Русский космизм xix-xx вв.
Космизм выступает как особое направление в русской философии. Учитывая основные идеи религиозной и естественнонаучной философии, космизм рассматривает космос, окружающий мир (природу) и человека как единое взаимосвязанное целое. Представителями космизма являются Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.
Основоположником космизма считают Федорова Николай Федоровича (1829-1903), у которого космизм приобретает религиозно-философскую направленность. Его основная идея – это победа над смертью и воскрешение всех умерших предков, которая достигается путем объединения людей, преодоления розни и распрей между ними. Но для этого необходимо решить многие проблемы, одна из которых – это проблема нравственности в век варварской и хищнической индустрии, где сыны не почитают отцов, где утрачены истинные ценности, а человек замкнут в своих проблемах. Он считает, что Бог создал жизнь, а природа в силу своей неразумности посылает смерть. Человек, созданный богом, еще не достиг совершеннолетия, поскольку мирится со своей смертью. Через религиозное сознание, как опору нравственности, и науку, в которой заключены знания и могущество техники, можно противостоять природе. Все зависит от человека, он, как разумное существо, должен управлять как Бог неразумной природой, став тем самым господином космоса и творцом, т.е. всесильным Богом, который способен воскрешать, получив космическую силу.
По Федорову «…Космос нуждается в разуме для того, чтобы быть космосом, а не хаосом, каким он (пока) есть… Космос (каков он есть, но не каковым он должен быть) есть сила без разума, а человек (пока) есть разум без силы. Но когда же разум может стать силой, а сила – разумной? Сила станет разумной, когда знания, разум станут управлять ею. Стало быть, все зависит от человека».
Для Константина Эдуардовича Циолковского (1857-1935) космос – бесконечный и сложный механизм, который «граничит с произволом, неожиданностью и случайностью, она дает иллюзию свободной воли сознательных существ. Хотя все периодично, но ничто и никогда строго не повторяется». «Если нам и удается исполнить свою волю, то только потому, что нам это позволила Вселенная»
Философия Циолковского построена на чувственном атомизме, или панпсихизме. Вечно живой атом, составляющий основу материи, может переходить из неорганической материи в органическую и обратно. Хотя мозг и душа смертны, человек, как совокупность атомов, бессмертен. Меняется лишь форма материи. Цель по Циолковскому – космическая этика, которая понимается как отсутствие страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых существ. В этом случае атом не попадет в несовершенный или преступный организм.
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) основывается на том, что биосфера Земли, состоящая из «живого вещества» (совокупность всех организмов, живущих в биосфере), непосредственно зависит от воздействия космоса, а в частности, от активности Солнца. Именно живое вещество, в которое входит и человек, является мощной геологической силой. Костное и живое вещество составляет планетарное единство, ввиду неоднородности вещества между ними происходит материальный и энергетический обмен в виде движения атомов. «В этом биогенном токе атомов, связанная с ним энергия, проявляет резко планетарное, космическое значение живого вещества».
Один из видов живого вещества является цивилизованный человек, который интенсивно меняет биосферу Земли ощбнойазующая поверхность земли. В связи с появлением такой силы биосфера Земли должна обрести новое качественное состояние. Вернадский называет ее ноосферой – сфера разума.Ноосфера – это качественно новая форма организованности, возникающая при взаимодействии природы и общества, в результате преобразующая мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.
Космизм Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964) основан на феномене атмосферного электричества. Именно это явление служит одним из основных факторов в жизненной активности планеты и общебиологической закономерности. Атмосферное электричество, получающее импульс от солнечной радиации, совершает процесс физико-химической реакции, как для неорганической, так и для органической природы. Чижевский высчитал периодичность космических ритмов, зависящих от колебаний солнечной активности, которая составляет 11,1 лет. В эпохи максимумов Солнце излучает мощные потоки различных радиаций, которые, достигнув Земли, вызывают целый ряд географических феноменов, а также различные явления в органической жизни, от вирусных эпидемий чумы, холеры, дифтерии, гриппа, дизентерии и т.п., до исторических событий в жизни общества (революции, войны, массовые психозы и т.д.). Чижевский отмечает: «Мы вибрируем в унисон с тем огромным количеством различных колебаний, которые обусловлены непрерывной динамичностью физико-химических процессов внешней среды. В таком свете наш организм представляется нам как частица-клетка огромного земного организма. И подобно тому, как клетка живого организма подчиняется целому организму, так и целый организм, будь то растение, животное или человек, подчинен общей совокупности жизни Земного шара со всеми его ритмами, колебаниями и возмущениями».
Вопросы для повторения.
1) Как происходит зарождение русской философии?
2) Приведите основные идеи Ломоносова и Радищева.
3) В чем заключается своеобразие славянофилов и западников?
4) Раскройте принцип всеединства Соловьева?
5) Как рассматривает Бердяев проблему свободы?
6) Какие проблемы затрагивал Флоренский в своей философии?
7) Что такое русский космизм? Приведите основные идеи русских космистов.