверждает, что все различные начала существования, такие как материальные элементы, тонкие элементы, чувства, ум, высший ум, самосознание, мысль (читти) и жизненная сила, должны быть постигнуты как пребывающие в высшем Я.
Лайя-йога представляет собой лобовую атаку на заблуждение индивидуума. Как объясняет Шьям Сундар Госвами, написавший наиболее авторитетный труд по данному предмету:
Лая-йога — это та форма йоги, где йога, то есть самадхи, достигается посредством лай. Лая является глубоким сосредоточением, вызывающим поглощение космических законов, шаг за шагом, духовным аспектом Высшей Силы-Сознания. Это процесс поглощения космических законов при глубоком сосредоточении, так что происходит избавление сознания от всего недуховного, и при котором удерживается божественная лучезарная свернутая сила, именуемая кундалин [119].
Духовная работа лая-йогина, похоже, превратно истолковывалась уже в средние века. Это явствует из следующей шлоки, принадлежащей Хатха-йога-прадипике (4.34), одному из стандартных руководств по хатха-йоге:
Они восклицают «поглощение, поглощение», но в чем состоит поглощение?
Поглощение — это невспоминание объектов вследствие непоявления ранее (полученных] впечатлений (васана).
«Невспоминание объектов» не является временной потерей памяти, но это состояние внеобъектного или беспредметного экстаза, иначе то, что в веданте называют нирвикальпа-самадхи. Такое состояние приблизительно соответствует асампрадхнята-самадхи в классической йоге. В йогических кругах память истолковывается как переплетение подсознательных впечатлений (васана). Они скорее походят на удержание запаха в носу после вдыхания аромата цветка, хотя значительно менее благотворны, поскольку удерживают нас в плену изменчивого мира. Так как они являются достаточно активными силами, которые постоянно вызывают умственную деятельность, они известны также как «побудители» (санскара). При высочайшем экстатическом состоянии эти подсознательные силы нейтрализуются, подготавливая ум к растворению (то есть преодолению) в состоянии просветления.
Лая-йогины поглощены преодолением этих кармических образов внутри их собственного ума до такой степени, что их внутренний космос растворяется. В этих усилиях оии используют многие практики и представления тантра-йоги, которые также можно отыскать в хатха-йоге, в частности, модель тонкого тела (шукшма-шарира) с его психоэнергетическими центрами (чакра) и токами (нади).
Центральным для ла(й)я-йоги служит представление о кундалини-шакти — змеиной силе, энергии, которая выражает всеобщую жизненную силу, как она проявлена в человеческом теле. Пробуждение и управление этой грозной силой — главная цель и для хатха-иогина. Действительно, ла(й)я-йогу можно понимать как высшую, созерцательную ступень хатха-йоги.
По мере восхождения пробужденной кундалини от психоэнерге гического центра в основании позвоночника к макушке головы она поглощает' часть жизненной энергии в членах и туловище. Эзотерически это объясняется как повторное поглощение пяти вещественных (первоэлементов их тонкими аналогами. Температура тела заметно падает в этих частях, тогда как в макушке ощущается жжение и она очень горяча на ощупь. Физиология данного процесса еще не понята. Субъективно, однако, йогины ощущают нарастающее растворение их обычного состояния бытия, покуда им не откроется вездесущая Я-личносгь (атман), не знающая ни телесных, ни умственных границ. Итак, во время кульминации микрокосмического растворения дыхание автоматически останавливается или становится незаметным. Это явление известно как «абсолютная задержка [дыхания]» (кевала-кумбхака).
Процесс поглощения присущ всем формам медитативной йоги, который заключается в постепенном отстранении от внешнего окружения и возрастающем единении со своим внутренним миром. Однако в ла(й)я-йоге особое внимание уделяется психоэнергетической стороне данного процесса. Значимость этого прояснится после прочтения семнадцатой и восемнадцатой глав.