Ведические школы и различные редакции Вед
Датировка и история написания Вед
Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет[18]. Он начался с составления «Риг-веды» около XVI века до н. э.[18], достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во временаБудды и Панини в V веке до н. э.[19] Большинство учёных сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи[20].
Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты «Риг-веды» датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.
Индийский брахман, получивший европейское образование, по имени Бал Гангадхар Тилак (1856—1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны нафилолого-астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара[21]. Однако сформулированная Тилаком арктическая гипотеза не нашла поддержки среди учёных.
Основа индуизма — отношение к Ведам как к санатан — вечным — иапаурушея — не сотворённым человеком. В начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма получает ведическое знание. В конце космического цикла ведическое знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет. Более 5000 лет назад, в конце Двапара-юги, часть ведического знания была записана и разделена на четыре Веды великим риши Вьясой[22], который также изложил основную его суть в формеафоризмов «Веданта-сутры»[23].
Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны «Риг-веды». Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в «Яджур-веде». Про Джаймини известно, что он собрал гимны, положенные на музыку и имевшие мелодию в «Сама-веде». «Атхарва-веда», представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.
Ведические школы и различные редакции Вед
Основная статья: Шакха
Изучение ведических писаний было организовано в ряде различных школ или направлений, которые на санскрите называются (śākhā IAST — в буквальном переводе «ветвь»)[24]. Каждая из этих шакх специализировалась на изучении определённых ведических текстов[24]. Существует несколько редакций каждой из Вед, ассоциируемых с рядом различных школ. В ведических школах были разработаны сложные методы сохранения текста, которые основывались на запоминании наизусть вместо записывания. Для облегчения процесса запоминания использовались особые методы грамматического разбора и повторения текстов.
Различные ведические школы создали свои комментарии к Ведам, из которых только некоторые, преимущественно относящиеся к средним векам, дошли до наших дней. Одним из самых известных средневековых комментаторов принято считать Саяну. Ведические школы также произвели каталогизацию Вед, составив для каждой из них индекс анукрамани. Общий индекс всех Вед называется сарванукрамани.
В ведическом обществе все варны имели право изучать Веды, однако позднее был установлен запрет на изучение Вед для женщин и шудр, который нашёл своё отражение в дхарма-шастрах, провозгласивших изучение Вед религиозной обязанностью исключительно трёх высших варн — брахманов, кшатриев и вайшьев.
Править]Деление
Основными писаниями на ведическом санскрите являются самхиты(saṃhitā IAST — «сборники») — сборники мантр, которые предназначались для совершения огненных жертвоприношений во времена исторической ведической религии. Они считаются самой древней частью Вед. Существуют четыре самхиты:
1. Риг-веда — состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.
2. Яджур-веда — содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.
3. Сама-веда — содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.
4. Атхарва-веда — представляет собой сборник мантр-заклинаний.
Мантры в самхитах представлены в виде гимнов, молитв, заклинаний, ритуальных формул, чар и т. д. и обращены к пантеону богов и богинь, которые обозначаются санскритским термином «девы» (санскр. देव, déva — «бог», «божественный», «небесный»). Основными девами ведического пантеона, которым посвящено больше всего гимнов и молитв, являютсяРудра, Индра, Агни и Варуна. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы, араньяки и упанишады. Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основной самхиты эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.
Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категорииджнана-канды (раздела о знании)[25][26][27]. В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация[28][29]. Араньяки и упанишады являются основой веданты — одной из шести теистических школ индуистской философии. Другая категория ведических писаний, брахманы, представляют собой ритуальные тексты, описывающие детали жертвоприношений и комментирующие смысл жертвенного ритуала. Брахманы связаны с самхитой одной из Вед и являются отдельными текстами, за исключением Шукла Яджур-веды, где они частично интегрированы в самхиту. Важнейшая из брахман — «Шатапатха-брахмана», которая относится к «Шукла Яджур-веде». Брахманы также могут включать в свой состав араньяки и упанишады[30][31].
