Русский космизм(Федоров, Вернадский, Циолковский)

Космизм – это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают 3 направления русского космизма: 1)Естественно-научное(Вернадский, Циолковский, Чижевский). 2)Религиозно-философское(Федоров, Соловьев). 3)Поэтически-художественное(Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются 2 тенденции: 1)Органическая. 2)Проективистская. 1) представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. 2) представлена Федоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: В перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос.

Федоров. Религиозный философ, родоначальник русского космизма. Философская система Ф. была изложена и отредактирована его учениками и издана после смерти мыслителя под названием «Философия общего дела». Ф. занимался поиском глубинных причин зла и разработал проект его преодоления. Ф. характеризовал историческое прошлое общества как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснения младшим поколением старшего. Как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Причина этого – зависимость жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. Каждый индивид при этом вынужден решать прежде всего проблему самосохранения. В результате он неизбежно оказывается в самоизоляции. Общественный строй, который основан на подобном эгоизме, является по Ф. отживающей, зооморфической формой Вселенной. Для преодоления безнравственного состояния человечество должно в 1 очередь осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу этого Ф. видит в нравственном долге сынов и дочерей человеческих по отношению к отцам, предкам, всем умершим. Он состоит в патрофикации, воскрешении, возвращении жизни, отнятой у них. По Ф. смерть – это временное явление, оно обусловлено невежеством, несовершеннолетием человеческого рода. Человеческий род потерял свое единство и оказался разделенным на сословия. Человек должен постичь протекающие в природе естественные процессы. По их образу он сможет на более высоком уровне обновлять свой организм, строить себе новые органы, овладеть естественным, направленным тканетворением. Воскрешение отцов предполагает освоение и заселение космоса. Наука должна помочь людям овладеть космосом. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это дает возможность регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полета в космос. По Ф. идеальное общественное устройство – это психократия. В ее основе лежит принцип всеобщей родственности, братства. Конечная цель, которая может быть достигнута на этой ступени – это познание и самопознание во имя преодоления разобщенности и достижения всеобщего воскрешения. Долг воскрешения или «супраморализм» - не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его из догматов в заповеди.

К.Э.Циолковский. Это русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. В 20-е годы прошлого столетия он приобрел мировую известность как глава нового научного направления – астронавтики и ракетодинамики. Космическая философия Циолковского представляет собой синтез разнообразных систем западной и восточной мысли. Он считал, что Вселенная, космос – Божественное. Разрабатывая свою философию, он пытался решить такие философские проблемы, как: смысл космоса в целом, место человека в космосе, конечность и бесконечность человеческого существования и т.д. Исходный принцип его – это атомистический панпсихизм. Основой мира е него выступает вечные и неуничтожимые атомы. Они обладают чувствительностью и зачатками духовности. По терминологии Ц. это «атомы-духи». Для него космос – это живое существо, а человек – это союз атомов, блуждающих во Вселенной. «Атомы-духи» бессмертны, они совершают кругооборот, путешествуя от одного организма к другому. По нему жизнь и разум не являются единственными во Вселенной, т.к. она безгранична. По сравнению с Землей, жизнь на других, более старших планетах, гораздо совершеннее. Согласно Ц. космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития, образующих иерархию. Одни из них – «совершенные», опередили другие планеты и достигли высокой ступени по уровню разума и могущества. Они обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Со временем, в процессе эволюции, образуется союз всех разумных высших существ космоса. Смысл Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновению более высоких форм космического разума, способных к преобразованию космоса, с целью решения глобальных проблем. В космической этике Ц. центральной стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого. Это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла, страданий. Человек ответственен не только перед собой, но и перед будущим, частью которого он является. Ц. был энтузиастом космического расселения человечества не только в солнечной системе, но и в других звездных мирах. Средством решения этой проблемы он считал ракетно-космическую технику. Он считал, что человеческая природа должна в ходе эволюции существенно измениться. Люди в ходе эволюции должны в максимальной мере эмансипироваться от среды обитания. В отдаленном будущем должна произойти полная биохимическая перестройка обитателей Земли. Люди превратятся в разумные «животные-растения», которые будут непосредственно перерабатывать солнечную энергию. Он мечтал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают из вне только лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы будут происходить в замкнутой системе их организма.

В.И.Вернадский. Русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. С его именем связаны такие новые разделы науки как геохимия, биогеохимия, радиогеология, разработка концепции биосферы и ее перехода в ноосферу. Мировоззренческой основой его творчества космизм. Природные социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Согласно ему, жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию вечности жизни, а не ее самозарождение на Земле. Крупным планом мыслителя являлась концепция биосферы. Биосфера – это сфера существование живого на Земле. Неотделимая часть строения ее – это человек. Человек – это деятельное существо, преобразующее с помощью разума природные условия. По мощности своего воздействия антропогенные процессы сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Наши потомки будут обладать более совершенным мыслительным аппаратом, чем мы. В. обосновал мысль о том, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации автотрофности человечества, т.е. достижения его независимости от других форм жизни, путем искусственного синтеза жизни. Анализируя антропогенную деятельность, В. пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу. Ноосфера – это царство человеческого разума. Зарождение ее определяется ростом науки и научного труда, охватом научной мыслью всей планеты, свободой научного творчества, достижением единства всего человечества, открытием новых источников энергии, отказом от войн, всесторонним развитием личности, выходом в космос.

Вопрос 31

Наши рекомендации