По мнению учёных, составление брахман, араньяк и основных упанишад канона «мукхья» завершилось в конце ведического периода. Остальные упанишады, принадлежащие к канону «муктика», были составлены уже в послеведический период.
К писаниям на ведическом санскрите также принадлежат некоторые сутры, такие как «веданта-сутры», «шраута-сутры» и «грихья-сутры»[30][31]. Учёные считают, что их составление (около VI века до н. э.), вместе с появлениемВеданг, ознаменовало конец ведического периода, после которого начали появляться первые тексты на классическом санскрите в период Маурьев.
Четыре Веды
Согласно каноническому делению, Веды разделены на четыре части (турия), это[32]: «Риг-веда», «Яджур-веда», «Сама-веда» и «Атхарва-веда». Принято считать, что из этих четырёх Вед первые три составляли изначальный ведический канон, называемый трайи — «тройственная видья», что можно перевести как «тройственная священная наука», которая состояла из:
1. Повторение мантр — «Риг-веда»
2. Совершение жертвоприношений — «Яджур-веда»
3. Обрядовое воспевание мантр — «Сама-веда»[33][34]
Подобное тройственное деление присутствует в брахманах, в частности в «Шатапатха-брахмане», «Айтарея-брахмане» и других. «Ману-смрити» также часто упоминает три Веды, называя их траям-брахма-санатанам — «тройная вечная Веда». Однако «Риг-веда» рассматривается как древнейший из текстов, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Таким образом, существует три основных вида ведических мантр:
1. Рик — метрические прославляющие гимны, предназначенные для громкого повторения вслух.
2. Яджус — мантры в прозе, предназначенные для повторения тихим голосом на церемониях жертвоприношений.
3. Саман — метрические мантры, предназначенные для воспевания на жертвоприношениях Сома.
«Яджур-веда», «Сама-веда» и «Атхарва-веда» представляют собой отдельные сборники мантр и гимнов, которые соостветственно служили руководством для ведических священников адхварью, удгатри ибрахманов. «Атхарва-веда» — это четвёртая Веда. Она представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые использовались в волшебстве и исцелении.
А́стика (санскр. आस्तिक) и На́стика (санскр. नास्तिक) — технические термины в индуизме, используемые для классификации философских школ (даршан) в соответствии с занимаемыми этими школами позициями по отношению к авторитету Вед. Название происходит от санскритского глагола (асти — существует, насти — не существует). По одной из самых ранних формулировок («Законы Ману», II. 3), «последователь настики — это тот, кто не признает авторитета Вед». Однако наиболее авторитетная этимологияПанини производит слово «настика» от «насти» и утверждает, что последователь настики — это тот, кто полагает, будто нет «иного мира» (паралокам насти), иначе говоря, существования души после смерти[1].
Брахманистская традиция насчитывает девять философских школ: шесть ортодоксальных (астика) и три неортодоксальных (настика), хотя реально школ было гораздо больше (например, грамматисты-лингвофилософы школыБхартрихари, скептики, адживики, алхимики школы «расаяна» и др.)[2]. К ортодоксальным (астика) относятся: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя,вайшешика. К неортодоксальным (настика) относятся: буддизм, джайнизм,локаята. Учение сикхов возникло в XV—XVI в. (то есть спустя примерно две тысячи лет после формирования классических даршан) и поэтому не входит в брахманистскую классификацию. Тем не менее, вследствие отрицания сикхами авторитета Вед, сикхизм, с точки зрения индуизма, следовало бы отнести к категории «настика».
В современной Индии термины «астика» и «настика» используются как эквиваленты английских (и русских) терминов «теист» и «атеист», соответственно[3].
Вследствие многозначности терминов «астика» и «настика» в философских диспутах возможны недоразумения. Так, выдающийся буддийский мыслитель Нагарджуна (то есть представитель одного из направлений настики) в своём трактате «Ратна-авали раджа-парикатха» («Драгоценные строфы наставления царю») призывал бороться с мнением настиков (настикья-дришти) о несуществовании других миров. Согласно буддийскому учению, такое мнение вредно, поскольку оно разрушает идею кармы и причинно-следственной связи[4].